22 сентября 2010 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (в части регулирования порядка передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения). Проект федерального закона был внесен правительством России.
Согласно законопроекту, к таким объектам относятся «здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ, монастырские, храмовые и иные культовые комплексы».
Проект федерального закона не распространяется на имущество, входящее в состав Музейного и Архивного фондов России или национального библиотечного фонда, а также на памятники ЮНЕСКО, которые не могут быть переданы из государственной собственности.
Государство Российское тысячелетиями созиждилось верой православной, верой в Господа нашего Иисуса Христа. Народ Русский веками создавал нашу страну именно на принципах христианского мировоззрения. За тысячу лет были воздвигнуты замечательные памятники: часовни, храмы, соборы, монастыри. Было явлено миру удивительное искусство иконописи, храмовой фрески, мозаики, духовной книжной миниатюры, художественной пластически в церковной утвари по своим лучшим произведениям никогда и нигде не превзойденное. Все это национальное богатство не могло и не может существовать в отрыве от Церкви Христовой.
Мы очень благодарны многочисленным музейным работникам, которые десятилетия во времена богоборческой власти сохраняли многие творения. Увы, сохранить удалось далеко не всё. Взорваны и разрушены тысячи храмов, уничтожены десятки тысяч Богослужебных книг, миллионы икон, сотни тысяч их проданы за границу. То, что осталось у нас сейчас - лишь малая часть того, что было, и мы, конечно, должны бережно относиться к этому поистине национальному богатству. Оно всегда существовало для народа Русского, для Христианской Церкви и не может существовать в отрыве от Церкви.
Мне очень понравилось глубокое и всестороннее выступление руководителя Кремлевских музеев Елены Юрьевны Гагариной. Она глубоко и проникновенно говорила о сохранении памятников Российских и задала правильный вопрос: «Как же так, кто может считаться собственником Успенского собора Московского Кремля, ведь построен он был на деньги Великого Князя Ивана III и всей великокняжеской семьи? Может ли он считаться собственностью Церкви?» Ответ на этот правильный вопрос - ясный и недвусмысленный:
- Да, может и должен считаться собственностью Русской Православной Церкви!
И вот почему. Великий Князь Московский и всея Руси Иван III, как и другие Государи Московские, был не только главой государства, но и главой Русской Православной Церкви. Конечно, мистической Главой Церкви Земной и Небесной является Иисус Христос, а мы все христиане - ее члены, но конкретным помазанником Божьим и руководителем как русского государства, так и поместной Русской Православной Церкви со времени Великого Князя Василия II являлись Государи Русские: Великие Князья, а впоследствии Цари и Императоры.
Великий Князь Василий II в 1439 году отверг флорентийскую унию, отверг измену Православию, допущенную Константинопольским Патриархом и Константинопольскими епископами. С тех пор и митрополиты, и епископы назначались только по представлению Великого Князя - Государя Земли Русской, а впоследствии Царя и Императора. В Основных Законах Российской Империи Государь Павел I сформулировал такое положение как естественную норму закона. Поэтому все церковное имущество, которое создавалось на деньги государства не отделенного, а соединенного с Церковью Христовой, было и есть имущество Церкви. Всё, что создавалось Великими Князьями, Царями и Императорами на Их личные средства и деньги, было и есть имущество Церкви Христовой, Русской Православной Церкви.
Российское государство со времени Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира Святославича существовало нераздельно и едино с Русской Православной Церковью. Для русского человека, для российского человека во все века главное было - жить по правде, по правде Божьей. И сейчас, когда стоит вопрос о том, чья же это собственность: наши храмы, иконы, церковная утварь, книги? Однозначно ответ простой: по правде Божьей это - собственность Русской Православной Церкви.
Люди, которые сейчас используют храмы, различные церковные здания, недвижимое, да и движимое церковное имущество не по назначению, должны понимать и осознавать, что если они этим имуществом пользуются, а не просто хранят, то они напрямую причастны к святотатству, даже если они сами лично к изъятию этого имущества отношения не имели. Те иконы, которые находятся во многих светских музеях и на территории России и за рубежом, в подавляющем большинстве - это ворованное и награбленное имущество из конкретных храмов и монастырей.
Еще раз могу повторить: мы, христиане, очень благодарны за сохранение музейными работниками наших святынь, и считаем возможным найти взаимно правильное решение для дальнейшего сохранения их и для нас, христиан, и для всех наших соотечественников. Эти святыни, несомненно, должны войти в действующие храмы, должны быть доступны для поклонения народу российскому, должны быть доступны и верующим, и тем, кто еще на пути к вере, - всем, кому дорого русское национальное искусство. Поэтому здесь не только возможен, но и необходим союз между нашей Церковью и музейными работниками. Но в вопросах собственности ответ однозначный: это - собственность Церкви, собственность христианского народа.
Поэтому в закон имеет смысл ввести не право пользования Русской Православной Церковью музейными иконами, храмами, имеющими музейное значение, а право совместной собственности (Глава 16 Гражданского кодекса России), которое давно существует в нашем законодательстве. Должны быть на равных собственниками и государство в лице музейных учреждений, и Русская Православная Церковь. Это правильный и логический выбор для сохранения нашего национального достояния. Некоторые музейные работники высказывают опасения, что древние иконы, помещенные в храм, могут оказаться в ненадлежащем хранении.
Но многие священнослужители и мы, христиане, прекрасно знаем, что в запасниках большинства российских музеев, особенно провинциальных, да и некоторых столичных, условия для хранения икон, как правило, весьма плачевные, и очень многие иконы гибнут и разрушаются в музейных хранилищах, а порой и исчезают оттуда. Все запасники музеев должны быть раскрыты, и все хранящиеся там иконы и церковная утварь должны быть переданы Русской Православной Церкви, раз музеи не могут выставить их в экспозиции и не могут порою обеспечить надлежащего хранения. Нельзя держать церковную святыню под спудом! Это великий грех и перед Богом, и перед самой святыней, и перед верующим народом.
Форма совместной собственности позволяет и обязывает государство выделять полное финансирование на сохранение национального достояния, национальных памятников, будь то иконы, церковная утварь или храмы. В нынешнем положении одна Русская Православная Церковь сама по себе, конечно, не может восстановить все разрушенное в годы богоборческой власти, помочь ей в этом - обязанность государства. Государство должно выделить полное финансирование на восстановление всех художественных и исторических памятников в течение ближайших нескольких лет. Форма совместной собственности позволяет это сделать на законном основании.
Для нас, православных, кощунственно, когда какой-либо храм, где в Алтаре до скончания века пребывает Ангел Престола, используется для иных, не богослужебных целей, не для целей прославления Господа нашего Иисуса Христа. Православные верующие, воцерковлённые люди, знают, что существует и мистическая проблема, когда в Алтаре недействующего храма, например, устраивается экспозиция. Миряне по неведению могут входить туда через Царские Врата, что дозволительно только священнослужителям, топтаться на месте Престола, что непозволительно никому. И незримый Ангел Престола в наказание так же незримо поражает этих невольных кощунников вполне реальными болезнями и житейскими несчастьями.
Для примера можно привести экспозицию «Золотая кладовая» в Спасо-Евфимиевском Суздальском монастыре, где в алтарной части размещены наиболее ценные экспонаты.
Многие церковные предметы - Напрестольные Евангелия, «Апостолы», Кресты, Потиры, Дискосы, Звездицы, Воздухи, Лжицы, Копия, Антиминсы, наперсные священнические Кресты - по Церковному Уставу позволительно брать в руки только священнослужителям, по благословению священника - церковнослужителям, в исключительных случаях по особому благословению - мирянам. Это и церковный канон, и вместе с тем нормы исконно нашей тысячелетней духовной культуры. Большинство музейщиков обращаются с названными сакральными предметами без должного благоговения и внимания, как с обыкновенными экспонатами. Опять-таки такое кощунство по неведению также отражается на жизни человека различными бедами и несчастьями. От того, что такие церковные святыни в пору богоборчества стали музейными экспонатами, они не стали светскими предметами.
Наше сегодняшнее государство светское, но светское - не значит антирелигиозное, не значит атеистическое. Атеизм это - лишь одна из форм религии, самая нижайшая, самая презренная. Поэтому Государство обязано учитывать чувства верующих, учитывать то, что использование храма не по назначению, нахождение посторонних предметов в Алтаре православного храма, допуск туда женщин без священнического благословения, использование сакральной утвари, использование икон не по их прямому назначению это - оскорбление чувств верующих, это - антирелигиозная акция, богоборческая акция. Поэтому необходимо ускорить возврат всех, я подчеркиваю: всех храмов, не только находящихся в государственной и муниципальной собственности, но и находящихся в частной собственности. Необходимо принять отдельный закон по изъятию из частной собственности храмов и другого имущества религиозных организаций, которые по странному стечению обстоятельств, оказались в частных руках. Для этого, конечно, необходимо принять отдельный закон, который предусматривает компенсацию частным владельцам, полную законную компенсацию за изъятое у них церковное имущество.
Русская Православная Церковь во все века являла собой ревностный пример хранения наших национальных святынь. И сейчас повсеместно создаются церковные музеи. Примеры тому - музей при храме Воскресения Христова в Кадашах в г. Москве, где собираются с московских строек зримые святыни и артефакты нашей тысячелетней истории, Музей Троице-Сергиевой Лавры, археологический кабинет Московской Духовной Академии, Музей Храма Христа Спасителя и многие другие.
Надеюсь, на восстановление исторической справедливости и восстановление национальной справедливости, признание Божьей правды на то, что Русская Православная Церковь и работники музеев, большинство из которых - люди православные, будут работать рука об руку во славу Господа нашего Иисуса Христа, на благо народа русского.
В.В. БОЙКО-ВЕЛИКИЙ
(расширенный вариант выступления 15.09.2010 г. на слушаниях в Государственной Думе о проекте закона по передаче религиозного имущества, находящегося в государственной собственности, религиозным организациям)
На фото: Изъятие церковных ценностей в 1920-е годы.