Поэтические фестивали на постсоветском пространстве в 2000-е годы стали расти, что называется, как грибы. К этой молодой поросли среди прочих относится ялтинский Синани-фест, который на минувшей неделе состоялся в четвертый раз.
Литературно-фестивальное движение в Украине стало набирать ход во второй половине 2000-х, то есть буквально в последние несколько лет. Два подобных мероприятия уже достигли довольно высокого уровня - это дебютировавшие в 2006-м «Киевские лавры» и Литературный фестиваль при Форуме издателей во Львове. На этих двух смотрах успел отметиться практически весь цвет современной русской и украинской поэзии, а также многие известные авторы из Белоруссии, Грузии, Литвы, Польши, Сербии, Германии и других стран.
Синани-фест появился годом позже. Бюджет у него гораздо скромнее, амбиций несравненно меньше, но свои изюминки имеются. Прежде всего, в отличие от упомянутых литературных форумов, это фестиваль-конкурс, и в нем может участвовать каждый. Считаете себя поэтом? Пожалуйста, присылайте свои тексты в оргкомитет фестиваля, и если высокое жюри оценит ваши сочинения баллом, достаточным для попадания в первую двадцатку, добро пожаловать в Ялту. Собственно, вот и вторая изюминка: Ялта есть Ялта. Даже в октябре.
Поэты и другие
В нынешнем году судейскую коллегию составили маститые харьковские поэты Ирина Евса и Станислав Минаков, киевляне Дмитрий Лазуткин и Наталья Бельченко, Максим Кабир из Кривого Рога, а также автор этих строк. На конкурс было прислано 37 подборок стихотворений. Честно говоря, выбрать из них 20 достойных оказалось делом непростым, и, увы, вовсе не потому, что они были одна лучше другой. Почти половина текстов - откровенная графомания без заметных признаков поэтического дара. В сводном оценочном листе членов жюри удовлетворительного среднего балла (то есть не менее 15 при максимуме 30) удостоилось всего 17 авторов.
Это довольно характерная и красноречивая деталь. Дело в том, что поэзия - занятие гораздо более доступное, чем прочие виды искусств. Музыканту, живописцу, кинематографисту необходимо множество специальных знаний и умений, которых можно достичь за долгие годы обучения, а также масса подручных материалов - от красок и струн до кинокамер и осветительных установок. Поэту же вроде бы не нужно ничего, кроме ручки и бумаги. Однако кажущаяся легкость стихотворчества обманчива: ритмический рифмованный текст - это еще не поэзия.
На популярном сайте stihi.ru опубликованы произведения почти трехсот с лишним тысяч (!) авторов. В большинстве своем это наивные беспомощные тексты, но даже здесь в огромной массе пустой породы попадаются золотоносные жилы. Миссия мероприятий, подобных Синани-фесту, - отыскать таланты и задать ориентиры. Последнему способствуют мастер-классы членов жюри и участие в конкурсе поэтов со сложившейся репутацией. В частности, на этот раз в Ялту приехали известные в литературных кругах москвич Герман Власов, киевлянка Евгения Чуприна, отметившийся публикацией в «Знамени» победитель прошлогоднего фестиваля севастополец Сергей Трафедлюк. Можно было предположить, что лауреата следует искать именно среди них. Но нынешний Синани-фест оказался с сюрпризом.
За, против, единогласно
Все вышеперечисленные авторы заняли призовые места: Трафедлюк - второе, Власов и Чуприна поделили первое. Третьим призом был отмечен пермяк Антон Бахарев-Черненок. Андрей Чей из Кривого Рога добыл победу в традиционном для Синани-феста виде слэма, где победитель определяется голосованием всего зала. Интересно, что в финале Чей одолел земляка Максима Кабира, которого считает своим учителем (тут следует заметить, что возраст учителя, лидера поэтической группировки «эротических марксистов», - всего 27 лет). Демонический Кабир поставил на внешние эффекты: первый тур слэма он читал одетым, второй - с голым торсом, третий - в исподнем с надписями «СССР», но публика все же предпочла Чея. Наверное, женщин в зале было меньше, чем мужчин.
Ну а Гран-при основного конкурса достался «темной лошадке», если так уместно сказать о милой симпатичной девушке. Имени Анны Минаковой не было в предварительном списке конкурсантов, в Ялту она попала по рекомендации Ирины Евсы (у каждого члена жюри было право пригласить в финал одного-двух авторов по своему усмотрению), и дебют вышел триумфальным. Все члены жюри, несмотря на заметную разницу во вкусах и предпочтениях, не сговариваясь, поставили ей высшие баллы. Такое в истории Синани-феста случилось впервые.
Впрочем, ничего удивительного. Во-первых, 25-летняя Минакова - поэт, прозаик, музыкант, художник и просто красавица - в литературе далеко не новичок. На ее счету - Гран-при киевского фестиваля «Каштановый дом», Всероссийская премия им. Есенина и множество других наград. Во-вторых, конкуренция у нее была невелика - уровень большинства авторов, принявших участие в Синани-2010, оказался довольно посредственным. Впрочем, об этом было сказано выше.
Со сдержанным оптимизмом
Синани-фест - мероприятие симпатичное, но для его дальнейшего развития необходимо предпринять ряд шагов. Заняться саморекламой и постараться привлечь к сотрудничеству новых авторов - многие наверняка и рады были бы поучаствовать в фестивале, но не знают о его существовании. Организовать больше мастер-классов и постараться приобщить к ним больше молодых авторов. Чувствуется, что многим катастрофически не хватает обратной связи, квалифицированного разбора своих текстов подлинными мастерами, а не доморощенными гуру. Наконец, с большей ответственностью подойти к организации - в нынешнем году программа корректировалась на ходу, а несколько мероприятий по различным причинам были вообще отменены.
Впрочем, большинство проблем Синани-феста упираются в одну главную, имя которой, как нетрудно догадаться, - деньги. Четвертый по счету фестиваль располагал минимумом спонсорских средств и проходил по принципу «не до жиру - быть бы живу». Выжить, слава богу, удалось, но что будет дальше, загадывать трудно. Впрочем, президент Синани-феста Наталия Добрынская утверждает, что нечетные по счету фестивали получаются заметно лучше, чем четные. Будем считать, что это повод для оптимизма.
http://2000.net.ua/2000/aspekty/zhizn/69581