Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Шедевры архитектора Щусева для Украины и всей Руси

Станислав  Минаков, Одна Родина

13.10.2010

Поражает обилие знаменитых работ архитектора Алексея Щусева (1873-1949), день рождения которого приходится на 8 октября.

Алексей Щусев, сын кишиневского смотрителя богоугодных заведений Виктора Петровича Щусева и Марии Корнеевны Зозулиной, ученик Л. Н. Бенуа и И. Е. Репина по Санкт-Петербургской Академии Художеств, а впоследствии и сам академик, выученик европейских столиц, - преподавал в разные годы в Строгановском художественно-промышленном училище, Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, во ВХУТЕМАСе (1920-1924), а также Московском архитектурном институте, в 1926-1929 гг. был директором Третьяковской галереи, где под его руководством к основному зданию галереи была сделана пристройка, с фасадом, выполненным по рисункам В. М. Васнецова. И если начать лишь выборочное обратное перечисление его творений, то есть с советских времен, то судите сами: станция московского метро «Комсомольская-кольцевая», здание НКВД на Лубянской площади в Москве, Большой Москворецкий мост, гостиница «Москва», мавзолей Ленина, план реконструкции Москвы 1918-1925 гг., здание Казанского вокзала (1913 г., завершено в 1940 г.). Если же пересечем роковой рубеж тяжелых годин первой мировой войны и октябрьского переворота, то сразу обнаружим, что главной точкой приложения таланта архитектора Щусева было храмовое строительство. Мастер спроектировал Православный Храм Христа Спасителя (1913) в итальянском Сан-Ремо, Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле (1911), Покровский собор знаменитой московской Марфо-Мариинской обители, основанной Великой княгиней Елизаветой Федоровной в 1909 г. и принявшей мученическую кончину в 1918 г. 

Впечатляют сами по себе, да и в контексте времени, конечно, и Сталинские премии, целых четыре, - в 1941, 1946, 1948, 1952 годах (последняя - посмертно). Однако неслучайно улица уроженца Кишинева А. Щусева имеется не только в Великом Новгороде или Рыбнице (Приднестровье), но и в украинских пределах - в Киеве и Луцке.  Архитектор Щусев немало потрудился на Украине. Поглядим, какие шедевры сотворил для Украины и всей православной Руси А. Щусев в свои плодотворные годы, в первые 13 лет ХХ века, когда в русском обществе был подъем русской идеи, когда, несмотря на видимость грядущего распада, кипение социалистических учений и декаданс, многие обратились к русским историческим истокам - в вере и эстетике.  Щусев построил Троицкий собор (1906-1912) в Почаевской лавре, храм Спаса Всемилостивого в Натальевке (1908), близ Мерефы Харьковской области. А перед тем, в 1904-1905 гг., был занят реконструкцией древней церкви Святого Василия в Овруче, реставрировал иконостас Свято-Успенского собора Киево-Печерской лавры...  Исследователи говорят о древнерусском стиле, в котором Щусев создавал свои храмовые жемчужины. Скорее всего, во многом запечатлел и определил щусевское мироощущение его опыт восстановления древней церкви Св. Василия Великого в Овруче, построенной, как принято считать, в XII в. знаменитым архитектором Руси Петром Милонегом и лежавшей в руинах со времен Батыя. По причине архитектурной родственности напомним, что византиец Милонег является автором еще одного сохранившегося древнерусского раритета - храма Михаила Архангела в киевских Выдубичах, у Днепра. Средства на восстановление овручского, некогда златоверхого, храма собирали все православные церкви Российской империи. Император Николай II внес 10 000 рублей пожертвований и большое паникадило. Щусев с коллегами не исказил Овручский храм реставрацией, а кропотливо и профессионально воссоздал церковь до карниза. Внутри собора на сохранившейся с древнерусских времен стене и теперь видны фрагменты фресковой росписи с позолотой. Интерьер храма по восстановлении расписали художники К. С. Петров-Водкин, А. П. Блазнов, Ф. К. Волков, Б. Н. Максимов. Потом при Свято-Васильевской церкви был открыт женский монастырь, действовавший до 1935 г., богослужения возобновились в церкви Святого Василия с 1944 по 1959 гг. И лишь в 1990 г. «Златоверхая» Васильевская церковь снова открылась для прихожан.

А сам город Овруч (ныне райцентр Житомирской области) впервые упомянут в 977 г. как древлянский город Вручий - в связи с гибелью под его стенами князя Олега Святославича. Это был дворцовый храм князя Рюрика Ростиславича, в крещении Василия. Храм как объект был выдвинут в 2006 г. для участия в акции «7 чудес

* * * 

Троицкий храм в Почаевской Свято-Успенской Лавре был построен Щусевым по заказу епископа Антония. Наружные надвратные мозаики, поражающие и сегодня свежестью, новизной и даже дерзновением, сделал для храма Николай Рерих. А паникадило, тоже изготовленное в древнерусском стиле, под стать самому храму, увенчанному шлемоподобным, как бы воинским куполом, было подарено императором Николаем II. 

Издававшийся в Лавре журнал «Русский инок» писал: «Построен собор во вкусе православной старины XV в. и представляет собой точную копию (вчетверо большую) другого, Троицкого же собора, находящегося в Лавре Сергиевской... Новый храм Почаевской Лавры спроектирован знаменитым академиком А. В. Щусевым, который является в области архитектуры тем же, кем явились в области живописи Васнецов и Нестеров. Он сумел так художественно возродить русскую старину, что когда любуешься этим собором с его башнею, величественным куполом, таинственными хорами и переходами, - как бы погружаешься в давно минувшие времена, когда Русь воистину была святою, когда она, начиная от палат великокняжеских, представляла собой огромный монастырь, живший по уставам Св. Церкви, строго соблюдавшей заветы преподобных отцев.  Близким прототипом собора может служить и храм Антониева монастыря в Новгороде, хотя Троицкий собор и не копия его. Архитектура его проста: беленый куб, завершенный одной главой, с башней с запада (для входа на хоры) и апсидами с востока. Тяжелые монолитные стены имеют минимум украшений - лишь орнамент, выложенный из кирпича (кладка рельефом), проходящий поясом на высоте хоров и по барабану, да мозаика над тремя входами. С западной стороны - образ Почаевской Божией Матери, Которой поклоняются волынские святые, с северной - Новозаветная Троица с Голгофой в центре, с южной - образ Спаса Нерукотворенного, перед которым склонились святые князья».  Хорошо написал автор «Русского инока»! Выразим ему - спустя столетие - благодарность за тепло и внимательную глубину суждений. И также за очень уместно упомянутых живописцев Васнецова и Нестерова, тоже немало потрудившихся на киевской ниве. Это они закончили к 1888 году (к 900-летию Крещения Руси) росписи нового Владимирского собора в Киеве. И обязательно отметим, что щусевский Покровский храм (тоже со шлемовидными, как псковско-новгородские грибы-боровички, куполами) в московской Марфо-Мариинской обители блистательно расписал Михаил Нестеров. 

* * * 

Харьковский поэт Нина Виноградова, уроженка слобожанского городка Мерефа, отец которой служил в местных лесах, написала стихотворение, соединяющее в себе и общественно-индивидуальную прапамять, ради которой мы и говорим сегодня о помнящих древнюю Русь храмах, и конкретное замечательное строение архитектора Щусева, возведенное в лесах близ харьковской деревни Натальевка: До лепета. Мне только имя дали.Дно памяти моей. Ладонь отца - лесничего. Со мной вокруг Натальевкиспят и растут леса. Лактация тумана. Туфа мёд.И стены храмадышат, как живот.  Особо сильны последние строки, в которых индивидуально-родовое прямой наследственной пуповиной прикреплено к огромному, космическому общерусскому и живо по-прежнему, и питает. Надо сказать, что рядом с Натальевкой «спят и растут» в космос не только леса, но и поразительный, утопающий в многосотлетних дубах храм Спаса Всемилостивого.  

Кто-то полагает, что украинскому сахарозаводчику Павлу Харитоненко не давали спокойно спать лавры его тезки, Павла Третьякова, когда он принял решение создать на Харьковщине нечто сродни усадьбам старой дворянской знати (Кусково, Марьино, Остафьево), которые он видел в Подмосковье. Однако село Натальевка у берега реки Мерчик промышленник построил для любимой дочери Натальи, и храм и парк (с газонами и цветниками, редкими породами деревьев, в частности карельской березой, с насыпными «поющими террасами») - для нее же. Говорят, что знаменитый скульптор Сергей Коненков, избегавший общения с меценатами, прибыл лично в 1913 г., чтобы удостовериться, как резчики справились с его заданием, остался недоволен и вырезал на бледно-желтом известняке Распятие лично. 

Харитоненко имел хороший вкус, и обращение, скажем, к скульптору Александру Матвееву было тоже весьма неслучайным. Матвеев, учившийся в Москве и Париже и любивший творчество известного французского скульптора А. Майоля, работавший некоторый период времени в мастерской в имении С. И. Мамонтова в Абрамцево (где оказался под влиянием творчества М. А. Врубеля), входивший с 1907 г. в объединение «Голубая роза», к моменту своего «натальевского периода» был известен статуями для архитектурно-паркового ансамбля виллы Я. Е. Жуковского в Крыму, в Кучук-Кое, а также одним из самых одухотворенных произведений русской мемориальной пластики - надгробием в Тарусе (1910-1912) рано умершему живописцу В. Э. Борисову-Мусатову.  

На западном фронтоне натальевского храма Спаса Всемилостивого Матвеев изваял монументальное резное полотно «Преображение» (храм также называют Спасо-Преображенским), обрамленное растительным орнаментом. Пилястры у входа он украсил 24-мя розетками с изображениями святых, а стены храма снаружи - резными вставками и двумя горельефами Христа. (Есть мнение, довольно убедительное, если внимательно взглянуть на стилистику, что один из них Харитоненко привез для декорирования храма из Франции, с аукциона средневековых ценностей.) Поставленный устроителями и созидателями в честь Христа, Натальевский храм в советский период отводился то под биллиардную, то под библиотеку, то под котельную. Безбожные времена были не очень добры к храму, однако он живет уже 102-й год. Наши соотечественники, по простоте идиотических помыслов, отбивали ноги Распятому Христу, изваянному на южном фасаде храма (скульптор С. Т. Коненков), забеливали наглухо фрески «Рождество», «Крещение», «Жены мироносицы», «Не рыдай мене, Мати», выполненные художником-«мирискуссником» А. И. Савиновым, который потратил на создание шедевров три года, поселившись в Натальевке и постигая, по его словам, «значение баланса масс, гармонию линий, место для цвета и значение его чередования, и во всем этом заложенный пафос». Его росписи, посвященные жизни Иисуса, дошли до нас только в виде черно-белых фото и рисунков. Теперь по соседству обитают монахи, в храме иногда идут службы. На кованой двери лесного храма висит компьютерная распечатка с цветной фотографией церкви и указанием, что службы проходят по субботам в 14 часов и воскресеньям - в 8.00... Слава Богу, и деревня Натальевка жива, и храм Спаса Всемилостивого, эта свеча Господня, все еще стоит посреди слобожанского леса близ реки Мерчик, радуя любого притекающего сюда своей высокой красотой, как сказали бы наши взволнованные пращуры, почти что «горненебесной».

http://odnarodyna.com.ua/topics/11/375.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме