Старец Иона: «Дети, не слушайте безбожников!»

0
256
Время на чтение 8 минут

Полезно в Великий пост по Святой Руси проехаться…

Скажут, нет такой страны! Кто-то прибавит: и не было. На самом-то деле она как раз и есть; прочие же на нашей земле – со своими лукавыми конституциями – лишь прижились-приблудились. У нас нет ни хутора, ни города, ни рощи, ни ручья, не освящённых молитвой исповедника или кровью мученика. А зримо – каждый монастырь у нас и каждая часовенка – отсвет и оплот Святой Руси, каждое сердце православное, каждая душа православная – это и есть Святая Русь, пядь Святой Руси, за которую битва…

Всё ждал толчка извне… И вот звонок: едем в Одессу?

Едем!..

Соборование

И вот уж отстучали колёса поезда, промелькнули за окном маршрутки окраины морозного южного города; мы входим в монастырские ворота.

Полное название обители – Свято-Успенский Одесский Патриарший мужской монастырь. Патриарший, потому что с 1946 года монастырь – резиденция Патриарха Московского и всея Руси; Алексий I (Симанский) проводил здесь несколько месяцев в году.

Кто не бывал в монастыре несколько лет, обратит внимание: выстроены новая колокольня с надвратной церковью и новый собор в глубине территории. Колокольня напоминает своей архитектурой об Иване Великом Московского Кремля, а пятиглавый собор – древние Успенские соборы Киева и Москвы.

По вторникам в Великий пост в монастыре совершается Таинство Елеосвящения (Соборования); к началу таинства мы, собственно, и подгадали свой приезд. Мы – трое мужчин и семь женщин.

В Православном Катехизисе, составленном митрополитом Филаретом (Дроздовым), читаем: «В Елеосвящении врачуется <человек> от болезней телесных посредством исцеления от (болезней) духовных… Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные».

В новом соборе, в просторном нижнем его пределе, освящённом в честь преподобного Кукши Одесского, к назначенному часу собралось около 400 человек; люди стоят рядами и группами, каждый со свечой, рассчитанной гореть часа полтора-два. Семь священников читают особые молитвы. Рефреном печально звучит общее покаянное пение: «Го-осподи, прежде даже до конца не поги-ибну, спа-аси-и мя…» Священники, меняясь местами, раз за разом, семь раз обходят ряды, помазывая елеем…

Примечаю, есть нечто общее в их лицах. Это нечто – доброта. Ведь в жизни редкость – очевидная доброта лица, а здесь сразу семеро; такая особенность монастыря. Подробнее описывать таинство Маслособорования не стану, лишь замечу, что по наблюдению прошлых лет и атеисты, приобщившись к Таинству, исцеляются.

Болезненные вопросы

Слева, вблизи от резной деревянной раки преподобного Кукши Одесского – исповедальный столик, стул, икона Николая Чудотворца, а в ней меньшая икона – Царя-мученика. В этом месте принимает исповедь схиархимандрит Иона, духовник обители. К нему – очередь, небольшая, но плотная. Когда я заглядываю через плечи, старец поднимается над епитрахилью, покрывающей мужчину, читает разрешающую молитву, обхватив в кольцо ладонями ему голову; мужчина поднимается, принимая благословение, кажется, у него слёзы, Иона его целует. На этом сегодня исповедь кончена. Видно, что старцу нездоровится, он хочет уйти, его окружает народ, охранники-келейники пробуют устроить проход, возникает даже нечто вроде давки. Но вот людской коридорчик образуется как бы сам собой, старец идёт к алтарной двери, благословляя небольшим кипарисовым крестом, кто-то вопросы задаёт. Вопрос о чтении Правила схимонахини Антонии (касается греха убийства в утробе детей): можно ли читать? Ответ тонет в шуме. Товарищ мой: «Батюшка, можно ли в пост два раза собороваться?» Благословляет.

Выходим на воздух. Около «кремлёвской» колокольни (с надвратным храмом в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба) строится монастырская гостиница, стройку осматривает правящий архиерей – митрополит Одесский и Измаильский Агафангел.

Владыка известен православному миру как стойкий поборник канонического церковного единства. Он удостаивает нас краткой беседой. Товарищ спрашивает о том, что волнует: «В нашем храме одно время читался Акафист Царю-мученику. Архиерей однажды сказал: «Я благословляю вас никогда не читать Акафист Царю Николаю – ни в этом храме, ни в каком другом». И архиерейски перекрестил. Как относиться к такому благословению, какова его действенность?» «Никакой! – мгновенно ответил владыка Агафангел. – Если кто-то из архиереев не почитает святых, не почитает Царя – это нарушение правила, Царь и Семья – прославлены Церковью, их почитают митрополит Владимир и патриарх…» По поводу того, что кто-то из священства готов объявить Мазепу святым, охарактеризовал такого кратко: «Бандит в рясе!»

Три дня в монастыре

Первая трапеза – в час дня. Время есть. К нам, как к группе паломников, подходит монах. Это игумен Агафадор, заместитель благочинного. В его послушание входит проведение экскурсий; кроме того, как я позже заметил, он поёт на клиросе, ухаживает за ракой преподобного Кукши, служит панихиды, ну и читает в свою очередь в кладбищенской часовне Неусыпную Псалтырь. Отец Агафадор произносит: «Мы хотим показать вам монастырь». В его глазах, когда он начинает говорить, как бы вспыхивает внутренняя радость. При задержке взгляда на его лице сам начинаешь светиться.

Нас принимает в себя огромное гулкое пространство нового собора, ещё как бы не обжитое после строительства. По белым стенам иконы, золочёный иконостас, на полу высится гигантское злато-воздушное паникадило, приготовленное взвиться вверх под центральный купол. Отец Агафадор рассказывает о том, что в соборе три предела уже освещены (нижний – в честь Кукши Одесского и два боковых верхних), а на освещение центрального – в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (так именуется и весь собор) – летом должен приехать патриарх Кирилл…

Наш экскурсовод выносит для поклонения из глубин алтаря дивный расписной ковчежец (в виде пятикупольного храма, инкрустированного лазурью) с мощами святого Андрея Первозванного (правой стопой апостола) и начинает петь… Это надо видеть и слышать, впечатление – дивное. Жаль, не записали на видео, а возможность была.

Нам разрешено прогуляться по патриаршему саду (посторонним вход закрыт). В саду на аллеях – скульптуры, часовенка на месте разрушенного храма, особняк.

На фронтоне яркого золота буквы «ПМ», прочитываем: «Патриарх Московский». Через решётку смотрим вниз, на море. Бескрайнее. Сверкает вдали солнечным серебром. Кипит у волнорезов. Волнорезы охраняют берег и монастырь от оползней и разрушений, как сам монастырь бережёт и спасает нас в житейском море. Среди архитектурно-садовых причуд патриаршего парка наше внимание особо привлекает миниатюрный монастырёк, созданный из мелких камней. На вопрос «Кто автор?», отец Агафадор отвечает: «Иеродиакон Димитрий». – «Художник?» – «Художник…»

С иконописцем иеродиаконом Димитрием мы знакомимся на следующий день, после литургии…

Он охотнее говорит о жизни Церкви, чем о своём шедевре малой архитектуры. Но и о постройке говорит: «Церковь – по реконструкции церкви Х века, возведённой болгарским царём Симеоном I…» Речь о Золотой церкви в Велики-Преславе, городе, который по великолепию был равен Константинополю и который, кстати сказать, великий князь киевский Святослав, захватив, предполагал сделать своей столицей.

Пообщавшись три дня с монахами, вдруг замечаешь, насколько они все разные, каждый – свой яркий мир. Это, верно, потому, подумалось, что все они – вокруг Христа. А при свете солнца всё становится ярким – и призвания, и характеры… А в миру, в удалении от Христа, а то и вовсе без Христа – часто у нас всё как-то пошло, пёстро и глуповато.

Старец Иона

Чтобы попасть на исповедь к отцу Ионе, очередь занимают часов с пяти-полпятого, а кто-то, случалось, занимал очередь и на час-полтора раньше.

Когда я пришёл в собор (заканчивался молебен у раки преподобного Кукши и начались Часы), понял: к отцу Ионе мне вряд ли дано попасть, самого старца ещё нет, а у его столика уже теснятся человек двадцать. Моё предположение укрепилось, когда появился охранник-келейник и худо-бедно выстроил очередь. Выстроив, кому-то пригрозив, кого-то потеснив, он стал пропускать к старцу каких-то людей сбоку, не из очереди. Тут же на душе у меня вдруг сделалось спокойно, словно б вопрос о том, попаду я к старцу или нет, где-то уже был решён положительно. Очередь двигалась медленно, то и дело сбоку пропускался кто-то, а кого-то старец и сам подзывал к себе.

Вот какая-то шумная женщина, наперев на охранника, прокричала отцу Ионе: «Батюшка! Тут начальник милиции, он занимал очередь, а его не пускают!..» Старец поманил к себе молодого человека в необычной кожаной куртке, которого я уже видел прежде, обратив внимание на его лицо – смелое и дерзкое. Исповедовался он никак не меньше минут двадцати. В очереди стоять не имело смысла. Закончилось долгое чтение Часов, началась Литургия… И вот в тот момент, когда вынесли Чашу и народ отхлынул от старца, я оказалось на коленях под его епитрахилью. И вот уже кольцо его пальцев замкнулось на моей голове, он целует меня, и в слезах, которые выхлюпывают из меня, преломляются, извиваясь, огни свечей.

После службы отец Иона приглашает нашу группу к себе в келью. Мы поднимаемся на второй этаж нового братского корпуса, разуваемся в коридоре. Келья невелика, в два окна, рассаживаемся – на топчане, на стульях, на полу… Всюду иконы, фотографии, портреты. Взгляд выхватывает – Суворова, государя Николая Александровича, икону царственной инокини Анастасии… Келейник помогает старцу разуться. От жалости сердце сжимается, ноги опухшие, вены черны. Старец заговаривает о Серафиме Саровском, даёт нашему товарищу читать вслух зачитанную книжку – Летопись жизни Мотовилова. Он комментирует, разъясняя и вспоминая, отвлекаясь от темы, при этом раздаёт нам в руки, делая по келье круг за кругом, просфоры, пироги, хлеб («царский – сладкий без сахара!»), апельсины, киви, мандарины… Голос его слаб, но иногда становится, кажется, упруг до звонкости. Жестикуляция рук его неспешна и значительна, так и вижу его длинные пальцы на фоне окна, вознесённые выше уровня лица.

Отвлекаясь, он вдруг говорит о вере, о благодати Божией, без которой мир и мгновения не простоит. Он повторяет: у человека для спасения два крыла – труд и молитва. А в игры играют маленькие дети, взрослым играть не надо. «Дьявол говорит: я вам дам игру, только чтобы не молились Богу: телевизор, компьютер, футбол, теннис…» И опять старец повторяет: «Труд и молитва спасают человека… Мне в тридцать шестом году было 11 лет, я был младшим, девятым в семье, и нам школе говорят: зачем молиться, мы сделаем машины, сделаем Днепрогэс и будет коммунизм, все будут равны, все в достатке…» Я прихожу домой и говорю: «Мама, в школе говорят: не надо молиться». Она: «Дети, не слушайте безбожников, надо молиться! Рай на земле не будет, рай на небе будет…»

И слышится в словах его матери мудрый голос верующего народа, голос, который донёс до нас старец. Он повторил нам, сказанное народом. Его речь так организована, что каждый может услышать – это сказано о тебе, о страстях твоих, о грехах твоих и печалях. Слова его как бы зёрнышки каких-то дивных цветов, которые потом начинают цвести в душе твоей, меняя строй мыслей, фокусные расстояния, аромат атмосферы.

Сказал он зачем-то и о политике, о недавних украинских выборах: «Янукович был у меня три раза. Он – православный человек». Впрочем, знаю, зачем сказал. Некоторые из присутствующих считают – нечего поддерживать их в их демократических играх, обманут.

В Интернете есть сайт «Старец Иона» [1], там я нашёл слова: «…это первый человек, который показал мне, что чтобы быть в этой жизни, БЫТЬ с большой буквы, чтобы быть счастливым, иметь спокойствие в душе – для этого не нужно иметь идеальное здоровье, карьеру, кучу денег, успех…»

В нынешнем году, на святого Владимира, схиархимандриту Ионе (Игнатенко) исполняется 85 лет.

http://rusedin.ru/2010/03/29/starets-iona/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Слепынин
Жители города, но не люди
Два рассказа
20.01.2022
Тайна исповеди
Заявка на сценарий
24.11.2021
Все статьи Олег Слепынин
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45