Неформальное миссионерство

Новости Москвы  Миссионерская деятельность 
0
509
Время на чтение 6 минут

Недавно в Саратове побывал православный миссионер игумен Сергий (Рыбко). О своем пути ко Христу, о неформальной миссии и сегодняшних взглядах на проповедническую деятельность он рассказал читателям нашей газеты.

- Отец Сергий, правда ли то, что в молодости Вы близко общались и даже принадлежали к представителям так называемых неформальных молодежных движений?

- Да, правда. В школе я увлекался рок-музыкой. У нас была своя рок-группа, я был в ней барабанщиком. А все неформальные движения конца 70-х состояли из хиппи; других неформалов в СССР попросту не было. С хиппи я встретился случайно и был удивлен, что у нас в стране они существуют. Первый наш разговор в этом обществе был о Боге. После этого разговора я понял, что, какое бы государство ни было, какой бы ни главенствовал политический строй, все равно свободен ты не будешь, потому что любая власть предполагает насилие над личностью. А свободу следует искать на пути каких-то духовных практик, в области религии. Я влился в это движение хиппи. Что бы там ни говорили, хиппи того времени - это были молодые интеллектуалы, которые занимались поиском смысла жизни, Бога. Мы много ездили автостопом. Читали Евангелие, увлекались русской религиозной философией... В то время все хиппи были верующими. У них была, конечно, каша в голове, но в основном преобладало христианство.

Кстати, хиппи конца 70-х вообще не ругались матом. Это было не принято. Это была еще одна форма протеста.

- Как Вы пришли ко Христу?

- Мое первое Евангелие отняла милиция, меня за него избили, но я достал другое. Личность Христа произвела на меня огромное впечатление. Я не знал, Кто такой Бог, но твердо понял, что жить надо так, как жил Христос. И я начал стараться в том «совке» с его животными ценностями жить по-евангельски. Где-то месяца через два я заметил, что жить с Богом проще и легче, многие вопросы решаются сами собой.

Вскоре в одном храме освободилось место звонаря, и, поскольку я был барабанщиком, меня туда устроили. Внезапно выяснилось, что ударная установка и система церковного звона во многом очень похожи по принципам работы. Я быстро освоил звонницу. В это же время я выучил Церковный устав, научился читать по-церковнославянски, начал помогать в алтаре.

Спустя какое-то время мой духовный отец сказал: «Ваш путь - священство. Готовьтесь». Я был ошеломлен, я не думал вообще об этом, считал себя недостойным. Примерно еще через полгода он благословил меня на монашество.

- Когда Вам сказали, что Ваше призвание - монашество и священство, не было ли колебаний и сомнений? Все-таки шаг серьезный?

- Нет, не было. Я считал себя недостойным ни того, ни другого и очень обрадовался, когда меня благословили на пастырство и монашество. Я был воспитан на патериках; храм и богослужение были для меня самым важным в жизни, старые друзья остались где-то в прошлом, так что этот шаг был логичным и продуманным. В 1990 году я принял монашеский постриг в Оптиной пустыни, и очень скоро меня рукоположили во иеродиакона, а почти через год - во иеромонаха.

- Как пришла идея таких необычных миссионерских выступлений?

- Когда я начал ходить в храм, один мой знакомый, более опытный в духовной жизни, сразу же мне заявил: «Ты знаешь, рок-музыка - это грех, слушать ее нельзя». У меня захолонуло сердце. Как же так? Он мне предложил для начала не слушать рок-музыку хотя бы полгода. Шесть месяцев я не слушал никакую музыку, не смотрел телевизор, не читал никаких светских книг. Прошло полгода, мы продлили этот срок... В общем, 22 года я не слушал рок-музыку, не смотрел телевизор и не читал светскую литературу, пока меня не отправили на подворье Оптиной пустыни в Москве, где я уже начал задумываться о миссии, о том, чем явилась рок-музыка для моего поколения и пришел к выводу, что с нее люди начинали думать, начинали искать смысл жизни, бунтовать против бездушия и безбожия. Рок-музыка для моего поколения была неким глотком свободы, свободы в духовном отношении. И многие мои друзья из хиппи сейчас - православные люди, кто-то стал священником, кто-то - монахом. Один из бывших хиппи возглавляет Поместную Церковь в сане митрополита...

- Какую, если не секрет?

- Секрет... Так вот, о миссии... Рок-музыканты являются для молодежи авторитетами, носителями идей, воплощенных в словах и музыке. И мне вдруг пришла мысль: почему бы не проповедовать в среде неформальной молодежи. Ведь в конце 70-х мы ходили на рок-концерты не «оттягиваться», мы искали, мы размышляли над текстами песен. Мы ходили на эти выступления, чтобы услышать идеи, глотнуть свободы в этом мире душного «совка». А современная молодежь, по большому счету, не сильно отличается от молодых людей моего поколения. Многие из них так же стоят на пути духовного поиска, так же идут на рок-концерт, чтобы получить ответы на свои вопросы.

Первая моя такая необычная проповедь состоялась в Ярославской епархии в Доме культуры города Ярославля. Я привез с собой две рок-группы и одного православного гусляра. Два с половиной часа мы выступали; нас очень внимательно все слушали.

Потом, подумав, я решил, что все-таки не дело монаха заниматься подобными вещами. Я вообще очень не люблю ездить, перемещаться; в свое время автостопом столько отъездил, что больше не хочется. Обстановка рок-концерта противоречит всему моему духовному устроению: больше люблю тишину, богослужение... Словом, у меня созрело твердое решение отказаться от подобных выступлений. Но вот однажды меня вызвали в Патриархию по строительным делам (мы строили тогда храм). Прихожу к владыке Арсению, архиепископу Истринскому, викарию Московской епархии, мы обсуждаем хозяйственные вопросы. Вдруг владыка Арсений говорит: «А чего ты, отец Сергий, с молодежью так мало работаешь?». Я отвечаю: «Как же так, Владыка? У нас есть воскресная школа, мы даже учим детей игре на музыкальных инструментах». «Это все хорошо,- говорит он,- но недостаточно. Надо выступать на рок-концертах». Я не верю своим ушам. (Потом-то я, конечно, узнал, что меня «порекомендовали» владыке.) «Я рок-музыку не понимаю,- продолжает владыка,- но если молодые люди ее любят, то на этом поле надо работать. Вот ходи и проповедуй. Приготовься, ругать тебя будут,- всех, кто начинает новое дело, как правило, ругают. А ты отвечай, что тебя благословили, и спокойно работай. Скоро в Царицыно будет съезд хиппи, сходи и выступи с проповедью». Так, в 2002 году и началась моя проповедническая деятельность.

Несколько раз, когда на меня было особенно много разных нападок, я хотел все это прекратить, думаю, может, и правда не стоит этим заниматься, но, поскольку благословил Архиерей, опять продолжал проповедовать и занимаюсь этим по сей день.

- Отец Сергий, есть ли у Вас своя миссионерская концепция? Каким Вы видите миссионерство сегодня?

- Я работаю «в поле», и не пытался создавать концепции. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Если для того, чтобы обратить одну душу к Богу, необходимо перейти горы, то эти горы пастырь должен перейти». Поэтому я иду на концерт, чтобы говорить хотя бы для одного человека. Хотя бы один человек всегда тебя услышит и примет твои слова к сердцу. И если один человек задумался над тем, что я сказал,- еще не стал верующим, просто некоторые духовные вопросы стали для него важны,- значит, я достиг успеха, дальше Господь поведет этого человека. Мое дело зародить в человеке искру сомнений в стереотипах потребительского общества, искру богоискательства. Вот и вся моя миссионерская концепция.

- Миссионерство - это одно из основных направлений церковной деятельности сегодня. Что бы Вы хотели пожелать молодому человеку, который хочет посвятить свою жизнь миссионерскому служению?

- Советую не спешить. Прежде чем обратиться к людям со словом о Боге, нужно это право заслужить. То есть человек должен иметь определенный опыт христианской жизни. То, о чем ты говоришь, нужно хорошо знать, это должно быть пережито. Говорить нужно очень просто, очень немного, по существу.

Когда выходишь к стотысячной аудитории и понимаешь, что ты здесь востребован, что твое слово нужно людям, тогда все отходит на второй план, даже то, как тебя поливали грязью в Интернете. Но это лишь краткий миг, а сколько до него нужно идти, по каким терниям - знают только миссионеры. Это тяжелейший труд. Он необходим, особенно в наши времена; он очень плодотворен, но мне кажется, человек должен быть призван свыше, иначе он не выдержит. Повторюсь, это неимоверно тяжелый труд, все тяготы которого невозможно представить, пока не начнешь им заниматься.

 

Денис Каменщиков
Фото автора

 

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10848&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Сергий (Рыбко)
Что такое прелесть
Как уберечь себя от духовного самообмана
05.11.2020
«Наши дети и потомки должны знать, что они русские!»
Игумен Сергий (Рыбко) прокомментировал свой призыв вернуть графу национальность в паспорта российских граждан
15.05.2014
«К каким же насильственным действиям и против кого я призываю?»
Центр религиоведческих исследований обвинил игумена Сергия (Рыбко) в экстремистских высказываниях в адрес армян
25.04.2014
Все статьи Архимандрит Сергий (Рыбко)
Новости Москвы
Все статьи темы
Миссионерская деятельность
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
О современном миссионерстве
Многие православные не представляют, насколько многочисленны и активны протестанты
07.10.2024
«Давайте по-божески преподавать свои предметы»
Пожелаю учителям строить свои уроки в привязке к Слову Божию
04.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
16.11.2024 08:03
Внимая Божьему веленью
Новый комментарий от Игорь Ал
15.11.2024 23:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09