itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Непостижимая глубина личности

К 80-летию со дня рождения историка и публициста, просветителя России конца ХХ столетия Вадима Валериановича Кожинова (1930-2001)

Новости Москвы 
0
282
Время на чтение 8 минут

Отрадно видеть, наконец, имя Вадима Валериановича Кожинова в «Новом энциклопедическом словаре» (М., 2006 г.) и в энциклопедическом словаре «Отечество» (М., 1999 г.). Во всех предшествующих справочных изданиях советского образца его имя еще не упоминается.

Имеются все основания считать Кожинова не только выдающимся критиком-аналитиком литературы, не только её теоретиком, но и крупнейшим методологом, одним из основателей подлинно научной, освобожденной от стереотипов позитивизма и вульгарно-социологических искривлений, «школы» историософского познания как литературно-художественного, так и исторического пространства.

Какие же ключевые методологические задачи ставит и решает Кожинов? Овладеть культурным богатством, завещанным нам предтечами, достичь того высочайшего уровня художественного творчества, коего они достигли, приведя в изумление весь мир. Ведь ни один современный писатель, деятель культуры и искусства еще не превзошел ни Толстого, ни Достоевского, ни Шолохова, не говоря уже о гениальном Пушкине. Исследования Кожинова объективно ориентированы на постижение корневых проблем русской жизни, исконных национальных традиций, вековой опыт народа, его высочайшую нравственность, духовность, культуру, эстетику, веру.

В. Кожинов стоит у истоков новой, антипозитивистской методологии литературно-художественного познания, которая решительно боролась и борется против вульгарно-социологического истолкования литературы и многовекового опыта русского народа. Ученый завещал нам заниматься не просто познанием истории, но историософией, т.е. развитием факта во времени, при котором только и открывается его смысл во всей полноте.

В самом деле, русская литература от «Слова о полку Игореве» до «Тихого Дона» имеет историческую основу, но к ней абсолютно не сводится, хотя это и дает повод рассматривать ее лишь с точки зрения исторической. Но, как известно, там, где историк завершает свой научный поиск, своё дело литератор только начинает.
Кто бы нынче знал о походе князя Игоря весной 1185 года, кроме историков, если бы не знаменитое «Слово о полку Игореве»?.. Ведь есть два обширных летописных описания этого похода; читай их и толкуй, как хочется, а «Слово...» - то тут причем? Оказывается, в «Слове...» есть то, чего никакая история не дает, - дух русского народа, то, что принято называть национальной идеей. Но, увы, ни этот дух, ни эту возвышающую идею ученые умы зачастую не осмысляют, а сводят изучение «Слова...» (да только ли «Слова...»?) к голому позитивизму: то, нещадно дерясь друг с дружкой, заняты тщетным поиском автора величайшего памятника русской словесности, то с непостижимой дотошностью определяют маршрут похода князя Игоря, - лишь бы уйти от главного - неподражаемой духовной мощи, которая в поэме не просто есть, но составляет её генеральный смысл и пафос.

Последователи животворных идей Кожинова сегодня, конечно, есть, их немало. Убедительное свидетельство тому - наши, ставшие традиционными кожиновские конференции. Однако подлинно научная методология антипозитивизма еще не стала в науке доминирующей, больше того, она по сей день испытывает удары судьбы порой не меньше, чем это было в минувшем веке.

В. Кожинов неизменно был в центре беспощадной борьбы двух антагонистических идеологий - национально-патриотической и космополитической. Борьба эта, как известно, продолжается, и конца ей пока не видно. В работе Кожинова «Судьба России: Вчера, сегодня, завтра» отмечено, что борьба эта началась не вчера, ей в России уже почти триста лет, начало положено в первой половине 18 века - с петровским «пробитием окна в Европу» и засильем «дикого, медвежьего угла» «просвещенными, цивилизованными» немцами...

Неостановимая революционность «неистовых ревнителей» начала прошлого века, главным симптомом которой была озлобленная русофобия, жажда ниспровержения всех и всяческих национальных святынь, сменилась не менее рьяной, воинственной антиреволюционностью приверженцев либеральной «демократии», захваченных столь же болезненным русоненавистническим синдромом, навязывающих нам так называемые «общечеловеческие ценности» в ущерб осознанию нами собственной этнической, исторической и культурной неповторимости.

В. Кожинов отчетливо видел: радикальный революционизм законодателей от искусства сменился в годы «перестройки» агрессией космополитизма, но действующие-то Геростраты остались прежние!.. Реализация космополитической, антинациональной идеологии приводит к концу ХХ века к грубому наступлению на моральные ценности человеческой цивилизации, накопленные ею в ходе своего исторического развития. Иначе говоря, Кожинов указал на опасность либерализма во всемирном, всечеловеческом масштабе, ибо мишенью последнего стали исторически сложившиеся общности, национальные культуры, сфера знаний и сознания человека...

Необычайно актуальными и научно перспективными представляются проблемы изучения творческой эволюции В. Кожинова и эволюция восприятия во времени его трудов. Уже в 30 лет, молодым ученым, он выпускает фундаментальные «Виды искусства» (1960 г.), а тремя годами позже - концептуальное «Происхождение романа» (1963 г.). Печатает целую серию исследовательских статей о литературе России и Европы: «Критика как часть литературы», «О литературных традициях», «Об эстетике авангардизма в России», «Искусство слова как ценность», «О принципах построения истории литературы», «Русская литература и термин «критический реализм»...

Вовсе не случаен переход Кожинова в зрелом творческом возрасте от анализа собственно литературы к отечественной истории («Загадочные страницы истории ХХ в.: «Черносотенцы и революция», 1995 г.; «История Руси и русское Слово». - 1996 г.; «Судьба России: Вчера, сегодня, завтра» - 1997 г.; «Россия. Век ХХ. От начала века до загадочного 1937 г.» - 1999 г.).

...10 мая 1991 года В. Кожинов выступал в Тверском госуниверситете. Вот как он объяснил причину своего увлечения отечественной историей: «Литература - это та область, которая позволяет выражать себя более свободно. Но литература это и бытие жизни. Через литературу я начал приходить в жизнь. Литература изначально в России играла важную социальную роль. Но я от «чистой» литературы ушел. Почему? Современность - это ведь тоже история. То, что произошло вчера, - это уже история. История - это, можно сказать, все».

Следом, в 1977 году, идет не менее важная статья «Русская литература и термин «критический реализм», в которой озвучено важнейшее методологическое утверждение, не только нисколько не утратившее свою значимость сегодня, но приобретшее еще большую научную актуальность: «Наиболее же печален тот факт, что абсолютизация критического реализма заставляет читателей начиная со школьных лет выискивать в русской классике «специализацию» на «отрицательных явлениях жизни», между тем как величие отечественной литературы зиждется прежде всего на глубоком художественном освоении человеческих и народных ценностей, и в частности на создании образов героического и трагедийного склада.

Причем это в равной мере характерно для писателей самых разных идейных убеждений - Герцена и Аксакова, Некрасова и Тютчева, Чернышевского и Лескова, Глеба Успенского и Толстого, Тургенева и Достоевского. Я отнюдь не хочу сказать, что в русской классике не было мощной критической, отрицающей стихии. Но я никак не могу согласиться и с тем, что эта стихия преобладала и определяла природу русского искусства слова».

Не исключаю того, что благодаря оздоровляющему кожиновскому влиянию наши авторитетные «почвеннические» журналы, прежде всего «Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия» обратили взор читателя в 1960-70-е годы на многие прекрасные имена русской литературы, доселе не попадавшие в сонм классического наследия отечественной словесности из-за своего противостояния «критическому реализму». Да и сам термин «критический реализм» получил у Кожинова созидательную окраску, иной, не «разрушительный», нежели у Л. Тимофеева и прочих неистовых социологизаторов истории литературного процесса, смысл.

В этой связи В. Кожинов удивительно смело, энергично и уверенно «спасает» великого Пушкина от экспансии наших доморощенных позитивистов-вульгаризаторов. «Реализм Пушкина отнюдь не «критический», - пишет Кожинов. - Это реализм ренессансной природы. Причем дело идет, конечно, не только о Пушкине, как неком уникуме, но и обо всем современном и предшествующем ему развитии русской литературы».

Больше того, к чести В. Кожинова, он первым называет эпоху развития русской литературы от Петра I до Пушкина «эпохой русского Возрождения ренессансного реализма», с чем вынужден согласиться даже его оппонент, мэтр литературоведения тех лет, небезызвестный Леонид Иванович Тимофеев. К слову, давно требует изучения мастерство Кожинова - блистательного полемиста, для которого неизменно на первом месте стоит правда науки, а не самодовольная маститость каких бы то ни было твердокаменных авторитетов...

Вадим Кожинов - мыслитель-провидец. Его труды не только органично сопрягают настоящее с прошлым, выводят настоящее из прошлого, но и пророчат нам будущее, предсказывают те драмы и трагедии, что ожидают Россию, если не будут предприняты реальные дела национального спасения и сплочения.

Нынче в общественное сознание, как и на заре ХХ века, в пору всесокрушающей ломки в жизни и эстетике и пренебрежительного отношения к «изжившему себя» реализму, активно внедряется идеология космополитического нигилизма, выдаваемая за якобы «новое» слово в науке и искусстве. За точку отсчета нередко берется «методология» ниспровержения наших национальных святынь, выступающая под флагом некоего «обновленного сознания», «новаторского прочтения», «переосмысления замшелых консервативных традиций» и прочих псевдоноваций.

Между тем, как писал В. Кожинов, никаким «обновлением» тут и не пахнет: так уже было в 1920-х годах, когда горячие невежественные головы, взбудораженные ажиотажем революционной «перестройки», дискредитировали духовное наследие прошлого, низвергали с пьедестала гениальные имена и творения, предавали анафеме тысячелетние крестьянские и православно-христианские устои, выкинули вон бесценное наследие «классово чуждой» дворянской культуры, оголтело ратуя за создание пресловутой «чистой пролетарской культуры». «Неистовые ревнители» - «пламенные революционеры» ничтоже сумняшеся «сбросили с парохода современности» классиков, а Л. Толстого и Достоевского обвинили в «антиреволюционности», религиозном мракобесии и мистике... Так уже было, было, было!.. И недурно бы нам, прислушавшись к голосу Истории, поднабравшись векового поучительного опыта, извлечь полезные уроки, поставив жесткий заслон всеразрушающему нигилизму и антинациональным выпадам.

С уверенностью я позволю себе утверждать: при всём своеобразии творческого самосознания В. Кожинов является центральным, стержневым деятелем-мыслителем современной духовной культуры, как Бахтин, Палиевский, Скатов - в филологии, Георгий Свиридов в музыке, Вячеслав Клыков в скульптуре, Борис Рыбаков в исторических науках, Илья Глазунов в живописи...

Глубинное постижение национального духа народа, который пытаются заглушить, замутить, либо вообще перечеркнуть, объявляя его выражением «провинциальности», или, что еще хуже, воинствующего национализма, - вот что главное, ключевое, по мысли Кожинова, является подлинным критерием творческого поиска и важнейшим методологическим принципом понимания этого поиска.

На пределе острой полемической заостренности Кожинов поднимает знамя русской национальной эстетики, которая, по его мнению, значительно глубже и выше насаждавшегося повсеместно пресловутого «классового подхода», ибо литература, искусство, сама жизнь немыслимы вне народно-национальной почвы. «Идеологии преходящи, а нации вечны», - как мудро заметил Шарль де Голль.

http://www.rv.ru/content.php3?id=8623

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Юдин
Америка останется не оплаканной…
Памяти писателя (15.03.1924 – 29.03.2020)
14.03.2024
Неизбывная память о легендарном батьке Кондрате
К 10-летию со дня кончины Н.И.Кондратенко
01.12.2023
Он верил в Россию
К 100-летию писателя А.Д. Знаменского (1923 – 1997)
06.09.2023
Художник слова души народной
К 150-летию со дня рождения В.Я. Шишкова (1873 – 1945)
14.08.2023
Профессия – родину защищать
Об ответственности современной журналистики
08.08.2023
Все статьи Владимир Юдин
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии