Нарисованная сказка Юрия Васнецова

0
806
Время на чтение 5 минут

Всегда приятно и радостно взять в руки книжку с «картинками» - выразительными, теплыми. Именно такими были и остаются книги, оформленные чудесным русским художником со знаменитой фамилией - Юрием Васнецовым. 22 марта (по старому стилю) исполнилось 110 лет со дня его рождения.

Книга - это удивительное явление в жизни человечества. Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Книга оказывает огромное воздействие на формирование мировоззрения. Особенно если это детская книга. И, конечно же, огромную роль в создании этого мира играют иллюстрации: они не просто задают тон книге, но становятся ее лицом. «Сделать для детей книгу чрезвычайно трудно, - говорил известный советский иллюстратор Валентин Курдов, - это как выжать из себя сок».

Сама фамилия Васнецов - знаковая для русского изобразительного искусства. Сперва приходят на ум работы знаменитого «передвижника» Виктора Васнецова, автора «Аленушки», и его младшего брата, художника-пейзажиста Аполлинария, «певца» старой Москвы. Но фигура их дальнего родственника, Юрия Васнецова, на наш взгляд, не менее замечательна и тоже очень значима для Русского мира.

Юрий Алексеевич Васнецов появился на свет в 1900 г. в древней Вятке, в семье священника. Атмосфера небольшого городка, славящегося своими ярмарками и высокоразвитыми народными промыслами, впоследствии нашла отражение в произведениях художника. Его работы по духу очень близки народному творчеству - в них те же озорство, непосредственность и жизнеутверждающий посыл. Л. Носырев в статье «А я ищу сказку» верно пишет: «Редко кому удается пронести детские впечатления через всю жизнь так, как это удалось Васнецову. Художник не утерял с годами непосредственности восприятия природы; ярко вспоминал народные праздники».

Сам же художник объяснял секрет своей творческой манеры следующим образом: «Как наяву помню все!.. Все так помню, видимо, не просто так смотрел - проникал во все, а не просто так. Но жалею, что не все осталось в памяти, не на все я смотрел внимательно. Надо было смотреть больше... Неповторимо красиво многое было!»

Счастливым человеком был Юрий Алексеевич Васнецов, потому что радовался своему детству и привносил эту радость в произведения, делая свои радость и счастье достоянием других людей - взрослых и детей.

Учился Юрий в Петрограде. В 1921 г. поступил на живописный факультет ГСХМ (позднее Вхутемас), а в 1926-1932 гг. продолжил занятия в аспирантуре Академии художеств. Среди его учителей были К. Петров-Водкин и К. Малевич. После окончания вуза художник наладил сотрудничество с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, которым в ту пору руководил В.В. Лебедев. Одновременно с Васнецовым в детском отделе Госиздата появились молодые художники В. Курдов и Е. Чарушин. Втроем они надолго стали законодателями моды в мире советской детской иллюстрации и подняли ее уровень на необычайную высоту. Художники находились в дружеских отношениях и поддерживали друг друга творчески.

Одной из первых работ Васнецова на поприще детской книги стали иллюстрации к рассказу В. Бианки «Болото». В них еще нет выработанных с годами стилистических приемов, но они удивительно хороши - по лаконизму, цельности и благородной приглушенности красок эти рисунки близки японской живописи суми-ё.

Затем Юрий Алексеевич проиллюстрировал книги «Конек-Горбунок» П.П. Ершова, «Пятьдесят поросят» К.И. Чуковского, «Три медведя» Л.Н. Толстого, «Английские народные песенки» и «Кошкин дом» С.Я. Маршака. В 1966 г. Ю. Васнецову было присвоено звание народного художника РСФСР.

С особой выразительностью мир сказки оживает под кистью художника в иллюстрациях к фольклорным сборникам «Чудодейное колечко», «Небылицы в лицах», «Ладушки», «Радуга-дуга». Васнецовские персонажи удивительно симпатичны, выразительны, будь то человек или какой-нибудь зверь. Исследователь Л. Носырев пишет об одной из Васнецовских иллюстраций: «По заснеженной улице, мимо забора с фонарным столбом идет черный кот-воркот, на шее розовый бант, под мышкой подрумяненная булка с хрустящей у корочкой, усы врастопырку, глаза пуговками, на ногах валенки с узорами розоватыми, те самые, которые видел юный Васнецов на ярмарках. В глубине - засыпанные снегом домики, деревья, из труб дым столбом, и сразу узнается зимняя Вятка из детства художника. Вымысел и реальность здесь органично сплетаются».

Совершенно очевидно, что столь ярко выражать себя можно только в «родной», близкой сердцу сфере мотивов и образов. Воспоминания детства, незамутненность и внимательность взгляда, подмечающего трогательные и обаятельные мелочи в окружающем, соединялись в работах художника с буйной фантазией, которая оживает на благодатной почве русской сказки. Сам Васнецов рассказывал: «в детстве мне мама всё книжечки, сказки читала. И няня тоже. Сказка вошла в меня... Сказке нигде не загорожено. Вот она прилетела сюда и заворожила. От радости художество народное, русское, настоящее зачиналось и шло... Мне вот дают в издательстве текст. А бывает, что в нем сказки нет. Бывает, что он всего-то в четыре или даже в две строки, и сказку из него не сделаешь. А я ищу сказку». Поиск сказки, поиск живого дыхания там, где его нет, как может показаться на первый взгляд, - качество подлинного художника. И если уж ему удается увидеть чудесное, значит, оно заложено в рассматриваемом объекте. А если быть точнее, оно, чудесное, - везде; надо лишь обладать особым свойством зрения, чтобы суметь его разглядеть.

Художник Татьяна Шишмарева в мемуарах вспоминает: «Надо подчеркнуть, что Васнецов был цельным человеком. Сказочник, тончайший живописец и мудрец, и наивный ребенок. Может быть, иногда он этой непосредственностью немного прикрывался, защищался. Особенно в худые времена, которые его не миновали. Важно, что все - и ребячество и мудрость, все - было органично. И работал он в этом сочетании, особенно в графике. И самое простое действие становилось особенным. И вера в него: вдруг что-то произойдет. Вдруг может случиться чудо».

Юрий Алексеевич проявил себя как художник не только в жанре книжной графики. Он занимался живописью постоянно, всерьез, но картины не демонстрировал публике, полагая, что рискует быть обвиненным в формализме. Много лет работал «в стол», как говорят о писателях. Тонкие и теплые живописные работы стали известны только после смерти художника.

Приведем интервью, которое художник дал журналу «Юность» в 1979 г.

Ваши любимые занятия?

Люблю писать масляными красками натюрморты, пейзажи. Иллюстрировать сказки. А летом ловить рыбу на реке, обязательно на удочку.

Любимые ваши сказочные персонажи?

Медведь, лиса, заяц. В лесу зайца увидишь - красота!.. Но и многих других люблю - петухов, мышей... Ежей люблю. Страшно интересно.

Качества, необходимые другу?

Чтобы добрый человек был, честный, открытый.

Качества, самые неприятные в людях?

Ложь, хитрость, грубость.

Ваши советы юным художникам?

Рисуй, пиши что любишь. Работай в цвете. Больше смотри вокруг.

Ваши любимые цветы?

Незабудки очень нравятся своей голубизной и желтенькими пятнышками в серединке. Ландыши... Когда я их нюхаю с закрытыми глазами, мне кажется, что я король...

Что вам удивительнее всего в природе?

Страшное чудо природы - гроза. Очень ее боюсь. Солнце удивительное. Какое оно всегда разное! Зима с ее белизной, инеем, метелями...

Самый дорогой подарок, полученный вами?

Жизнь. Подаренная мне жизнь.

Как просто, незатейливо, искренне отвечает Васнецов. Кажется, лучше и не скажешь. И это не та простота, которая «хуже воровства», а та, к которой следует стремиться, отсекая лишнее, надуманное и противоестественное. Таким предстает перед нами Юрий Васнецов - открытый, благодушный, готовый увидеть сказку. Те, кто знал художника, отмечают, что эта самая «детскость» была ему очень присуща. И уже трудно сказать - то ли долгие годы работы над детскими книгами сохранили в художнике такое мировосприятие, то ли именно это свойство души позволило ему так привольно чувствовать себя в жанре иллюстрации.

Христос сказал: «Будьте как дети». И когда мы смотрим на теплые, задушевные, такие русские работы Васнецова, мы тоже становимся немного детьми, вместе с замечательным человеком, создавшим их.

http://rusedin.ru/2010/03/26/narisovannaya-skazka-yuriya-vasnetsova/print/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Закорецкая
«“Вино с печалью пополам”. Статьи о русской поэзии»
«Любите русскую поэзию, зачтется вам!»
24.05.2023
Художник света Архип Куинджи
К 180-летию со дня рождения
27.01.2022
Вдохновляющий воздух Абрамцева
К100-летию музея-заповедника
12.08.2020
Третий Васнецов
Этот художник согрел наше детство своим удивительным даром
06.04.2020
Все статьи Мария Закорецкая
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 06:25
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44