Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Оковы — украшение мучеников

Ирина  Рубцова, Православный Санкт-Петербург

19.05.2010


13 июня — память новомучеников СПб епархии …

Святитель сщмч.Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, за несколько дней до расстрела послал из тюрьмы одному из петроградских благочинных письмо, которое можно рассматривать как завещание святого последующим церковным деятелям. Оно содержит слова, особенно важные для нас при оценке дальнейшего хода церковной истории: «Христос — наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше её иметь надо нам, пастырям… Странны рассуждения некоторых, может быть, выдающихся её пастырей… — надо хранить живые силы, т.е. их ради поступаться всем. Тогда Христос на что? Не Платоновы, Чепурины, Вениамины и тому подобные спасают Церковь, а Христос. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать для себя». Эти слова стали путеводной звездой во мраке, окутавшем Россию с приходом к власти большевиков, для многих православных мучеников — мирян и священнослужителей. Среди них славное имя рыбацкого пресвитера сщмч.Николая КУЛИГИНА, принявшего лютую смерть за веру.

Николай Петрович Кулигин родился в 1870 году в с.Посолодино Лужского уезда СПб губернии в семье священника. Отец его был пастырем местной церкви в честь Входа Господня в Иерусалим. В 1884 году Николай поступает в Петербургскую Духовную семинарию и по окончании её становится студентом Духовной академии. Академию батюшка закончил со степенью кандидата богословия, присвоенной ему за диссертацию «Святой Василий Великий как моралист», и стал священником в храме родного села, придя на смену своему отцу. Это удивительно: ведь в сельских приходах не так часто служат священники со степенью кандидата богословия, но о.Николаю по душе спокойная сельская жизнь, и в с.Посолодино проходят первые пять лет его пастырского служения.

Резолюцией правящего архиерея 9 октября 1902 года о.Николай назначается настоятелем Большеохтинской церкви Сошествия Святого Духа в Санкт-Петербурге. Однако, не прослужив в городе и трёх лет, о.Николай 5 февраля 1905 года переводится на место настоятеля Покровской церкви с.Рыбацкое, которое являлось тогда ближайшим пригородом столицы. Почему так произошло? Ведь это явное понижение по службе. Ответ находим в журнале «Известия по Санкт-Петербургской епархии», где имеется интересная запись: «Священники Покрово-Рыбацкой церкви Петербургского уезда Михаил Славнитский и Большеохтинской Свято-Духовской церкви Николай Кулигин переводятся один на место другого в звании настоятелей». Видимо, о.Николаю, сельскому жителю, не по нраву пришёлся шумный город, а вот в Рыбацком батюшка служил безвыездно до самой смерти.

Грозные события, разрушившие многовековой православный уклад Российской империи, не обошли стороной эту тихую гавань. Революция, трагическое крушение Империи, большевистский террор, грех цареубийства, гонения и расколы… — за всё русское духовенство заплатило кровью пастырей-мучеников, большинство которых было расстреляно или заживо сгнило в концлагерях.

Настал кровавый 1937-й. О.Николая арестовали 26 июня, обвинив в контрреволюционной пропаганде среди населения с.Рыбацкое. Покровская церковь в Рыбацком была закрыта, и службы совершались в небольшом кладбищенском храме Казанской иконы Божией Матери. На допросе батюшка не признал своей «вины» и через неделю тюремных издевательств был вызван вторично. Оперуполномоченный давил: «Следствием установлено, что вы во время службы в церкви проводили контрреволюционную пропаганду, направленную против советской власти. Следствие требует от вас искреннего признания». Но о.Николай с неизменной твёрдостью отвечал: «Никакой я контрреволюционной пропаганды во время службы в церкви не проводил». Засим последовали десять дней содержания в камере, а может быть, в карцере с применением пыток, в надежде выбить признание. Тщетно! Тогда следствие пошло на хитрость: во время третьего допроса зачитали показания двух свидетельниц — певчей приходского хора и одной старейшей прихожанки, — будто бы о.Николай во время частных бесед на кладбище позволял себе антисоветские высказывания. Спокойно выслушав обвинения, батюшка заявил: «Показания свидетелей Ч. и К. я полностью отрицаю». Не добившись личного признания обвиняемого, следствие зашло в тупик и было приостановлено на месяц. Такое случалось нечасто, ибо на каждого арестованного отведено было не более десяти дней. Мы не знаем, каким пыткам был подвергнут мученик, что ему пришлось претерпеть за веру Христову, — в документах об этом ни звука. Но восьмого августа о.Николай вновь предстал перед своими мучителями — это был четвёртый и последний допрос, на котором была проведена очная ставка. Что же было предъявлено о.Николаю в качестве обвинения? Очередные показания «свидетелей». Читаем: «Обвиняемый Кулигин очень часто в присутствии меня и группы женщин вёл контрреволюционную пропаганду, направленную против советской власти, говоря, что скоро советская власть погибнет…»; «Во время переписи населения Кулигин нас агитировал, чтобы мы все записывались верующими». И это всё, что смогли предъявить священнику органы. О.Николай, которому было 67 лет, стойко выдержал допрос и всё отрицал.

Ещё долгих два месяца провёл о.Николай в тюрьме, томясь в ожидании приговора. Продолжались ли в это время пытки? Возможно… Не сумев выбить нужных для расстрельного приговора чистосердечных признаний, не найдя фактов вины священника, тем не менее 7 октября 1937 года особая тройка НКВД по Ленобласти приговорила о.Николая Кулигина к высшей мере наказания.

Расстрелян священномученик Николай был 14 октября 1937 года — в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, престольного праздника церкви, в которой прошло земное служение пастыря.

Помолиться сщмч.Николаю Рыбацкому можно в возрождённом трудами прихода и настоятеля о.Алексия Склярова храме-часовне Покрова Пресвятой Богородицы в Рыбацком (Рыбацкий пр.,12. Тел.707-79-17), где есть икона святого.

Годы гонений и кровавых расправ с православными минули и канули в вечность. Но нам, воинам Христовым, не след забывать слова Святителя Тихона: «В наши смутные дни явил Господь ряд новых страдальцев — архипастырей и пастырей… убиенных и замученных обезумевшими и несчастными сынами Родины нашей. Да минует нас чаша сия. Но если пошлёт Господь нам испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить всё, веря, что не без воли Божией совершается это с нами и не останется безплодным подвиг наш, подобно тому как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову».

Подготовила Ирина РУБЦОВА по материалам, предоставленным председателем
Комиссии по канонизации святых СПб епархии
о.Владимиром СОРОКИНЫМ

http://pravpiter.ru/pspb/n221/ta008.htm




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме