«От неистовств нашествия иноплеменных ограждение наше»

0
261
Время на чтение 7 минут

Икона Божией Матери Корсунской, одна из общерусских святынь, подобно и другим нашим святыням, соединяет Русский Мир воедино, от Херсонеса (Корсуни) и Киева с Черниговом до Новгорода, Пскова, Санкт-Петербурга, Ярославля и Москвы и почитается праздником в день 22 октября (9 по ст. ст.).

Список иконы Божией Матери Корсунской XVIII века.

Показательно бытие этого Образа в русских землях. Считается, что в 988 г. список иконы Божией Матери из Ефеса, написанной самим святым евангелистом Лукой, был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и получил название Корсунской иконы. Известный православный писатель Егор Поселянин (Евгений Николаевич Погожев, 1870-1931) в книге «Сказания о чудотворных иконах Богоматери» сообщает, что согласно преданию образ из Киева затем был перенесен в Новгород, а потом в Москву, где и находился в Успенском соборе, за престолом. Икона пропала в 1812 г. во время оккупации французами Москвы. Позднее на ее место был поставлен верный старинный список, взятый из Московской церкви Рождества Богородицы, что на Сенях. Есть предание, что другой список иконы принесен на Русь в конце XII в. дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая, поскольку княжна основала в Полоцке (ныне Беларусь) женскую обитель и в ней построила каменную церковь во имя Спаса Всемилостивого. Позднее преп. Евфросиния соорудила новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и пожелала украсить ее древнейшим образом Богоматери. Сообщается, что Евфросиния направила к императору Мануилу Комнину и патриарху Луке Хрисовергу своего слугу Михаила с богатыми дарами. И Михаилу был вручен для благочестивой Евфросинии список ефесской Иконы. Украсив Образ драгоценностями, преп. Евфросиния в 1173 г. поставила его в храме Богоматери, где икона находилась более 60 лет. Пока в 1239 г. святой равноапостольный князь Александр Невский не вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой (Параскевой) в городе Торопце. Княжна забрала с собой из Полоцка Ефесскую икону Богоматери и поставила ее в соборной Торопецкой церкви. Здесь Икона известна уже под именем Корсунской, чудотворной. Помещалась она в иконостасе Воскресенского собора, в резном киоте. В 1676 г. царь Алексей Михайлович приказывает построить в Торопце каменный Корсунско-Богородицкий собор.

Торопец. Корсунско-Богородицкий собор

Корсунская икона, списки которой выполнялись в соответствии с изобразительным каноном Елеуса («Умиление»), известна в двух видах, представляющих собой словно зеркальное отражение друг друга. То есть Младенец Христос, прижимающийся щекой к щеке Богородицы, изображается то на левой руке Богоматери, то на правой. Иногда их называют Ефесским и Иерусалимским списками.

Ефесский и Иерусалимский списки иконы Божией Матери Корсунской

Еще один список Иконы Корсунской Богоматери находился в Николаевском соборе пригорода Изборска Псковской области и помещался в иконостасе главного придела, по левую сторону царских врат. Егор Поселянин отмечает, что в рукописном сказании о бывшем от этой иконы чуде сама она названа «пядничной», потому что изображение ее по ширине равно старинной русской мере - «пяди», или 4 вершкам, и что на иконе Божия Матерь изображена по перси. «Глава Ее слегка склонилась в левую сторону к Богомладенцу, Который Своим немного приподнятым ликом приник к лику Пречистой Матери, охватил Ее шею правой рукой и левую простер к Ее правому плечу. Свежесть красок, ясность и отчетливость изображения изумительны! Икона кажется написанной в самое недавнее время, а между тем никто не помнит, чтобы живопись обновлялась; не видно этого и из церковных документов. Местные жители рассказывают, что никому не удается воспроизвести вполне точную копию: список всегда резко отличается от подлинника сухостью изображения». Далее православный очеркист приводит историю 1657 г., «великое и преславное чудо Богоматере» во псковском Изборске, когда «во святый и великий пост, на шестой немели, во вторник, месяца марта 17 день пришедше нощию погании немцы к Печерской обители на посад и пожгоша весь посад той, и в той день много кровопролития сотвориша». И вот некая посадская вдовица Евдокия, у которой в доме и находилась пядничная икона Пресвятой Богородицы, принесла Образ в Изборск. «Того же марта 22 день, в неделю цветную (Ваий)», молясь пред Иконой, та вдовица вместе с дочерью Фотинией, «абие видеша знамение страшно и ужаса исполнено, - показашася от тоя иконы от образа Пречистыя Богоматере из обою оку слезы текуща». Эти богородчиные «слезные потоки от обою очию» видели потом прихожане в соборной церкви Святителя Николая Мирликийского, где икона была выставлена. Тогда же молитвами Богородицы «град Избореск избавлен бысть от нашествия поганых», а Образ перенесли на две недели во Псков.

Икона Корсунской Богоматери Изборская

Известно также о Корсунской иконе в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга, написанной в начале царствования Императора Николая I и принесенной в дар собору Александрой Алексеевной Алексеевой. Дело в том, что сановный вельможа Дмитрий Львович Нарышкин увидел Образ во сне и в течение достаточно длительного периода пытался такую икону отыскать. 30 августа 1828 г. ему довелось побывать в Александро-Невской лавре в келье митрополита Серафима, где он и увидел приснившийся ему образ Богородицы. Это была Корсунская икона Богоматери, написанная в 1784 г. Тогда был сделан петербургский список иконы. После этот список хранился у графини Эртцен, затем у ее воспитанницы графини Алексеевой. Именно тогда икона стала причиной изобильного притечения в квартиру А. Алексеевой множества молитвенников. Примечательно, что к судьбе и этой святыни оказался причастным святой праведный протоирей Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Мы помним его участие в судьбе Богородичной иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» (которая теперь хранится на Черниговщине), а в данном случае, однажды посетив эту квартиру, святой был настолько поражен Ее красотой, что простоял полчаса на коленях, вознося Богородице хвалебные песни. В день торжественного перенесения святыни в Исаакиевский собор, 18 февраля 1894 г., она прославилась чудесным исцелением жены певчего Исаакиевского собора Анны Ераксиной, с детства травмированной ударом лошадиного копыта в правое плечо и уже в замужестве перенесшей в этой связи операцию. «Когда привезли Корсунскую икону в собор, Анна встретила ее вместе с прочими верующими и склонилась перед ней с горячей мольбой о своем исцелении. Каково же было ее удивление, когда, придя из собора домой, она в состоянии была поднять руку на лоб, на плечо и перекреститься на святые иконы. На другой день болящая отправилась к врачам для обычной перевязки раны. Когда бинт был снят, врачи удивились столь быстрому заживлению раны и отослали Анну домой, сказав при этом, что ей незачем больше обращаться к их помощи. Свое исцеление Анна приписала исключительно предстательству Небесной Владычицы». Называют и иные списки Корсунской Чудотворной - в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, в Нижегородском Благовещенском монастыре (принесен Московским митрополитом св. Алексием и сохранившим Благовещенскую обитель при трех опустошительных пожарах в нижнем Новгороде - в 1715, 1722 и 1767 гг.). Вспоминают и икону, писанную по Корсунскому канону, из Ярославской губернии, Романовского уезда, села Пилатики (названьице, однако!), где в приходском храме находился чудотворный образ Богородицы, прославившийся чудотворениями с 1642 г. В 1771 г. в городе Романове (ныне, соединившись с г. Борисоглебском, он стал городом Тутаевым) разразилась эпидемия чумы, которую удалось остановить лишь Крестным ходом с принесенной из Пилатиков Корсунской иконой. А в Угличе существует даже церковь в честь Корсунской иконы Богородицы (1730), в которой и находился благодатный Образ. В Усмани Тамбовской губернии, в городском Богоявленском Усманском соборе, Корсунская икона Богоматери прославилась своими чудесами с 1854 г., когда у одной женщины, прежде рождавшей мертвых детей, стали рождаться младенцы живые.

Икона Божией Матери Корсунская Усманская

О Корсунском образе было известно и на далеких Соловках в Белом море, там до безбожных времен почитали икону Корсунскую Сосновскую, потому что она была обретена на сосне, у морской Сосновой губы, в 15 верстах от обители, а потом находилась в Преображенском соборе Соловецкого монастыря. Известны были образы Корсунской иконы Божией Матери также в Симбирской, Витебской губерниях, в бывшем Леохновском монастыре Новгородской епархии, а также во Владимирской епархии, в селе Глинкове; в Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии. Один из списков Чудотворной хранился в Мураново, подмосковной усадьбе, связанной с именами двух выдающихся русских поэтов - Е. А. Баратынского и Ф. И. Тютчева. Особо отметим списки Корсунской иконы, связанные с Малороссией. Два из них связаны с Черниговской губернией. Один список пребывал в Благовещенском монастыре городка Нежин. Написан он был Киевским митрополитом Михаилом (Зборовским) в первой половине XVIII в., еще когда святитель был Псковским епископом. Кто знает, не осенение ли этого Святого Образа сопроводило в жизни молодого нежинского гимназиста Николая Гоголя. В Черниговской же губернии, недалеко от города Стародуба, в селе Печениках, находился и весьма древний список чудотворной иконы Корсунской Богоматери.

Печеницкая или Печениковская, икона Корсунской Божией Матери

Упоминали исследователи (тот же Е. Поселянин) и о Корсунском образе в селе Горбаневка, близ Полтавы.

Известен был и Корсунский образ из Покровской церкви села Шпилевка (по-украински Шпыливка), что недалеко от Сум (ныне Сумская область, а прежде Харьковская губерния, о чем свидетельствует даже название примыкающего к Шпилевке села - Харьковщина). По преданию, икону так назвали после того, как в селе слепая от рождения девочка прозрела, приложившись к образу. В восьмом кондаке акафиста чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Корсунской Прозренной» (Шпилевской), поется: «Егда услыша свободитель царь Александр, како прославися в земле Слободской образ Богоматери Корсунския, тогда повеле из града Петрова: Да творят вси людие перенесение ежелетно Честнаго Образа из церкви Шпилевской в Соборный храм града Сумы до третиего дне восстания Сына Божия, от Девы плотию Возсиявшаго, и да поют Ему, яко Победителю Смерти, песнь сугубую о Тебе, Богородице: Аллилуиа». Именно этот список иконы Божией Матери Корсунской, датированный концом XVIII века и входивший в число 50 икон Украины, канонизованных и признанных чудотворными, в марте 2009 года был похищен из кафедрального собора города Сумы. Ранее осенью ежегодно проходил крестный ход с этой Упоминали исследователи

Чудотворная Корсунская икона Божией Матери. Спасо-Преображенский собор в Сумах

Воистину: «икона же Корсунская, аки Купина вторая, огнем опаляема, незгараше, неверныя сим устрашающе, верным же сиянием благодати блистающее».

http://odnarodyna.com.ua/articles/14/1604.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Матвей Славко
Петров день третьего лета войны
Выставка трех поэм
07.08.2023
Молитвою своею Российстей стране победы на противныя подающий
Преподобный Сергий Радонежский и Киев
05.05.2022
«Война на Украине — духовная...»
Как страна превратилась в террористическую секту
27.04.2022
Возможна ли полная денацификация Украины?
Чего мы ждем от специальной военной операции: мнения экспертов
12.04.2022
«В земли Тавричестей просиявшии...»
15 / 28 декабря - Собор Крымских святых
28.12.2021
Все статьи Матвей Славко
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06