Как Растрелли спас обитель

В нынешнем году исполняется 155 лет со дня рождения и 70 лет со дня смерти историка Дмитрия Яворницкого

Новости Москвы 
0
195
Время на чтение 6 минут

Редко, но иногда вдруг зримо открывается: в нашей культуре, в нашей истории всё переплетено, всё как-то именно так логично переплетено, словно б даже и узор общего дивного сюжета угадывается! Вот, например, такая история…

В день Преполовения Пятидесятницы (в нынешнем 2010-м это 28 апреля) Церковь совершает празднование в честь чудотворной Дубенской иконы Божией Матери. Икона эта была явлена в XVII веке близ города Золотоноши на дубе (отсюда и название) и перенесена в Покровскую церковь Красногорского монастыря. Как писал на исходе XIX века Николай Сагарда (в будущем известнейший богослов), благодаря её «чудесному происхождению и по чудотворениям, бывшим от нея, та икона пользуется большим уважением всего монастыря и окрестных жителей». Пользовалась. Мы ещё увидим, как радикально, всего за 20 лет, переменится настроение окрестных жителей, их отношение к святости. А пока скажем, что начало иноческой жизни под Золотоношей, по преданию, положил некий византийский монах, которому в Константинополе явилась Царица Небесная и повелела идти на Русскую землю; указана была и Красная горка, возвышающаяся над этой местностью. Первоначально монастырь был мужским, с 1790 года – женским.

Судьбы тысяч людей связаны с Красногорской обителью, их имена, как водится, в большинстве своём известны лишь Богу. Но одно – почитаемо всем крещёным миром – имя святителя Софрония, епископа Иркутского и всея Сибири чудотворца (1704 - 1771). В 1730 году он принял здесь иноческий постриг, получив перед тем образование в Киевской духовной академии. Примечательно, что в академии одновременно с ним учились ещё два будущих святителя – Иоасаф, епископ Белгородский, и Павел, митрополит Тобольский. В тот год на русский престол взошла императрица Анна Иоанновна.

Где бы Софроний ни был в дальнейшем – в Киеве, Переяславе, Петербурге (в Александро-Невском монастыре он более семи лет исполнял должность наместника обители), в Сибири, - он не забывал первого своего монастыря. В его житии сказано: «До конца своих дней святитель Софроний сохранял любовь к Красногорской Золотоношской обители, которая взлелеяла его в дни юности. Он постоянно способствовал поддержанию в ней благолепия, посылая для этого необходимые средства». Таким образом при его заочном участии на Красной горке был возведён в 1767–71 годах – в стиле «сдержанного барокко» – замечательный Преображенский собор. Строительство вёл киевский архитектор Иван Григорович-Барский (1713 – 1785). Влияние на него, как и на всю новую архитектуру того времени, творчества Растрелли вполне ощутимо. Итальянец Бартоломео Франческо Растрелли (1700–1771; Варфоломей Варфоломеевич, как его называли в русском обществе) основательно обновил не только русское дворцовое зодчество, но и церковное. К этому времени им уже был построен в Петербурге Смольный монастырь (1748–1764), а в Киеве по его проекту – Андреевская церковь (1748–1767).

За несколько веков своего существования на возвышении у большой дороги Киев – Черкассы (близ разбойных развилок на Кременчуг и Канев) монастырь и благоденствовал, и переживал времена разорений. Однако до полного уничтожения дело не дошло. Странным образом не последнюю роль в этом сыграло громкое имя старинного архитектора, который начинал творить при Анне Иоанновне, чей гений расцвёл при императрице Елизавете Петровне, а угас – при Екатерине Великой…

В апреле 1918 года, в начале посевной (Гражданская война, как мы помним, уже началась), в монастыре подвизалось 643 насельницы. К этой весне окрестные крестьяне прежнюю любовь уже переменили на зависть и ненависть. Угодья, которые во многом перешли монастырю по духовным завещаниям на помин души, не давали им спать. Волостные Комитеты придумали: запретить монахиням обрабатывать землю, так как её надо поделить, а если монашки будут недовольны, то и поля с их озимыми – конфисковать! Процесс безбожных настроений прямой дорожкой привёл к тому, что в 1922 году начали закрывать монастыри. На территории Красногорской обители власти устроили «детский городок». Не лишено любопытства, что дети однажды нашли под одним из храмов старые захоронения. Руководство было обеспокоено. Чиновник писал: «Монахинями быв. монастыря, небольшая часть которых оставлена для проживания в быв. монастырских строениях (старухи), при помощи разбредшихся по сёлам монашек распустили слухи среди населения, что в склепе под монастырскую церквою открылись святые мощи» (*) (подлинник документа на украинском языке, перевод – О.С.). Понятно, соответствующие власти все лазы закрыли, паломничество пресекли, а для опровержения слухов создали комиссию. Документ датирован 30-м января 1925 года. Но было и противодействие. Духовное, конечно, в первую очередь. Однако столь действенное, что всего через несколько месяцев появилась на свет заметка, в которой говорилось: «Вблизи Золотоноши 3 августа состоялось открытие Красногорского женского монастыря, куда прибыло большое число богомольцев, собравшихся около живописно расположенного храма в ожидании торжества. Первый раздавшийся звон с колокольни, умолкнувший почти 3 года назад, когда закрыт был монастырь, переполнил души великой радостью. Прибывший из Черкасс епископ Иосиф, с светлым, добрым лицом говорил и давал благословение, обступивших его со всех сторон богомольцам. По освещению храма и слова Владыки началась всенощная… На второй день также благолепно и торжественно была отслужена Божественная Литургия, потом крестный ход, после которого Владыко обратился...» (*) Мы знаем, чем всё это кончилось. Заметка, конечно, не была опубликована. Некто карандашиком в уголке начертал: «Авг. 25 г. Отобранная корреспонденция в «Благовісник» с целью не допустить её в печать».

След Дубинской иконы теряется за дверью Золотоношского музея, куда она была передана 2 октября 1925 года «на учет и под охрану».

К началу убийственной коллективизации, с 1930 года, монастыри в официальных документах центра Украины уже не упоминаются. Но что же монашествующие? В одной из докладных записок чиновник обозначил проблему: «…нередко можно видеть целую волну бродячих монахов, священников, безместных учителей духовных семинарий, нередко из далёких губерний…» (*) Большевики, конечно, справились и с этой проблемой.

Интересно, что слому храмов в 1930-х воспрепятствовал… технический прогресс. Начальник геодезического управления писал из столичного Харькова местным властям: «…во многих местах и сёлах на территории УССР уничтожаются совсем или подлежат перестройке церкви и колокольни, которые в большинстве случаев имеют значение геодезических пунктов, которыми приходится пользоваться при всех топографо-геодезических работах» (*) (подлинник на украинском, перевод – О.С.).

Как могли и что могли, спасали деятели культуры. Нам известен подвиг спасшего в Москве храм Василия Блаженного Петра Дмитриевича Барановского (1892—1984). Удивительно, что Барановский, основатель заповедника в Коломенском и музея св. Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре, умудрился и в лагере спроектировать и построить какой-то музей… Имена многих, подозреваю, нам не вполне известны.

Дмитрий Иванович Яворницкий (1855-1940) – член Московского археологического общества, крупнейший исследователь истории Запорожского казачества, преподаватель Московского, Петербургского, Екатеринославского университетов, в 1902-32 годах являлся директором краеведческого музея в Екатеринославе (ныне Днепропетровский исторический музей им. Д.И.Яворницкого). В 1929 году он был избран академиком Академии наук УССР.

Занимал ли он какую-то должность в учреждении, которое именовалось «Главнаука Днепропетровской краевой комиссии по охране памятников материальной культуры и природы»? Во всяком случае, под документом, который защитил Красногорский монастырь, академик подписался «за краевого инспектора». Его обращение составлено живым писательским словом, с вкраплениями необходимых канцеляризмов, адресовано по инстанции вниз. Начал он с законодательной базы, упомянув и какие-то приложения, далее он ставит адресата в известность, что «Днепропетровская краевая инспекция по охране памятников материальной культуры наряду с другими памятниками взяла под охрану и строение бывшего Красногорского монастыря Золотоношского района (главную церковь), как архитектурно-художественное сооружение, которое построено в стиле строений известного всему миру архитектора XVIII в. Растрелли». И далее для острастки:«В связи с тем, что это строение возведено на вершине горы среди болот, то для её сохранности необходимо следить за тем, чтоб гору ту не размывало дождём, не растаптывала скотина…» Дмитрий Иванович погрозил пальцем, указав, что артель «Серп и молот», которая косит на косогоре сено и пускает туда скотину, «безусловно способствует повреждению горы, а тем самым и разрушению упомянутого памятника…» (*) (перевод мой. – О.С.).

Во время войны монастырь возродился. Худо-бедно пережил немцев, пережил без закрытия и хрущёвские гонения – единственный на Черкасщине. В нынешнем веке монастырь расцвёл вновь.

В день Преполовения Пятидесятницы в Красногорскую обитель съезжается множество народа, не менее чем на Пасху – на своих машинах, на попутных, на заказных автобусах. В нынешнем году прибыли три архиерея, для верующих это большая радость. В этот день список Дубенской иконы всегда обносят крестным ходом, с торжественным чтением Акафиста Божией Матери, по всем кельям и помещениям монастыря. Установлен обычай в давние времена в память избавления обители от пожара и эпидемии оспы. Каждый, где бы кто ни находился, помня о празднике, может расслышать то пение. Спускается крестный ход и по лестницам, проложенным на косогоре, к целебному источнику.

Такой вот общерусский сюжет – вне пространства, но во времени.

_____________________________________

(*) Юрий Мариновский: «Православні монастырі на терені сучасної Черкаської області після 1917 року», 2002

http://www.fondsk.ru/article.php?id=2989

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Слепынин
Жители города, но не люди
Два рассказа
20.01.2022
Тайна исповеди
Заявка на сценарий
24.11.2021
Все статьи Олег Слепынин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06