Наше беспамятство поражает. Мы как-то преступно легко стремимся вытеснить из своей памяти даже то хорошее, что было с нами и с нашей страной.
Нам кто-то рассказал, что СССР плох, и мы самозабвенно приветствовали распад своей страны. Забыв, что она, как мать, - хороша ли, плоха ль, а ведь мать, и всё тут. Мы забыли знаменитый плакат 1941-го года «Родина-мать зовет!». Нам сказали, что киноискусство в СССР было идеологизированным и сплошь подцензурным, и мы поменяли его на чернуху с «клубничкой» да на «мыльные оперы» и отличить эти «произведения» друг от друга никак не представляется возможным. А меж тем у нас в период так называемого застоя были в искусстве немалые достижения. Если в музыке работали Свиридов, Гаврилин, Таривердиев, а в литературе - Распутин, Солженицын, Рубцов, Тряпкин и Кузнецов, то в кинематографе заметна была своим неповторимым творческим почерком плеяда выдающихся режиссеров, снявших шедевры отечественного и мирового кино, - Леонид Быков, Эльдар Рязанов, Владимир Меньшов, Василий Шукшин... И, безусловно, это относится к такой ярчайшей фигуре, как Сергей Федорович Бондарчук, уроженец села Белозерка Херсонской области. Есть повод вспомнить этого замечательного Мастера - актера, режиссера, сценариста, - скончавшегося 20 октября 1994 г. А 25 сентября нынешнего года Сергею Федоровичу исполнилось бы 90 лет.
Сергей Федорович Бондарчук
Память о нем, как ни сетуй на новое прагматичное время, к счастью, жива: в июне 2007 г. в центре Ейска (где рос режиссер) открыт бронзовый памятник С. Бондарчуку (автор - Ирина Макарова, Москва), в подмосковном Волоколамске с 2004 г. ежегодно проводится международный фестиваль военно-патриотического фильма имени Сергея Бондарчука - «Волоколамский рубеж». А 25 сентября 2007 г., в день рождения Сергея Бондарчука, на стене старейшего киевского кинотеатра «Октябрь» была торжественно открыта мемориальная доска в честь прославленного кинорежиссера.
Искусствоведы, биографы Бондарчука верно заметили, что этот невероятный красавец казался баловнем судьбы, потому что всегда попадал в десятку. Но в искусстве «везет» лишь тем, кто талантлив, дерзок и упорен в достижении цели. Бондарчук снялся на Киевской киностудии в главной роли в фильме «Тарас Шевченко» и получил премию на VII Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1952 году. Фильм так понравился Сталину, что тот назвал молодого Бондарчука «истинно народным артистом». Так в 1952
Ненавистники всего советского, готовые с водой выплеснуть и ребенка (что они успешно и сделали в 1991 г., как сказал мыслитель, «целились в коммунизм, а попали в Россию»), упрекнут Бондарчука в том, что он был «конъюнктурен», находился в русле советской идеологической парадигмы. Как сказать. Он - лауреат Сталинской премии, Государственной премии СССР и РСФСР,
Ленинской премии (в 1960 г., за фильм «Судьба человека»). А если говорить об
Украине, то С.Бондарчук был удостоен Государственной премии Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко (1982 г.). В 1980 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Но кто скажет, что он своей творческой деятельностью не заслужил столь высокие награды? Да и в самом деле, разве он не был подлинным героем труда, при его огромной работоспособности, требовательности к себе и коллегам на съемочной площадке, при его организаторском таланте? А размах, размах! Чтобы поднять киноэпопею «Война и мир» (по Л. Толстому), ему пришлось создать самый высокобюджетный фильм в истории кино. Бюджет картины составлял (с учетом инфляции) около 500 миллионов долларов США.
Этот фильм, получив первую в истории СССР заокеанскую престижную кинопремию «Оскар» в 1969 г., пробил брешь в железном занавесе «холодной войны», что тоже было немаловажно. Над его «Судьбой человека» (по повести М. Шолохова) кинозрители рыдали десятилетиями! Своей художественной силы и гражданского звучания фильм не утратил и сегодня.
Если продолжить тему Великой Отечественной, то через 17 лет после шолоховской «Судьбы человека» на экраны страны вышел фильм С. Бондарчука, вновь по произведению М. Шолохова, - «Они сражались за Родину», со звездным актерским коллективом (В. Шукшин, Г. Бурков, Ю. Никулин, В. Тихонов, И. Лапиков, Н. Мордюкова и др.). И снова поразил отечественного зрителя в самое сердце. И дело тут ни в какой-то конъюнктуре, а в подлинном высоком даре, притом редком - в способности эпического включения в судьбу огромного целого, своей страны, своего народа, истории Родины. В эпопее Сергея Бондарчука многое отразилось и сложилось, там много актерских, постановочных, операторских и прочих находок, но есть сцены, неповторимые по своей силе и духовной наполненности. Вот одна из них. У Шолохова она прочитывается трогательно, но строго. Повар подразделения, которое готовится принять неравный бой, Петр Лисиченко, окапываясь, ведет беседу с подначивающим его Лопахиным: «...видишь, какое дело: возле моста бомбой овец несколько штук побило, ну я, конечно, одного валушка прирезал, не дал ему плохой смертью от осколка издохнуть, капусты на огороде добыл, воровски добыл, прямо скажу. Ну и поручил двум легкораненым за щами присматривать, заправку сделал и ушел; так что у меня все в порядке. Вот повоюю немножко, поддержу вас, а придет время обедать - уползу в лес, и горячая пища по возможности будет доставлена. Ты доволен мною, герой? Растроганный Лопахин хотел было обнять повара, но тот, улыбаясь, присел на дно окопа, сказал: - Ты вместо этих собачьих нежностей одну гранатку мне дай - может, сгодится на дело. - Дорогой мой тезка! Драгоценный ты человек! Воюй, пожалуйста, теперь сколько влезет, разрешаю! - торжественно сказал Лопахин, отцепляя с ремня ручную гранату и с почтительным поклоном вручая ее повару...»
Василий Шукшин и Николай Шутько в фильме «Они сражались за Родину».
В фильме Бондарчука эта сцена, непревзойденно, с небольшими отступлениями от текста, сыгранная на неожиданном, словно предсмертном надрыве Николаем Шутько и Василием Шукшиным (роль Петра Лопахина была последней работой в кино известного артиста, кинорежиссера и писателя), пробивает зрителя насквозь и становится чуть ли не кульминационным моментом кинематографического полотна. Думается, немаловажна здесь заслуга как замечательных артистов, так и режиссера, задумавшего эту сцену, увидевшего ее в ткани шолоховского текста как ключевую. * * * Конечно, по своей природе и жизненной энергии кинорежиссер Бондарчук многое унаследовал от отца, председателя колхоза, и дальних предков, запорожских казаков. Его яркая, созидательно-деятельная натура никак не могла находиться в состоянии покоя. Окончив школу в 1937 г., 17-летний Бондарчук поступил в студию Ростовского театра, но началась Великая Отечественная война и в 1941-1942 гг. он служил актером в Театре Красной Армии в г. Грозном. После войны, уже в 1946 г., демобилизовавшись из армии, он продолжил учебу в Москве на третьем курсе актерского факультета ВГИКа, который окончил в 1948 г. В этом же году сыграл роль Валько у С. Герасимова в прогремевшей «Молодой гвардии». Яркий внешне и внутренне, одаренный разносторонне, С. Бондарчук блестяще проявил себя как актер. Назовем самые запомнившиеся зрителю его роли. Главная роль в фильме С. Юткевича «Отелло» (1956 г.), в замечательном фильме А. Михалкова-Кончаловского «Дядя Ваня» (роль М. Астрова, 1971 г.), отец Сергий в одноименном фильме И. Таланкина (1979 г.), Монтанелли в «Оводе» (1980 г.) у Н. Мащенко, Пьер Безухов в «Войне и мире», Андрей Соколов в «Судьбе человека»... Мы признательны кинорежиссеру Бондарчуку и за его «визитную карточку» - русскую эпопею «Война и мир». Признательны не только за впечатляющие масштабные, эпические съемки и за блестящий актерский коллектив - В. Тихонова, Л. Савельеву, В. Ланового, О. Ефремова, В. Стржельчика, О. Табакова, А. Вертинскую, но и за бережное следование оригиналу - тексту великого романа Л. Толстого. Настолько подробное, что школьников 70-х водили в кинотеатры на просмотр «Войны и мира», чтобы ознакомить с сюжетным содержанием и в большой мере с текстом толстовского полотна.
Фильм «Война и мир». Режиссер С.Ф.Бондарчук. 1968 год
Конечно, центром произведения Бондарчука стала Бородинская битва. Статистика свидетельствует, что в массовке, изображавшей две огромные армии, было занято 15 тысяч человек, у каждого из них было оружие, исторический костюм. На старой Смоленской дороге была сооружена Семеновская деревня и укрепления. На саму баталию было потрачено 23 тонны взрывчатки и 40 000 литров керосина. Следствием мирового триумфа «Войны и мира» стала работа Бондарчука над международным фильмом «Ватерлоо» (1970 г.) по предложению итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса. Памятен нам и фильм Сергея Бондарчука по любимой им чеховской повести «Степь» (1978 г.). Тут впору вспомнить его автобиографическую реплику: «Я человек степной, свободный». А вот экранизация революционного пафоса, по двум репортажным книгам американца Джона Рида «Восставшая Мексика» и «10 дней, которые потрясли мир», - «Красные колокола» (1982 г.), хоть и была отмечена множеством наград, уже прошла мимо сознания советского зрителя. Кто знает, может, эта эпопея еще окажется востребованной?
Сергей Федорович Бондарчук
Над тяготением Бондарчука к эпопеям подшучивали. Рассказывают, что когда он в частной беседе раздумчиво высказался, что хотел бы снять лирическую тихую картину, где в кадре сидели бы и беседовали двое, из соседней комнаты Никита Михалков воскликнул: «...а за окном чтобы проходила танковая дивизия!» Надо сказать, что и самому шутнику не удалось избежать танков в кадре, в частности в собственном фильме «Утомленные солнцем». К чести Н. Михалкова, он оказался единственным, кто поддержал Сергея Федоровича на V съезде Союза кинематографистов (1986 г.). Тогда Бондарчука буквально согнали с трибуны коллеги, обуреваемые ложно понятой «свободой» и «новизной перемен»... Михалков же всегда продолжал трепетно относиться к творчеству С. Ф. Бондарчука, называя его великим режиссером.
Москва. Новодевичье кладбище. Могила С.Ф. Бондарчука
Однако, несмотря на превратности судьбы, судим мы о творчестве выдающихся Мастеров не по фактам их биографии, не по критическим комментариям и оценкам, а по вершинным достижениям их таланта. А в этом смысле Сергею Федоровичу Бондарчуку, уроженцу южнорусской причерноморской степи, есть что представить на самый взыскательный суд как перед людьми, так и перед Всевышним.