Лето 2010 года в г. Виннице открыла череда юбилейных торжеств. 2-5 июня состоялся научный конгресс «IV Международные Пироговские чтения». Гостями Винниччины и участниками чтений стали ученые-медики из 24 стран мира (Россия, США, Великобритания, Сербия, Хорватия, Израиль, Палестина, Франция, Нидерланды и др.). В церкви-некрополе состоялась панихида и возложение участниками чтений цветов к склепу нашего великого соотечественника. Винницкий областной музей им. Пирогова широко распахнул в эти дни свои двери. Некоторые массовые мероприятия напомнили о праздничной традиции винниччан, действовавшей до 1917 года, устраивать шествия в дни рождения и смерти врача от центра города в усадьбу чудесного целителя Николая.
Николай Иванович Пирогов (1810-1881) явил себя миру не только как выдающийся ученый, хирург и анатом. Выполняя миссию попечителя Одесского, затем Киевского учебных округов, Пирогов как педагог-новатор пытался гармонизировать систему образования.
Поэтому на юбилейных чтениях были представлены доклады не только на сугубо медицинские темы. Особенно ярко в этом году прозвучала лекция «Духовное наследие Н.И. Пирогова», представленная президентом Пироговского центра, академиком РАМН протоиереем Ю.Л. Шевченко. Заключительная часть его выступления была посвящена идее канонизации Пирогова. В унисон прозвучал и доклад «Н.И. Пирогов - врач, педагог, христианин» митрополита Хмельницкого и Староконстантиновского Антония. «Пирогов в своей глубоко христианской педагогической системе показал разлад между школой и жизнью. Прожив достойнейшую жизнь, Н.И. Пирогов, как паломник, прошел сложную дорогу к вере, испытав и сомнения, и любовь, и искушения славой, но до конца оставшись человеком. Его пример остается достойным подражания не только для врачей, но и для всех потомков как в научной и профессиональной, так и в благотворительной и педагогической сферах деятельности» - такими словами завершил выступление митрополит Антоний.
Действительно, мы немного знаем о педагогическом наследии Пирогова, о его духовных исканиях. Биография Николая Ивановича полна многими знаковыми вехами. Одна из начальных - его знакомство с трудами Н.И. Карамзина о русской истории, о славянах. Они способствовали пробуждению в Пирогове гордости от ощущения себя славянином. Лучшие черты славян (они не знали ни лукавства, ни злости, хранили древнюю простоту нравов, природное добродушие, славились гостеприимством, взаимовыручкой), приведенные Карамзиным в «Истории государства Российского», становятся его основополагающими жизненными ориентирами. Из русской истории, из заветов Карамзина исходит призыв, неоднократно повторявшийся Пироговым во время кровопролитной осады Севастополя в пору Крымской войны: «Да укрепится земля русская братством и верой!»
С небольшими комментариями приведем некоторые цитаты из размышлений Пирогова о главном - о формировании «внутреннего человека», о вере, о преодолении разобщенности среди людей.
Возглавляя Одесский и Киевский учебные округа (1856-1861 гг.), руководя за рубежом подготовкой молодых отечественных ученых к профессорской деятельности (1862-1866 гг.), он проявил себя как внимательный и чуткий воспитатель. В этот период был написан ряд педагогических трудов, среди них: «Быть и казаться», «Университетский вопрос», «Письма из Гейдельберга», три речи «При прощании с Киевом» (первая речь была произнесена 4 апреля 1861 года при прощании с представителями Киевского учебного округа; вторая - 8 апреля в университете святого Владимира при прощании со студентами, и третья - 9 апреля на обеде, устроенном киевскими общественными деятелями). Эти работы формируют своеобразный тематический круг. Статья «Вопросы жизни» (1856) - первое публичное обращение к педагогической теме. Дневниковые записки последних лет, которые написаны в имении «Вишня», замыкают круг. Пирогов их называл «Вопросы жизни. Дневник старого врача».
В педагогических статьях он отмечал такие негативные явления, как утрату ощущения цельности, соборности в обществе (под влиянием нового развращающего материального, «торгового устремления» жизни), что приводит к всеобщей разобщенности, некоему подобию «вавилонского столпотворения», когда людям трудно найти «общий язык» в решении многих возникающих задач. Какими путями вывести молодое поколение из этого тупика? Пирогов ищет ответы на главные вопросы, которые он называет «вопросами жизни»: в чем состоит цель нашей жизни? Каково наше предназначение? К чему мы призваны? Чего должны искать мы? «Существует, - пишет Пирогов, - только три возможности вывести человечество из ложного и опасного положения. Или согласить нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества. Или переменить направление общества. Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой».
Пойти первым путем, рассуждает далее Пирогов, это значило бы «искажать то, что нам осталось на земле Святого, Чистого и Великого...» «Изменить направление общества есть дело промысла и времени». Остается третий путь, т. е. «приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой». Приготовить нас с юных лет к этой борьбе, значит именно «сделать нас людьми, т. е. тем, чего не достигнет ни одна ваша реальная школа в мире, заботясь сделать из нас, с самого нашего детства, негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов».
Пирогов говорит о том, что все, готовящиеся быть полезными гражданами, в первую очередь должны научиться быть людьми. Он наставляет: «Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку: наружный успеет еще действовать; он, выходя позже, но управляемый внутренним, будет, может быть, не так ловок, не так сговорчив и уклончив, как воспитанники реальных школ; но зато на него можно будет вернее положиться; он не за свое не возьмется. Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди и граждане».
Одностороннее утилитарное развитие человека неизбежно вырабатывает у него эгоистичную внутреннюю позицию, что приводит к разобщенности, а это, в свою очередь, грозит человеку как виду. Это понимал и не мог принять Пирогов. Вопросы, раскрывающие путь к преодолению разобщенности, и становятся основными «Вопросами жизни» в педагогических статьях и речах ученого.
В дореволюционной педагогической литературе Пирогова не случайно именовали великим целителем тела и воспитателем души, а его публичные размышления о путях духовного совершенствования - педагогической проповедью. По мнению Пирогова, попечитель не только начальник, но он еще и миссионер, действующий не приказом, а убеждением. Ученый сравнивает труд воспитателя молодежи с трудом земледельца, засевающего поле ранней весной.
Пирогов как миссионер обращается к вопросам формирования духовного опыта человека, продолжает начатые еще философами античности поиски свободы человеческого духа. Исследования внутреннего быта молодого человека и роли педагога в его формировании актуальны и сегодня. Человеку необходимо что-то любить, его потребность в свободе и порядке, в служении и в жертве больше, чем собственное существование. Иначе он начинает сходить с ума от собственной бессмысленности.
Деятельность миссионера невозможна без изначальной любви и уважения к обращаемым. Именно миссионерские акценты прослеживаются в размышлениях Пирогова о важности для педагога умения понимать молодость, любить и, главное, уважать ее.
Лучшие черты молодости в размышлениях Пирогова становятся первыми фундаментальными основами для формирования «внутреннего человека». «Молодость является с ее страстями, вспышками и порывами. Между тем, кто не забыл свою молодость и изучал чужую, тот не мог не различить и в ее увлечении стремлений высоких и благородных, не мог не открыть и в ее порывах грозной борьбы духа за дорогое человеку стремление к истине и совершенству».
Стилю Пирогова свойственно частые сравнения восприятия мира в юном и зрелом возрасте. Эти сравнения способствуют решению ещё одной задачи, что необходимо для видения целостной картины мироздания, - преодоления однозначной линейности времени.
Что же такое вера и способность веровать по Пирогову? «Если мы желаем наше мировоззрение сделать влиятельным в нашем нравственном быте, а это именно сделалось для меня необходимостью, - пишет Пирогов, - то мы не должны основывать его на одних положительных, чисто фактических и чувственных данных. Вера - это чистое отвлечение души: тут нет никаких мирских целей и задач. Вера необходима, как самая глубокая потребность души, индивидуально для каждого более, чем для общества. В душе каждой человеческой особи есть частичка не от мира сего, ищущая себе и духовной пищи».
Далее Пирогов подводит к прочному, единому и неизменному, основе основ человеческого ума - Верховной воле Творца. «Все же изменяющееся (как и в чем бы ни было) должно иметь не одни положительные, но и отрицательные свойства; а все подлежащее чувственному анализу и расследованию не может считаться за нечто законченное, абсолютно верное и определенное. Но молодой ум так же, как и желудок молодых людей, все переваривающий, легко усваивает себе, как я узнал из опыта, и пантеистическое мировоззрение, не ощущая, до поры и до времени, ни несносных колебаний, ни сотрясений от шаткости основы».
В формировании духовного опыта, по убеждению Пирогова, большое место занимает развитие способности веровать как переход от чувственного самосознания к сверхчувственным идеалам (способность веровать в высшем ее развитии). «Вера без самосознания немыслима. Свойство же нашей способности веровать таково, что она проявляется для нас как бы отрешившеюся от всех других чувственных представлений... К ним, к этим сверхчувственным идеалам, приводит неминуемо наша способность веровать в высшем ее развитии; на низших же степенях развития она еще напоминает, как и все человеческое, о безусловной зависимости от чувственного».
Итак, Н.И. Пирогов, уделяя большое внимание формированию духовного опыта подрастающего поколения, преодоление разобщения видит в духовно нравственном формировании «внутреннего человека», в воспитании его готовности к борьбе духа с материальным направлением общества за дорогое человеку стремление к истине, к внечувственным идеалам. Без веры невозможно мировоззрение сделать влиятельным в нравственном быте.
Николай Иванович Пирогов был воистину чудесным доктором и человеческого тела, и человеческой души. Главный его подвиг - его жизнь, его бескорыстие, неподкупность, бескомпромиссность, когда речь идет об истине. Чудесный, необыкновенный - тот, который собою являет замысел о человеке и творит чудеса: чудеса внимания, человечности, любви.
http://rusedin.ru/2010/08/30/chudesnyiy-doktor-k-200-letiyu-n-i-pirogova/