Завершается тихая эпопея формирования нового украинского правительства Януковича - Азарова. Вскоре его деятельность можно будет оценивать и сравнивать с работой предыдущих - двумя скандальными вояжами во власть Тимошенко, первыми «попытками» самого Януковича, бесславными премьерствами Ющенко, подзабытыми - Пустовойтенко и Марчука, незабвенными - Лазаренко и Кравчука-Кучмы...
Впрочем, ориентироваться на них, особенно на последних, в наших ожиданиях совсем не хочется, ибо чем и вошли эти последние в историю, так тем, что дали народу «кравчучку». Собственно, это народное изобретение - самый яркий артефакт, созданный независимой Украиной за два десятка лет своего существования. Однако история наша, конечно же, не исчерпывается этими лукавыми лицами и этими сроками. Пространство-время Русского мира много привольней. Деятельность любого современного правительства, любого министра мы вправе оценивать, имея им фоном портреты выдающихся деятелей, творцов нашей общей истории, созидателей Русского мира.
155 лет назад, при Александре II Освободителе в Российской империи появлялось новое министерство - путей сообщения, и возглавил его Павел Петрович Мельников (1804-1880). Мы обязаны этому человеку появлением на Руси сети железных дорог, соединивших Петербург и Москву, Елисаветград (Кировоград) и Одессу, Курск, Харьков, Киев, Таганрог, Ростов, Перемышль, Львов и Тернополь, Минск, Варшаву, Ригу, Тифлис, порты Чёрного, Балтийского, Азовского и Каспийского морей...Словно бы имея в виду Павла Мельникова, за полвека до его рождения, М.В. Ломоносов утвердил, «что может... быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». Мельников - это Пушкин русской технической мысли. Они - современники. Разница в возрасте пять лет. Они деятели одного поколения, к которому, конечно, принадлежат далеко не лишь декабристы, но и активнейшие созидатели, выходцы из всех сословий.
Павел Петрович учиться начал рано и учился много. В год восстания декабристов, в 1825 году, он окончил Институт корпуса инженеров путей сообщения, и его имя как «первого по успехам» было занесено на институтскую мраморную доску почёта. За три года до этого Мельников «первым» завершил учёбу в Военно-строительной школе путей сообщения и получил первый офицерский чин. Его быстрый и острый ум оценил первый ректор Института корпуса инженеров путей сообщения Августин Августинович Бетанкур.
Биографы пишут: «Место рождения и его родители неизвестны», сам о себе в послужном списке Павел Петрович указывал: «Из дворян, крестьян не имеет».
В 29 лет Мельников становится профессором, заведующим кафедрой прикладной механики, он входит в состав Петербургского комитета строений и гидравлических работ, в котором работали выдающиеся архитекторы - Карл Росси, Василий Стасов, Константин Тон.
В 1835 году (Мельникову 31 год) публикуется его первый теоретический труд «О железных дорогах». Это вообще первая в России книга о железных дорогах. За неё, выпущенную огромным по тем временам тиражом - 600 экземпляров, Мельников получил в награду от Главного управления путей сообщения бриллиантовый перстень.
Мельников причастен к появлению первой в России железной дороги - Царскосельской. Собственно, он выступил экспертом и поддержал в комитете проект профессора Венского политехнического института Франца Герстнера. Небезынтересно, что с Герстнером Мельникова познакомил его коллега по институту, выдающийся математик и механик, выходец из полтавских помещиков Михаил Остроградский. Ветка Петербург - Царское Село - Павловск в 1837 году была принята в эксплуатацию.
Надо сказать, что само время как бы жило мыслью (иногда тревожной) о создании железных дорог, как в следующем веке будет жить мечтой о полёте в космос. В обществе обсуждались различные проекты. Вот и Пушкин в 1836 году писал о железной дороге (соредактору «Современника» относительно одной отклонённой им статьи): «дорога из Москвы в Нижний Новгород была бы еще нужнее дороги из Москвы в Петербург - и моё мнение было бы: с неё и начинать». Для своего «Современника» Александр Сергеевич заказал статью «о теории паровых машин», чтобы «понять и усвоить великое изобретение, которому принадлежит будущее». Статья вышла после его гибели. Пушкин лишь мыслью соприкоснулся с «железным веком», предвидел в «Онегине», кажется, даже и «подземку»: «...Раздвинем горы, под водой Пророем дерзостные своды...»
Мельников разработал основы теории проектирования и строительства железных дорог. Создал научную школу прикладной механики, внедрив в столичные институты эту дисциплину, воспитав плеяду достойных учеников. В 1837 и в 1839 годах Институт инженеров путей сообщения дважды командировал его за границу для изучения мирового опыта. Каждая из командировок в Европу и США длилась 15 месяцев. Мельников взял из этих поездок для России всё, что было возможно. Отчёты о командировках составили тома - тысячи страниц, сотни чертежей.
1 февраля 1842 года был обнародован указ императора Николая I о строительстве железной дороги Петербург - Москва. Император, конечно, и был инициатором создания железных дорог (в молодости видел эту диковину в Англии), и готовил для этого, как теперь говорят, «стратегического проекта» квалифицированные научные и технические кадры. Мельникову принадлежит заслуга не только в части разработки проекта, но и в умении убедить правительство (которое было против!), что время пришло.
П.П. Мельников был назначен начальником Северной дирекции строительства (Петербург - Бологое). Строительство этой крупнейшей на тот момент в мире магистрали, очень сложной технически, длилось 8,5 лет. Официальное открытие линии Петербург - Москва произошло 1 ноября 1851 года. Мельников стал первым директором Николаевской железной дороги.
В последующем он организовывает ряд экспедиций для изыскательских работ и создаёт несколько проектов по прокладке сети железных дорог в Европейской части России. В 1862 году он становится исполняющим обязанности, а в 1863-м - главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями империи; в 1865 году это ведомство преобразуется в министерство. Мельников - первый министр путей сообщения.
Масштабы строительства железных дорог приобрели в России широчайший характер. Кроме прочего, Мельникову мы обязаны русской терминологией: путь, полотно, разъезд, железная дорога, станция, котёл, стрелка, насыпь... Если бы не он лично, вполне могла быть и иностранной, как в нынешней технике или, скажем, в банковской сфере.
На станции Любань Николаевской дороги в 1867 году министр Мельников построил храм-памятник, освящённый в честь святых апостолов Петра и Павла, увековечив память строителей дороги. На мраморной доске были выбиты имена многих десятков инженеров. Возводился храм по проекту Константина Тона, автора Московского и Петербургского вокзалов. Для благоукрашения храма в Любань были привезены из министерства иконы, паникадило, хрустальные подсвечники, богослужебные книги. Половину суммы, ушедшей на строительство храма, министр внёс из личных средств.
В начале его научно-инженерного творчества тоже был храм. И сегодня каждый в Петербурге может увидеть грандиозный Троицкий собор (архитектор В.Стасов) и зайти под его своды. В 1834 году Мельников возглавил строительство огромного деревянного купола (взамен металлического, сорванного ураганом), разработав остроумную технологию: детали купола поднимались по наклонному настилу и монтировались («как конструктор») на высоте. Этим он, как инженер, приобрёл в столице славу.
В конце жизни Мельников жил в Любани, расположенной неподалёку от того места, где когда-то находился штаб строительства Николаевской железной дороги. На личные средства он построил школу-интернат для детей железнодорожников, богадельню для престарелых, приют для девушек-сирот. Свои немалые средства Павел Петрович завещал на содержание этих заведений.
Не лишено любопытства, что Мельников «в следующем поколении» породнился с Пушкиным. Племянница Павла Петровича, Варвара Алексеевна, вышла замуж за Григория Александровича Пушкина, младшего сына поэта, владельца Михайловского, хранителя многих реликвий.
Погребён Павел Петрович был в Любане, под алтарём Петропавловского храма.
Во время боёв Великой Отечественной храм значительно пострадал.
В год 150-летия Мельникова (1954) власти решили перезахоронить его прах, что и исполнили, переместив останки в сквер у вокзала станции Любань, где вскоре установили бронзовый бюст.
Храм в прежнем великолепии восстановлен в 1990-е.
В год 200-летия великого Мельникова (2004) памятник ему был открыт в Москве на площади трёх вокзалов.
На фоне таких личностей лишь и следует оценивать современных политиков.
Мельчить не стоит.