Чудесный доктор. К 200-летию Н.И. Пирогова

0
758
Время на чтение 7 минут
Винница, усадьба «Вишня». Здесь на протяжении 20 лет жил и работал Николай Иванович Пирогов, здесь сделал более 200 операций, исцеляя от телесных недугов, а также подводил итоги своих исканий по избавлению от недугов духовных. В противовес суете и плотским соблазнам важно помнить о подвижниках, сумевших примером своей жизни доказать высоту замысла о человеке. Такого подвижника - Николая Ивановича Пирогова, мы чествуем в год его 200-летнего юбилея. «Чудесный доктор» - так назвал Пирогова А.И. Куприн, посвятив ему один из своих рассказов, свидетельствующих о мастерстве, любви, душевной и человеческой широте Пирогова.

Лето 2010 года в г. Виннице открыла череда юбилейных торжеств. 2-5 июня состоялся научный конгресс «IV Международные Пироговские чтения». Гостями Винниччины и участниками чтений стали ученые-медики из 24 стран мира (Россия, США, Великобритания, Сербия, Хорватия, Израиль, Палестина, Франция, Нидерланды и др.). В церкви-некрополе состоялась панихида и возложение участниками чтений цветов к склепу нашего великого соотечественника. Винницкий областной музей им. Пирогова широко распахнул в эти дни свои двери. Некоторые массовые мероприятия напомнили о праздничной традиции винниччан, действовавшей до 1917 года, устраивать шествия в дни рождения и смерти врача от центра города в усадьбу чудесного целителя Николая.

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) явил себя миру не только как выдающийся ученый, хирург и анатом. Выполняя миссию попечителя Одесского, затем Киевского учебных округов, Пирогов как педагог-новатор пытался гармонизировать систему образования.

Поэтому на юбилейных чтениях были представлены доклады не только на сугубо медицинские темы. Особенно ярко в этом году прозвучала лекция «Духовное наследие Н.И. Пирогова», представленная президентом Пироговского центра, академиком РАМН протоиереем Ю.Л. Шевченко. Заключительная часть его выступления была посвящена идее канонизации Пирогова. В унисон прозвучал и доклад «Н.И. Пирогов - врач, педагог, христианин» митрополита Хмельницкого и Староконстантиновского Антония. «Пирогов в своей глубоко христианской педагогической системе показал разлад между школой и жизнью. Прожив достойнейшую жизнь, Н.И. Пирогов, как паломник, прошел сложную дорогу к вере, испытав и сомнения, и любовь, и искушения славой, но до конца оставшись человеком. Его пример остается достойным подражания не только для врачей, но и для всех потомков как в научной и профессиональной, так и в благотворительной и педагогической сферах деятельности» - такими словами завершил выступление митрополит Антоний.

Действительно, мы немного знаем о педагогическом наследии Пирогова, о его духовных исканиях. Биография Николая Ивановича полна многими знаковыми вехами. Одна из начальных - его знакомство с трудами Н.И. Карамзина о русской истории, о славянах. Они способствовали пробуждению в Пирогове гордости от ощущения себя славянином. Лучшие черты славян (они не знали ни лукавства, ни злости, хранили древнюю простоту нравов, природное добродушие, славились гостеприимством, взаимовыручкой), приведенные Карамзиным в «Истории государства Российского», становятся его основополагающими жизненными ориентирами. Из русской истории, из заветов Карамзина исходит призыв, неоднократно повторявшийся Пироговым во время кровопролитной осады Севастополя в пору Крымской войны: «Да укрепится земля русская братством и верой!»

С небольшими комментариями приведем некоторые цитаты из размышлений Пирогова о главном - о формировании «внутреннего человека», о вере, о преодолении разобщенности среди людей.

Возглавляя Одесский и Киевский учебные округа (1856-1861 гг.), руководя за рубежом подготовкой молодых отечественных ученых к профессорской деятельности (1862-1866 гг.), он проявил себя как внимательный и чуткий воспитатель. В этот период был написан ряд педагогических трудов, среди них: «Быть и казаться», «Университетский вопрос», «Письма из Гейдельберга», три речи «При прощании с Киевом» (первая речь была произнесена 4 апреля 1861 года при прощании с представителями Киевского учебного округа; вторая - 8 апреля в университете святого Владимира при прощании со студентами, и третья - 9 апреля на обеде, устроенном киевскими общественными деятелями). Эти работы формируют своеобразный тематический круг. Статья «Вопросы жизни» (1856) - первое публичное обращение к педагогической теме. Дневниковые записки последних лет, которые написаны в имении «Вишня», замыкают круг. Пирогов их называл «Вопросы жизни. Дневник старого врача».

В педагогических статьях он отмечал такие негативные явления, как утрату ощущения цельности, соборности в обществе (под влиянием нового развращающего материального, «торгового устремления» жизни), что приводит к всеобщей разобщенности, некоему подобию «вавилонского столпотворения», когда людям трудно найти «общий язык» в решении многих возникающих задач. Какими путями вывести молодое поколение из этого тупика? Пирогов ищет ответы на главные вопросы, которые он называет «вопросами жизни»: в чем состоит цель нашей жизни? Каково наше предназначение? К чему мы призваны? Чего должны искать мы? «Существует, - пишет Пирогов, - только три возможности вывести человечество из ложного и опасного положения. Или согласить нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества. Или переменить направление общества. Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой».

Пойти первым путем, рассуждает далее Пирогов, это значило бы «искажать то, что нам осталось на земле Святого, Чистого и Великого...» «Изменить направление общества есть дело промысла и времени». Остается третий путь, т. е. «приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой». Приготовить нас с юных лет к этой борьбе, значит именно «сделать нас людьми, т. е. тем, чего не достигнет ни одна ваша реальная школа в мире, заботясь сделать из нас, с самого нашего детства, негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов».

Пирогов говорит о том, что все, готовящиеся быть полезными гражданами, в первую очередь должны научиться быть людьми. Он наставляет: «Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку: наружный успеет еще действовать; он, выходя позже, но управляемый внутренним, будет, может быть, не так ловок, не так сговорчив и уклончив, как воспитанники реальных школ; но зато на него можно будет вернее положиться; он не за свое не возьмется. Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди и граждане».

Одностороннее утилитарное развитие человека неизбежно вырабатывает у него эгоистичную внутреннюю позицию, что приводит к разобщенности, а это, в свою очередь, грозит человеку как виду. Это понимал и не мог принять Пирогов. Вопросы, раскрывающие путь к преодолению разобщенности, и становятся основными «Вопросами жизни» в педагогических статьях и речах ученого.

В дореволюционной педагогической литературе Пирогова не случайно именовали великим целителем тела и воспитателем души, а его публичные размышления о путях духовного совершенствования - педагогической проповедью. По мнению Пирогова, попечитель не только начальник, но он еще и миссионер, действующий не приказом, а убеждением. Ученый сравнивает труд воспитателя молодежи с трудом земледельца, засевающего поле ранней весной.

Пирогов как миссионер обращается к вопросам формирования духовного опыта человека, продолжает начатые еще философами античности поиски свободы человеческого духа. Исследования внутреннего быта молодого человека и роли педагога в его формировании актуальны и сегодня. Человеку необходимо что-то любить, его потребность в свободе и порядке, в служении и в жертве больше, чем собственное существование. Иначе он начинает сходить с ума от собственной бессмысленности.

Деятельность миссионера невозможна без изначальной любви и уважения к обращаемым. Именно миссионерские акценты прослеживаются в размышлениях Пирогова о важности для педагога умения понимать молодость, любить и, главное, уважать ее.

Лучшие черты молодости в размышлениях Пирогова становятся первыми фундаментальными основами для формирования «внутреннего человека». «Молодость является с ее страстями, вспышками и порывами. Между тем, кто не забыл свою молодость и изучал чужую, тот не мог не различить и в ее увлечении стремлений высоких и благородных, не мог не открыть и в ее порывах грозной борьбы духа за дорогое человеку стремление к истине и совершенству».

Стилю Пирогова свойственно частые сравнения восприятия мира в юном и зрелом возрасте. Эти сравнения способствуют решению ещё одной задачи, что необходимо для видения целостной картины мироздания, - преодоления однозначной линейности времени.

Что же такое вера и способность веровать по Пирогову? «Если мы желаем наше мировоззрение сделать влиятельным в нашем нравственном быте, а это именно сделалось для меня необходимостью, - пишет Пирогов, - то мы не должны основывать его на одних положительных, чисто фактических и чувственных данных. Вера - это чистое отвлечение души: тут нет никаких мирских целей и задач. Вера необходима, как самая глубокая потребность души, индивидуально для каждого более, чем для общества. В душе каждой человеческой особи есть частичка не от мира сего, ищущая себе и духовной пищи».

Далее Пирогов подводит к прочному, единому и неизменному, основе основ человеческого ума - Верховной воле Творца. «Все же изменяющееся (как и в чем бы ни было) должно иметь не одни положительные, но и отрицательные свойства; а все подлежащее чувственному анализу и расследованию не может считаться за нечто законченное, абсолютно верное и определенное. Но молодой ум так же, как и желудок молодых людей, все переваривающий, легко усваивает себе, как я узнал из опыта, и пантеистическое мировоззрение, не ощущая, до поры и до времени, ни несносных колебаний, ни сотрясений от шаткости основы».

В формировании духовного опыта, по убеждению Пирогова, большое место занимает развитие способности веровать как переход от чувственного самосознания к сверхчувственным идеалам (способность веровать в высшем ее развитии). «Вера без самосознания немыслима. Свойство же нашей способности веровать таково, что она проявляется для нас как бы отрешившеюся от всех других чувственных представлений... К ним, к этим сверхчувственным идеалам, приводит неминуемо наша способность веровать в высшем ее развитии; на низших же степенях развития она еще напоминает, как и все человеческое, о безусловной зависимости от чувственного».

Итак, Н.И. Пирогов, уделяя большое внимание формированию духовного опыта подрастающего поколения, преодоление разобщения видит в духовно нравственном формировании «внутреннего человека», в воспитании его готовности к борьбе духа с материальным направлением общества за дорогое человеку стремление к истине, к внечувственным идеалам. Без веры невозможно мировоззрение сделать влиятельным в нравственном быте.

Николай Иванович Пирогов был воистину чудесным доктором и человеческого тела, и человеческой души. Главный его подвиг - его жизнь, его бескорыстие, неподкупность, бескомпромиссность, когда речь идет об истине. Чудесный, необыкновенный - тот, который собою являет замысел о человеке и творит чудеса: чудеса внимания, человечности, любви.

http://rusedin.ru/2010/08/30/chudesnyiy-doktor-k-200-letiyu-n-i-pirogova/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35