Непостижимая глубина личности

К 80-летию со дня рождения историка и публициста, просветителя России конца ХХ столетия Вадима Валериановича Кожинова (1930-2001)

Новости Москвы 
0
282
Время на чтение 8 минут

Отрадно видеть, наконец, имя Вадима Валериановича Кожинова в «Новом энциклопедическом словаре» (М., 2006 г.) и в энциклопедическом словаре «Отечество» (М., 1999 г.). Во всех предшествующих справочных изданиях советского образца его имя еще не упоминается.

Имеются все основания считать Кожинова не только выдающимся критиком-аналитиком литературы, не только её теоретиком, но и крупнейшим методологом, одним из основателей подлинно научной, освобожденной от стереотипов позитивизма и вульгарно-социологических искривлений, «школы» историософского познания как литературно-художественного, так и исторического пространства.

Какие же ключевые методологические задачи ставит и решает Кожинов? Овладеть культурным богатством, завещанным нам предтечами, достичь того высочайшего уровня художественного творчества, коего они достигли, приведя в изумление весь мир. Ведь ни один современный писатель, деятель культуры и искусства еще не превзошел ни Толстого, ни Достоевского, ни Шолохова, не говоря уже о гениальном Пушкине. Исследования Кожинова объективно ориентированы на постижение корневых проблем русской жизни, исконных национальных традиций, вековой опыт народа, его высочайшую нравственность, духовность, культуру, эстетику, веру.

В. Кожинов стоит у истоков новой, антипозитивистской методологии литературно-художественного познания, которая решительно боролась и борется против вульгарно-социологического истолкования литературы и многовекового опыта русского народа. Ученый завещал нам заниматься не просто познанием истории, но историософией, т.е. развитием факта во времени, при котором только и открывается его смысл во всей полноте.

В самом деле, русская литература от «Слова о полку Игореве» до «Тихого Дона» имеет историческую основу, но к ней абсолютно не сводится, хотя это и дает повод рассматривать ее лишь с точки зрения исторической. Но, как известно, там, где историк завершает свой научный поиск, своё дело литератор только начинает.
Кто бы нынче знал о походе князя Игоря весной 1185 года, кроме историков, если бы не знаменитое «Слово о полку Игореве»?.. Ведь есть два обширных летописных описания этого похода; читай их и толкуй, как хочется, а «Слово...» - то тут причем? Оказывается, в «Слове...» есть то, чего никакая история не дает, - дух русского народа, то, что принято называть национальной идеей. Но, увы, ни этот дух, ни эту возвышающую идею ученые умы зачастую не осмысляют, а сводят изучение «Слова...» (да только ли «Слова...»?) к голому позитивизму: то, нещадно дерясь друг с дружкой, заняты тщетным поиском автора величайшего памятника русской словесности, то с непостижимой дотошностью определяют маршрут похода князя Игоря, - лишь бы уйти от главного - неподражаемой духовной мощи, которая в поэме не просто есть, но составляет её генеральный смысл и пафос.

Последователи животворных идей Кожинова сегодня, конечно, есть, их немало. Убедительное свидетельство тому - наши, ставшие традиционными кожиновские конференции. Однако подлинно научная методология антипозитивизма еще не стала в науке доминирующей, больше того, она по сей день испытывает удары судьбы порой не меньше, чем это было в минувшем веке.

В. Кожинов неизменно был в центре беспощадной борьбы двух антагонистических идеологий - национально-патриотической и космополитической. Борьба эта, как известно, продолжается, и конца ей пока не видно. В работе Кожинова «Судьба России: Вчера, сегодня, завтра» отмечено, что борьба эта началась не вчера, ей в России уже почти триста лет, начало положено в первой половине 18 века - с петровским «пробитием окна в Европу» и засильем «дикого, медвежьего угла» «просвещенными, цивилизованными» немцами...

Неостановимая революционность «неистовых ревнителей» начала прошлого века, главным симптомом которой была озлобленная русофобия, жажда ниспровержения всех и всяческих национальных святынь, сменилась не менее рьяной, воинственной антиреволюционностью приверженцев либеральной «демократии», захваченных столь же болезненным русоненавистническим синдромом, навязывающих нам так называемые «общечеловеческие ценности» в ущерб осознанию нами собственной этнической, исторической и культурной неповторимости.

В. Кожинов отчетливо видел: радикальный революционизм законодателей от искусства сменился в годы «перестройки» агрессией космополитизма, но действующие-то Геростраты остались прежние!.. Реализация космополитической, антинациональной идеологии приводит к концу ХХ века к грубому наступлению на моральные ценности человеческой цивилизации, накопленные ею в ходе своего исторического развития. Иначе говоря, Кожинов указал на опасность либерализма во всемирном, всечеловеческом масштабе, ибо мишенью последнего стали исторически сложившиеся общности, национальные культуры, сфера знаний и сознания человека...

Необычайно актуальными и научно перспективными представляются проблемы изучения творческой эволюции В. Кожинова и эволюция восприятия во времени его трудов. Уже в 30 лет, молодым ученым, он выпускает фундаментальные «Виды искусства» (1960 г.), а тремя годами позже - концептуальное «Происхождение романа» (1963 г.). Печатает целую серию исследовательских статей о литературе России и Европы: «Критика как часть литературы», «О литературных традициях», «Об эстетике авангардизма в России», «Искусство слова как ценность», «О принципах построения истории литературы», «Русская литература и термин «критический реализм»...

Вовсе не случаен переход Кожинова в зрелом творческом возрасте от анализа собственно литературы к отечественной истории («Загадочные страницы истории ХХ в.: «Черносотенцы и революция», 1995 г.; «История Руси и русское Слово». - 1996 г.; «Судьба России: Вчера, сегодня, завтра» - 1997 г.; «Россия. Век ХХ. От начала века до загадочного 1937 г.» - 1999 г.).

...10 мая 1991 года В. Кожинов выступал в Тверском госуниверситете. Вот как он объяснил причину своего увлечения отечественной историей: «Литература - это та область, которая позволяет выражать себя более свободно. Но литература это и бытие жизни. Через литературу я начал приходить в жизнь. Литература изначально в России играла важную социальную роль. Но я от «чистой» литературы ушел. Почему? Современность - это ведь тоже история. То, что произошло вчера, - это уже история. История - это, можно сказать, все».

Следом, в 1977 году, идет не менее важная статья «Русская литература и термин «критический реализм», в которой озвучено важнейшее методологическое утверждение, не только нисколько не утратившее свою значимость сегодня, но приобретшее еще большую научную актуальность: «Наиболее же печален тот факт, что абсолютизация критического реализма заставляет читателей начиная со школьных лет выискивать в русской классике «специализацию» на «отрицательных явлениях жизни», между тем как величие отечественной литературы зиждется прежде всего на глубоком художественном освоении человеческих и народных ценностей, и в частности на создании образов героического и трагедийного склада.

Причем это в равной мере характерно для писателей самых разных идейных убеждений - Герцена и Аксакова, Некрасова и Тютчева, Чернышевского и Лескова, Глеба Успенского и Толстого, Тургенева и Достоевского. Я отнюдь не хочу сказать, что в русской классике не было мощной критической, отрицающей стихии. Но я никак не могу согласиться и с тем, что эта стихия преобладала и определяла природу русского искусства слова».

Не исключаю того, что благодаря оздоровляющему кожиновскому влиянию наши авторитетные «почвеннические» журналы, прежде всего «Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия» обратили взор читателя в 1960-70-е годы на многие прекрасные имена русской литературы, доселе не попадавшие в сонм классического наследия отечественной словесности из-за своего противостояния «критическому реализму». Да и сам термин «критический реализм» получил у Кожинова созидательную окраску, иной, не «разрушительный», нежели у Л. Тимофеева и прочих неистовых социологизаторов истории литературного процесса, смысл.

В этой связи В. Кожинов удивительно смело, энергично и уверенно «спасает» великого Пушкина от экспансии наших доморощенных позитивистов-вульгаризаторов. «Реализм Пушкина отнюдь не «критический», - пишет Кожинов. - Это реализм ренессансной природы. Причем дело идет, конечно, не только о Пушкине, как неком уникуме, но и обо всем современном и предшествующем ему развитии русской литературы».

Больше того, к чести В. Кожинова, он первым называет эпоху развития русской литературы от Петра I до Пушкина «эпохой русского Возрождения ренессансного реализма», с чем вынужден согласиться даже его оппонент, мэтр литературоведения тех лет, небезызвестный Леонид Иванович Тимофеев. К слову, давно требует изучения мастерство Кожинова - блистательного полемиста, для которого неизменно на первом месте стоит правда науки, а не самодовольная маститость каких бы то ни было твердокаменных авторитетов...

Вадим Кожинов - мыслитель-провидец. Его труды не только органично сопрягают настоящее с прошлым, выводят настоящее из прошлого, но и пророчат нам будущее, предсказывают те драмы и трагедии, что ожидают Россию, если не будут предприняты реальные дела национального спасения и сплочения.

Нынче в общественное сознание, как и на заре ХХ века, в пору всесокрушающей ломки в жизни и эстетике и пренебрежительного отношения к «изжившему себя» реализму, активно внедряется идеология космополитического нигилизма, выдаваемая за якобы «новое» слово в науке и искусстве. За точку отсчета нередко берется «методология» ниспровержения наших национальных святынь, выступающая под флагом некоего «обновленного сознания», «новаторского прочтения», «переосмысления замшелых консервативных традиций» и прочих псевдоноваций.

Между тем, как писал В. Кожинов, никаким «обновлением» тут и не пахнет: так уже было в 1920-х годах, когда горячие невежественные головы, взбудораженные ажиотажем революционной «перестройки», дискредитировали духовное наследие прошлого, низвергали с пьедестала гениальные имена и творения, предавали анафеме тысячелетние крестьянские и православно-христианские устои, выкинули вон бесценное наследие «классово чуждой» дворянской культуры, оголтело ратуя за создание пресловутой «чистой пролетарской культуры». «Неистовые ревнители» - «пламенные революционеры» ничтоже сумняшеся «сбросили с парохода современности» классиков, а Л. Толстого и Достоевского обвинили в «антиреволюционности», религиозном мракобесии и мистике... Так уже было, было, было!.. И недурно бы нам, прислушавшись к голосу Истории, поднабравшись векового поучительного опыта, извлечь полезные уроки, поставив жесткий заслон всеразрушающему нигилизму и антинациональным выпадам.

С уверенностью я позволю себе утверждать: при всём своеобразии творческого самосознания В. Кожинов является центральным, стержневым деятелем-мыслителем современной духовной культуры, как Бахтин, Палиевский, Скатов - в филологии, Георгий Свиридов в музыке, Вячеслав Клыков в скульптуре, Борис Рыбаков в исторических науках, Илья Глазунов в живописи...

Глубинное постижение национального духа народа, который пытаются заглушить, замутить, либо вообще перечеркнуть, объявляя его выражением «провинциальности», или, что еще хуже, воинствующего национализма, - вот что главное, ключевое, по мысли Кожинова, является подлинным критерием творческого поиска и важнейшим методологическим принципом понимания этого поиска.

На пределе острой полемической заостренности Кожинов поднимает знамя русской национальной эстетики, которая, по его мнению, значительно глубже и выше насаждавшегося повсеместно пресловутого «классового подхода», ибо литература, искусство, сама жизнь немыслимы вне народно-национальной почвы. «Идеологии преходящи, а нации вечны», - как мудро заметил Шарль де Голль.

http://www.rv.ru/content.php3?id=8623

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Юдин
Америка останется не оплаканной…
Памяти писателя (15.03.1924 – 29.03.2020)
14.03.2024
Неизбывная память о легендарном батьке Кондрате
К 10-летию со дня кончины Н.И.Кондратенко
01.12.2023
Он верил в Россию
К 100-летию писателя А.Д. Знаменского (1923 – 1997)
06.09.2023
Художник слова души народной
К 150-летию со дня рождения В.Я. Шишкова (1873 – 1945)
14.08.2023
Профессия – родину защищать
Об ответственности современной журналистики
08.08.2023
Все статьи Владимир Юдин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06