Как можно
объяснить казни, войны и другие злые дела, совершенные (и совершаемые) «во имя
Божие»?
Как говорит Писание, лукаво
сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено (Иер 17:9). Люди склонны ко всякому злу и безумию и
при этом любят искать своему поведению разнообразные оправдания.
Увы, не
существует идеалов, которые порочные люди не извращали бы в интересах своей
порочности. Страшные преступления совершались во имя справедливости, сострадания
к бедным, науки, свободы, патриотизма, прав человека, многих других вещей,
которые сами по себе вовсе не являются плохими. Это верно и по отношению к
религии. Господь говорит в Евангелии, что некоторые люди берутся выступать от
Его имени, хотя Он никогда не знал их:
Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от
Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не
Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал
вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф 7:22,23).
Более того, Господь говорит о
том, что наступает время, когда всякий,
убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин 16:2). Грешные люди могут извратить все,
включая веру. Нам не следует забывать, что, начиная с Великой французской
революции, не менее ужасные дела творились под знаменами разума и просвещения, а
в ХХ веке такие великие атеисты как Ленин, Сталин, Мао или Пол Пот далеко
превзошли во зле всё, что когда-либо совершалось под религиозными знаменами.
Следовательно, источник этого зла - не в религии как таковой, а в
греховности человеческого сердца.
Почему Православие называется
именно так?
Русское слово «Православие» является калькой с
греческого слова «Ортодоксия», которое состоит из двух корней: «орто» - прямой,
правильный, и «докса» - учение, мнение, представление, слава; греческий же
глагол «доксазо» значит «славить». Это слово возникло в Церкви как реакция на
появление ересей - лжеучений, отрицавших фундаментальные истины Евангелия,
прежде всего, в отношении личности и деяний Господа нашего Иисуса Христа.
Церковь, в соответствии со свидетельством Апостолов, исповедовала Иисуса Христа
совершенным Богом и совершенным человеком, по Божественной природе - совечным
Отцу и равным Ему, по человеческой - воплотившимся ради нашего спасения от Девы
Марии. Различные еретики по-разному отрицали или искажали эту истину. Чтобы
отличать христиан, содержащих истинное Апостольское благовестие, от лжеучителей,
и появился термин «ортодоксия», правильное учение.
Почему в молитвах
из молитвослова так много самоуничижения - надо называть себя и «грешным» и
«окаянным и недостойным», и «достойным всякаго осуждения и муки»...
Разве
Богу это нужно?
Молитвы, вошедшие в молитвослов, составлены великими
святыми и отражают их духовный опыт - а они постоянно и искренне сокрушались о
своих грехах. В духовной жизни есть один очень важный закон: чем человек духовно
выше, ближе к Богу, тем отчетливее он видит свои грехи; и наоборот, невидение
своих грехов - признак духовного омертвения. Так, злодей, преступник зачастую
считает себя хорошим человеком, который «если и убил кого, так только по делу»,
святой всегда видит себя грешником.
Так, заблудившийся в абсолютно темном
подвале человек может думать, что на нем - белоснежный китель. Но по мере
приближения к выходу он начинает замечать на этом кителе грязные пятна; и,
наконец, выйдя на свет, обнаруживает, что за время блужданий в темноте он
основательно испачкал свою одежду. Сознание греха, однако, никогда не означает
уныния, отчаяния или ненависти к себе - чем больше человек смиряется перед
Богом, тем глубже он на собственном опыте убеждается в Божием милосердии и
способности благодати омыть и очистить любой грех.
Потому что Бог не только
источник духовного света, но и источник исцеления наших духовных недугов.
http://www.foma.ru/article/index.php?news=4818