К ранней истории Туринской плащаницы

0
121
Время на чтение 13 минут
Существуют различные точки зрения на раннюю историю Туринской плащаницы. Согласно мнению одних исследователей, Туринская плащаница тождественна Эдесскому нерукотворному образу – Мандилиону и разделяет его историю: появление в Эдессе в конце II – начале III века, сокрытие, обретение в 527 году и перенесение в Константинополь в 944 году[1]. Однако есть и другая научная традиция, согласно которой Туринская плащаница и Мандилион являются разными реликвиями с разной исторической судьбой[2]. Автор данных заметок придерживается именно этой точки зрения.

Следует отметить трудности, с которыми сталкивается исследователь раннехристианской и византийской истории плащаницы: при обилии свидетельств о нерукотворном образе (и не только Эдесском, но и так называемом Камулеанском, ставшем при Маврикии общеимперской святыней) сведения о плащанице немногочисленны и зачастую неинформативны, в ряде случаев можно встретить лишь общие выражения и весьма косвенные намеки либо на изображение, либо на кровь на плащанице. Но, несмотря на недостаток данных, с определенной долей гипотетичности можно реконструировать историю плащаницы в I тысячелетии по Рождеству Христову.

Судя по ряду свидетельств, в I веке плащаница могла пребывать в иерусалимской апостольской общине. Как сообщает апокрифическое Евангелие от евреев в передаче блаженного Иеронима, «Господь передал плащаницу слуге священника, а затем явился Иакову» – «Dominus autem cum dedisset syndonem servo sacerdotis, ivit ad Jacobum et apparuit ei»[3]. Это свидетельство весьма важно, тем более что, по словам блаженного Иеронима, Евангелием от евреев пользовался еще Ориген.

Однако это свидетельство трудно интерпретировать. Возникает, прежде всего, вопрос: почему Христос отдает столь ценную реликвию слуге одного из тех, кто Его ненавидел и делал все, чтобы убить и опозорить Его и чтобы скрыть следы воскресения? Возможно, плащаница должна была послужить неоспоримым свидетельством воскресения, посрамляющим неверие священников. Но в связи с этим встает вопрос о том, что же именно в плащанице должно было послужить таким доказательством. Некоторые исследователи полагают, что этим доказательством могли быть следы крови и нерукотворное изображение Христа, однако эту гипотезу трудно верифицировать.

Для объяснения этого места в Евангелии от евреев предлагалась весьма сомнительная реконструкция: вместо слова «servo» предлагалась конъектура «puero», которая будто бы восходила к изначальному слову «Petro». Единственным основанием для подобных шатких предположений является сообщение, содержащееся в житии святой Нины, просветительницы Грузии. Перед тем, как направиться в Грузию для проповеди, святая Нина посетила Иерусалим и спросила у патриарха, где находится плащаница. В ответ патриарх сказал, что плащаница была у святого Петра, но потом неизвестно куда делась[4].

Рисунок из рукописного Молитвенника со сценой оплакивания Христа (1192 г.)
Житие святой Нины фиксирует предание, сложившееся в конце IV – начале V века, но восходящее, возможно, к более древним временам. Эта традиция соотносится с Евангелием от Иоанна – с повествованием о приходе учеников Спасителя ко Гробу Его, где они увидел «пелены лежащие, и сударь, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20: 6–7). В Евангелии говорится, что погребальные покровы Христа стали для Петра и Иоанна своего рода истоком их веры в воскресение Спасителя. И если учесть, что плащаница наиболее ярко свидетельствует о страстях Христовых, упомянутых именно в Евангелии от Иоанна (например о ране в боку от удара копьем и проч.)[5], то окажется не случайным тот акцент, который ставится в Евангелии от Иоанна на обретении погребальных одежд Христа, а равно и не случайно предание, дошедшее в житии святой Нины, которое приписывает хранение плащаницы апостолу Петру.

Другое предание, относящееся к ранней истории плащаницы, считает ее хранителем Иосифа Аримафейского. В апокрифическом памятнике «Сказание Иосифа Аримафейского», дошедшем до нас в грузинском переводе, говорится: «И я, Иосиф, собрал на Голгофе в плащаницу (saxoveveli) и в сударь (zecri) кровь Господа, излившуюся из Его ребра». Греческий оригинал «Сказания» был создан в IV–V веках, как считают исследователи исходя из рассказа о построении храма в Лидде, однако «Сказание» отражает более древние доникейские предания, связанные с Актами Пилата, Евангелием от Никодима и др., в частности рассказ о преследовании Иосифа иудеями, его тюремном заключении и чудесном освобождении Христом[6].

Из «Сказания Иосифа Аримафейского» можно сделать следующие промежуточные выводы:

– самое позднее в IV–V веках в Палестине находились реликвии, несущие следы Христовой крови – плащаница и сударь (плат, бывший на главе Христа после Его смерти, позднее перенесенный в Овьедо)[7], поскольку сообщение о них актуализируется в памятнике, созданном в IV–V веках;

– эти сообщения могут восходить к более раннему времени – к доникейской или даже апостольской эпохе, поскольку традиция «Сказания» связана с кругом памятников I–III веков: Актами Пилата, Евангелием от Никодима и др.;

– упоминание о крови, излившейся только из ребра, возможно, является косвенным намеком на Туринскую плащаницу: самый обширный след крови на ней связан с раной в правом боку от копья;

– представление о плащанице, в которую собирается кровь, позднее послужило основой для создания легенды о Граале – чаше, в которую святой Иосиф Аримафейский собрал кровь Христову. Примечателен достаточно расплывчатый характер представлений о Граале в средневековье: он мыслился не только как чаша, но и как камень и даже как своеобразная скатерть-самобранка, способная напитать всех гостей в замке[8].

В том же круге памятников, что и «Сказание», находится и так называемое Евангелие от Гамалиила, дошедшее до нас в эфиопском переводе. В нем рассказывается о том, что после воскресения Христа Его плащаница стала предметом спора между Иродом и Пилатом, и спор этот кончился ничем, так как плащаница вознеслась на небеса[9].

Конечно, это сказание отражает представление о небесной плащанице, органично входящей в ряд раннехристианских представлений о небесных сущностях – прототипах земных, таких как небесный Иерусалим, небесное святилище, небесная скиния с завесой,уподобленная плоти Христовой в Послании к евреям. При этом стоит отметить, что плащаница в этом апокрифе повторяет путь плоти Христовой, то есть возносится на небеса. Можно предположить, что в ней присутствовало нечто, что позволяло авторам апокрифа выстраивать отношения прототипа и типа – плоти и ее образа.

Образ небесной плащаницы находит неожиданную параллель в «Завете Авраама» – раннехристианском апокрифическом памятнике, восходящем к I веку (хотя и переработанном в V веке, возможно Исихием Иерусалимским)[10]. В нем говорится о том, что после кончины Авраама «немедля предстал Михаил архангел со множеством ангелов, и взяли честную душу его в руки свои, в боготканную плащаницу. И богодухновенными благовониями и ароматами они готовили к погребению тело праведного Авраама до третьего дня после кончины его и похоронили его в земле обетованной»[11]. В этом повествовании погребению Авраама приданы явные черты сходства с погребением Христа: душа праотца облекается в плащаницу, тело покрывается богодухновенными ароматами до третьего дня – типологически соотносимого с днем воскресения Христова[12]. В подобном христологическом контексте особенное значение приобретает «боготканная плащаница»: само определение «боготканный» указывает на некий нерукотворный характер плащаницы. Если мы соотнесем этот образ с небесной плащаницей Евангелия от Гамалиила, то придем к выводу, что в раннехристианском сознании существовал концепт нерукотворной, небесной плащаницы, которая связана с исторической плащаницей Христовой[13].

Судя по некоторым данным, в раннехристианскую эпоху плащаница обладала высоким статусом почитания. Его показателем является, в частности, одно место из апокрифических «Деяний апостола Филиппа» (III–IV вв.), где перед смертью апостол заповедует следующее: «Я отхожу ко Господу. И возьми тело мое, и заверни его для погребения в сирийские кожи, и не надевай сверху льняную пелену, ибо тело Господа было завернуто в плащаницу. И свяжи тело папирусами, и похорони его в церкви»[14].

Получается своего рода парадокс: апостол хотя и считает себя достойным быть погребенным в церкви, но при этом считает себя недостойным быть обвитым плащаницей, поскольку именно так был погребен Христос.

Наиболее близкой аналогией является нежелание Петра быть распятым так, как был распят Христос и, следовательно, уподоблять свой крест величайшей святыне христианства – кресту Господню. Итак, можно предположить, что для раннехристианского сознания плащаница была такой святыней, которую нельзя было имитировать, и, возможно, весьма чтимой святыней.

От V века мы имеем свидетельство Исихия Иерусалимского, содержащее косвенное указание на образ обнаженного Христа на Его погребальных пеленах: «Здесь пелены указуют на богатство Обнаженного»[15]. Соотнесем это высказывание с изображением обнаженного Человека на Туринской плащанице, с Его величественным царственным обликом, а также с образом плащаницы как свидетельством воскресения, и слова Исихия получат свой полный смысл. Если учесть, что святой Исихий прямо или косвенно причастен к редактуре некоторых памятников апокрифической литературы (в частности «Завещания Авраама»), где присутствует образ «боготканной» плащаницы, то его высказывание в проповеди о святом Прокопии становится далеко не случайным, а является продолжением определенной традиции. Принимая во внимание то, что в иерусалимской традиции IV–V веков актуализируется и трансформируется раннехристианская апокрифика, связанная с плащаницей, можно предположить, что существовала объективная причина для ее актуализации – присутствие почитаемой реликвии в Палестине.

Однако без прямых свидетельств о наличии плащаницы в Палестине данные, извлеченные из литературных источников, могут показаться нерепрезентативными и бездоказательными. К счастью, у нас есть свидетельства о присутствии плащаницы в Палестине в VI–VII веках. Первым из таковых свидетельств является сообщение так называемого Анонима из Пьяченцы (известен также как Антонин из Плацентии), который сообщает о том, что на берегу Иордана, недалеко от монастыря святого Иоанна, находится пещера с семью кельями для семи дев, число которых должно оставаться постоянным. «В этой пещере, как говорят, находится сударь, который был на лбу (на голове) Иисуса Христа» – «in ipso loco dicitur esse sudarium, quod fuit super frontem (caput) Jesu Christi»[16]. Это свидетельство заслуживает внимательного рассмотрения. Безусловно, оно не обладает желательной для нас четкостью: Аноним говорит не о плащанице (linteum), а о сударе (sudarium). Разумеется, путаница в терминологии – сударь, плащаница, пелены – начинается еще с I века, тем не менее возникает законный вопрос: является ли реликвия, сохранявшаяся в этой пещере, плащаницей или сударем, то есть платом, который был на лике Иисуса после Его смерти. Если мы принимаем чтение «super caput» – «на главе его», то должны соотнести его с цитатой из Евангелия от Иоанна: «Et sudarium, quod fuit super сaput eius» (Ин. 20: 7). Но, по мнению некоторых ученых, а также если следовать экзегетической традиции IV–V веков, в данном контексте «сударь» на самом деле обозначает плащаницу. Чтение «super frontem» («на лбу») еще более показательно и, возможно, является косвенным свидетельством о существовании изображения на этой ткани. Также следует обратить внимание на сакральное число семь – семь дев, охранявших эту реликвию, которое должно было оставаться постоянным.

Следующие в высшей степени важные свидетельства предоставляет мозарабское богослужение, сложившееся в Испании во второй половине VI – первой половине VII века и связанное с явным иерусалимским влиянием[17]. В литургии пасхальной субботы содержится весьма важный для нас текст: «К гробнице Петр прибегает с Иоанном и различает в погребальных ризах (буквально – тканях) недавние отпечатки умершего и воскресшего» – «Ad monumentum Petrus cum Johanne concurrit recentiaque in linteaminibus defuncti et resurgenti vestigia cernit»[18]. Трудно интерпретировать этот текст иначе, как доказательство того, что, по мнению создателя этого текста, на погребальных одеждах Христа содержались некие следы Его смерти и воскресения, которые могли быть Его нерукотворным изображением. Слово «vestigium» – «отпечаток, след» – является нормативным в христианской литературе V–VII века для обозначения нерукотворного изображения. Достаточно привести всего один пример из уже цитированного нами итинерария Анонима (или Антонина) Пьяченского, относящийся к Мемфисскому нерукотворному образу: «Здесь мы видели льняной паллий, которым, как говорят, Он в свое время утерся, и таким образом на нем остались отпечатки, каковой образ все время там почитается» – «Ibi vidimus pallium lineum in quo dicitur illum tersisse et idcirci ibi remansisse vestigia, quae imago ibi adoratur»[19]. Контекст мозарабского богослужения не оставляет сомнения в том, какие это были следы: в нем особенно акцентируется тема излияния крови и воды из пронзенных ребер Христа[20]. Следует вспомнить, что Туринская плащаница несет на себе следы крови, особенно значительный кровавый след находится с правой стороны, между пятым и шестым ребром, и соответствует удару копьем римского легионера. Однако этот отпечаток свидетельствовал также и о воскресении: это «отпечатки Агнца живого» – «vestigia Agni viventis»[21]. По мнению некоторых исследователей (Джона Джексона, А.В. Белякова и др.), нерукотворное изображение на плащанице могло возникнуть в результате воздействия световой энергии на ткань плащаницы при воскресении.

Между 660 и 680 годом плащаницу в Иерусалиме видел испанский паломник Аркульф. В его рассказе много запутанного и недостоверного[22], однако в нем заслуживают внимания три момента. Первый: плащаница предстает у него неким чудотворным средством умножения богатства: ее хранители богатеют и процветают – как и хранители средневекового Грааля. Второй момент связан с мотивом огня: когда между иудеями и христианами зашел спор о ней, халиф Муавия приказал бросить плащаницу в костер для испытания ее подлинности. Третий сюжет связан с мотивом вознесения плащаницы: когда ее бросили в костер, «то огонь не мог коснуться ее никоим образом, но поднявшись из огня целой и невредимой, плащаница (sudarium), подобно птице с распростертыми крыльями, стала летать в вышине» – «quod nullo modo ignis tangere potuit, sed integrum et incolume de rogo surgens, quasi avis expansis alis coepit in sublime volare»[23].

Наконец, святой Иоанн Дамаскин около 730 года пишет следующее: «Второй способ, согласно которому мы поклоняемся тварным вещам, через которые и в которых Бог совершал (буквально – действовал) наше спасение, как, например, Голгофа, святое древо креста, копие, плащаница»[24]. Отметим, что святой Иоанн Дамаскин упоминает плащаницу как предмет поклонения среди реликвий, которые в это время находились как в Константинополе, так и в Иерусалиме. Стоит сопоставить эти слова с приведенным выше свидетельством Аркульфа. Следовательно, плащаница около 730 года могла находиться в Иерусалиме.

Подведем некоторые итоги.

Согласно прямым и косвенным свидетельствам, с I по VIII век плащаница не покидала пределов Палестины.

Судя по данным ряда источников палестинского происхождения, концепт плащаницы, сложившийся к V веку в палестинской традиции, включал в себя представления о наличии на ней крови в большом количестве, о ее некоем небесном и нерукотворном характере и, возможно, о наличии на ней изображения обнаженного тела.

Отношение к плащанице характеризовалось высоким уровнем почитания, сопоставимого с почитанием креста Госопдня. Среди чудотворных способностей плащаницы присутствовала способность умножать богатства, не гореть в огне и даже летать и возноситься на небеса.

Мозарабская литургия свидетельствует о наличии на плащанице нерукотворного изображения cо следами крови.

_______________________________________

[1] Наиболее подробно и аргументированно гипотезу о тождестве Мандилиона и Туринской плащаницы обосновывает Ян Вильсон в своем труде «The blood and the Shroud» (N.-Y., 1998). Это последнее по времени фундаментальное исследование о Туринской плащанице, содержащее максимально полную библиографию по истории вопроса.
[2] Эта позиция изложена в «Histoire religieuse du linceul de Christ, de Jerusalem a Turin» (Paris, 1974) Полем де Гелем (Paul de Gail).
[3] De viris illustribus. Cap. PL. 23. Col. 612–613.
[4] Wardrop M., Conybeare F.-C. The life of St. Nino // Studia Biblia et Ecclesiastica. V. 1900. Fasc. 1. P. 2.
[5] О возможных связях Туринской плащаницы с Евангелием от Иоанна см.: Braun F.-M. Le Linceul de Turin et l’Evangile de St. Jean. Tournai, 1939.
[6] См., напр.: Dubarle A-.M. Storia antica della Sindone di Torino fino al XIII secolo. Roma, 1993. P. 130–131.
[7] О нем см.: Sudario del Secor. Universitad de Oviedo, 1996.
[8] См.: Веселовский А.А. Мерлин и Соломон. М., 2002.
[9] См.: Ouderijn Vand Den M.A. Gamaliel. Aethiopische Texte zur Pilatusliteratur // Spicilegium Friburgiense. 1959. 4.
[10] Таково мнение издателей памятника: в нем встречаются некоторые термины, нетипичные для I века, в то же время в памятнике присутствуют несомненные архаические черты.
[11] См.: The testament of Abraham: Texts and Studies. Cambridge: Cambridge University Press, 1892. Р. 77–104.
[12] По иудейским обычаям I века, погребение должно произойти в самый день смерти. См., в частности: Jackson R. Jewish burial procedures at the time of Christ // Actas del I Congreso Internacional sobre el Sudario de Oviedo. 29–31 Octubre 1994. Universidad de Oviedo, 1996. P. 310.
[13] Предположение о том, что нерукотворный характер плащаницы мог прямо или косвенно соотноситься с нерукотворным изображением на ней, выглядело бы весьма рискованным в силу скудости прямых или косвенных свидетельств об изображении на плащанице, тем не менее подобная возможность не исключена.
[14] Acta Philippi / Ed. M. Bonnet // Acta apostolorum apocrypha. Vol. 2.2. Leipzig, 1903. P. 89.
[15] См.: Aubineau M. Les homеlies festales d'Hеsychius de Jеrusalem. Vol. 1: Les homеlies I–XV / Subsidia hagiographica. T. 59. Brussels: Societе des Bollandistes, 1978. P. 562.
[16] PL. 72. Col. 916 B.
[17] О нем, в частности, свидетельствуют цитаты из литургии апостола Иакова: образ небесного Иерусалима – «Hierusalem celestem… introire mereamur» (PG. 85. Col. 511), формула «Твоя от Твоих Тебе приносяще (ibid) и др.
[18] PG. 85. Col. 511.
[19] PL. 72. Col. 916 B. Мы намеренно не касаемся здесь сложного вопроса относительно характера Мемфисского образа, его гипотетических связей с Мандилионом или с плащаницей.
[20] Cм., например: «Сей бок Твоего святого тела, пронзенный копьем, отверзся, и истекли из него два великих таинства, то есть кровь и вода» – «Latus illud tui sacri corporis confossum lancea aperitur et continuo duo illa magnifica sacramenta sanquis scilicet et aqua fluxerunt» (PL. 85. 497 B).
[21] Feria III. Ad orationem dominicam // Ibid. Col. 497 C.
[22] См.: Dubarle A.M. Storia antica della Sindone di Torino fino al XIII secolo. Roma, 1993. P. 137–138. Следует отметить, что в свидетельствах Аркульфа не говорится об изображении на плащанице, к тому же указываемый им размер плащаницы – 8 футов (2,5 м) – не совпадает с длиной Туринской плащаницы. Тем не менее, он мог видеть часть плащаницы в сутолоке либо перепутать футы (pes) c локтями (сubitus), а 8 локтей (4 метра) как раз и составляют подлинную длину плащаницы.
[23] PL. 88. Col. 787 A.
[24] PG. 94. Сol. 1240.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Василик
День Победы на Светлой Седмице – добрый знак
Вся фашистская нечисть будет смыта очистительными волнами Специальной военной операции
09.05.2024
Обыкновенный эстонский фашизм
Парламент Эстонии объявил Московский Патриархат «институтом, поддерживающим российскую агрессию»
08.05.2024
Не криптобандеровцы ли засели в транспортных структурах Смольного?
Требуем убрать имена Александра Невского и Ф.М. Достоевского с пола станции метро «Ладожская»
07.05.2024
Александрийский папа или Александрийская мама?
«Хиротонисание диакониссы» Анжелики Молен в Александрийском Патриархате – большой шаг на пути принятия женского священства
03.05.2024
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Призываю Учёный совет РГГУ отменить своё ошибочное решение
26.04.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Последние комментарии
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
10.05.2024 19:52
Аресты не изменят коррупционной системы
Новый комментарий от Могилев на Днепре
10.05.2024 19:33
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Павел Тихомиров
10.05.2024 19:04
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Русский Иван
10.05.2024 19:03
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Русский Иван
10.05.2024 18:57
Вот такая она нынче «прекрасная Франция»
Новый комментарий от ГОЛУБКОВА
10.05.2024 17:59