Арифметика Л. Магницкого
Отец Иоанн начал свою речь с исторического экскурса, в ходе которого рассказал не только о жизни и достижениях Леонтия Магницкого, но и других важных людях эпохи, например, о настоятеле Ниловой пустыни святителе Нектарии - крестном отце Государя Алексея Михайловича. Именно с его обширной библиотеки и начался удивительный путь юного Леонтия Теляшина (настоящая фамилия), который самоучкой овладел грамотой и стремился постигать новые знания. Из родного края он отправился дальше с крестьянским обозом и оказался в Москве в Симоновом монастыре, который направил одаренного юношу в только открывшуюся Славяно-греко-латинскую академию - первое высшее учебное заведение России. Леонтий осваивает богословие, философию, логику, психологию, физику, математику, риторику, латынь, греческий, немецкий, итальянский и голландский языки. Благодаря своим лингвистическим познаниям он начинает изучать математику по различным иностранным источникам. Когда о невероятном уме русского самородка становится широко известно, Государь Петр I назначает его преподавателем в открывшуюся в 1701 году в Москве школу «математических и навигацких, то есть мореходных наук», которой тот и отдает всю свою жизнь. Впоследствии Леонтий Филиппович стал директором этого учебного заведения, от которого пошла вся система высшего образования в России. Кстати, именно Петр Алексеевич дал Теляшину прозвище «Магницкий», указывая, что тот притягивает к себе знания как магнит. Леонтий Филиппович, по сути, являлся первым русским преподавателем в высшем учебном заведении, поскольку до него несли свои знания исключительно иностранцы, а его труд «Арифметика, сиречь наука числительная», вышедшая в 1703 году, стала первым в России печатным учебником математики. Эта книга внесла огромнейший вклад в русскую науку и культуру той эпохи, ведь помимо широких арифметических понятий она включала в себя материалы по элементарной алгебре, тригонометрии, астрономии, геодезии, навигации и других областей. «Арифметику» Магницкого считал вратами к своим знаниям другой русский гений - Михаил Васильевич Ломоносов, подробно изучавший этот учебник в годы юношества.
Однако выдающийся преподаватель успел проявить себя и в других направлениях, например, руководил работами по укреплению тверского Кремля во время русско-шведской войны. Леонтий Филиппович оставил значительный след в отечественной истории, и когда его земная жизнь окончилась, с учетом заслуг он был похоронен в пределах центра Москвы - на территории церкви в районе Лубянки. В 1927 году советские власти вскрыли захоронение. Часть тела Магницкого удалось забрать и сохранить, чтобы теперь передать пустыни. В следующем году, когда будет праздноваться 300-летие М.В. Ломоносова, планируется поставить памятник первому учителю в городе Осташкове на Селигере, а также на Сухаревской площади Москвы, где была школа математических и навигацких наук, и на месте Славяно-греко-латинской академии. Кроме того, планируется установить памятные доски на зданиях, где жил и трудился Магницкий. На данный момент его память сохранена в качестве топонима только в Осташкове, где еще в 1969 году по случаю 300-летия Леонтия Филипповича в его честь была названа одна из центральных улиц, а в сквере возле бывшего Знаменского монастыря установлена стела. Однако заслуги Леонтия Филипповича перед Россией определенно требуют того, чтобы его имя снова с гордостью зазвучало как пример интеллектуального служения Родине и стало известно среди народа. На могиле же планируется восстановить эпитафию, оригинал которой, выразительный памятник словесности, когда-то собственноручно выбил на камне его сын Иван.
Остальные выступающие также отметили необходимость восстановить память о первом выдающемся русском учителе, как в прямом, так и в переносном смысле. А.П. Козырев, представлявший МГУ имени М.В. Ломоносова, провел параллели: как Московский Императорский университет был первым университетом России, так математико-навигацкая школа - первым светским учебным заведением, то есть именно с нее началось государственное образование. Сейчас наше министерство обращается к старой американской программе по изучению математики в школе, показавшей свою слабость даже в США. Такие люди, как Магницкий, по словам Козырева, повод для чиновников вспомнить, что у нас есть собственная история науки, чья работоспособность исчисляется столетиями. Кроме того в ходе обсуждения личности Леонтия Филипповича было отмечено, что он является достойным примером так называемого «успешного человека» - того, к чему стремится современная молодежь. Благодаря собственному уму и трудолюбию, пройдя путь из простых крестьян в глубинке до ученого в стольном граде, где стал желанным гостем в царских дворе и самых богатых домах, Магницкий остался честным и принципиальным, добропорядочным христианином, всю жизнь служившим интересам русской науки. Именно таких людей необходимо прославлять сейчас, ориентируя на них русскую молодежь, подчас увлеченную совсем другими «героями».
Напомним, что 2010 год был объявлен годом учителя в России, поэтому вопрос о возрождении памяти и популяризации образа Леонтия Филипповича Магницкого поднят очень своевременно. Но необходимо, чтобы он был услышан.