Религия или светская этика?

Выбор предстоит сделать тверским школам и родителям учащихся

Новости Москвы  Основы православной культуры 
0
333
Время на чтение 12 минут

с 1 апреля 2010 года в школах Тверской области вводится (пока в качестве эксперимента) новый предмет: «основы религиозных культур и светской этики». Срок уже близится, а вопросов по преподаванию нового предмета остается еще множество. И у учителей, и у родителей.
Основы религиозной культуры в школьную программу пытаются вводить уже лет двадцать. И все эти годы не прекращается спор о правомерности их введения. За это время написаны учебники, подготовлены учителя, выучены десятки тысяч детей. И, однако, до лета 2009 года государство так и не давало решающего ответа: «быть или не быть» курсам религиозной культуры в школе. А значит, все успешные и неуспешные опыты в этом направлении оставались частной школьной или, в лучшем случае, региональной инициативой, лишь милостиво одобренной свыше.

Между прочим, Тверская область в этом отношении занимает твердую середину российского «рейтинга». И у нас первые опыты с преподаванием основ религиозной культуры в средних школах проводились в начале 1990-х. В 1997 году была открыта кафедра теологии при ТвГУ, целью существования которой является как раз подготовка преподавателей основ православной культуры (ОПК). Кроме того, с начала 2000-х годов периодически проводились курсы при институте усовершенствования учителей. Делалось все это благодаря частным инициативам руководства университета и института, преподавателей и отдельных священников. С 2007 года в большей части школ области ведутся основы православной культуры (факультативно), и никто их преподавание доселе не отменял.

«Гром грянул» на Казанскую – 21 июля 2009 года. Президент встретился с лидерами крупнейших конфессий России и объявил о решении начать введение «духовно-нравственной культуры» в школах с 2010 года – в экспериментальном порядке в 19 регионах. Среди них опять оказалась Тверская область.

Православные, особенно педагоги, настороженно притихли. Что же, впустую на местном и российском уровне вкладывали в ОПК миллионы, писали книги и готовили учителей? Почему, наконец, эксперимент у нас, а не в многоконфессиональной Москве (где ОПК в школах не было)? Кому поручат вести новый предмет? Ответов не было.

Больше полугода президентский проект готовился к реализации, успев за это время сменить название: из «духовно-нравственной культуры» превратиться в «основы религиозных культур и светской этики». И Патриарх Кирилл, и записные ораторы в Московской патриархии неустанно подчеркивали, что введение нового предмета – это большая победа православных, хотя и большая ответственность, своего рода карт-бланш. От хода эксперимента будет зависеть дальнейшая поддержка правительством преподавания религиозной культуры в школах.

На самом деле, несмотря на некоторую кажущуюся неожиданность президентского решения, неожиданным оно не было. Преподавание ОПК в прежнем виде, как ни печально, было обречено. Реформа школьного образования должна к 2012 году упразднить «региональный компонент» в школьной сетке часов, в рамках которого ведется не только этот, но и многие другие предметы эстетического и краеведческого направлений.

Предмет «основы религиозных культур и светской этики» будет вестись две учебные четверти: четвертую в четвертом классе и первую в пятом. В курсе 34 учебных часа по шести модулям: православному, мусульманскому, буддийскому, иудаистскому, некоему общему («основы мировых религиозных культур») и «светской этике». Родители выберут один модуль, какой посчитают нужным для своего чада, а чадо уже обязано будет все уроки посетить, факультативности не предусмотрено. Закончится курс перед 4 ноября, и последний урок будет посвящен доказательству идеи, что все религии (или их отсутствие), в сущности, едины в уважении к правам человека и нежной любви к Российскому государству, где всем хорошо. Все модули имеют сходное поурочное планирование, так что вести любой из них сможет один и тот же педагог. Оценок ставить не будут. Подчеркнем: решать, какой модуль выбрать, должны родители, а не школа. Выбирать можно до конца марта (до каникул). И если в классе обнаружатся, например, четыре группы по интересам (в смысле, модулям), то школа обязана будет выделить восемь (!) часов в неделю в основной сетке часов. Господа педагоги (и особенно завучи), лишь вы сполна можете оценить всю пикантность ситуации! За счет чего будут выкраиваться эти часы?

Надо сказать, что получить хоть какую-то информацию о новом предмете в Твери – в епархии ли, в департаменте ли образования – оказалось решительно невозможно. Зато в Москве нам предоставили всю информацию о ходе эксперимента – и без всяких проволочек.

Самый большой сюрприз в подготовке эксперимента заключается в том, что участия православной церкви, а равно и любых других конфессий, в нем практически нет. В отделе религиозного образования и катехизации Московской патриархии, куда мы обратились за справками, одно высокопоставленное лицо объяснило примерно так: «Эксперимент – проект государства; мы, конечно, оказываем возможную поддержку, но она особенно не требуется».

В Российской академии повышения квалификации работников образования, на которую возложена основная обязанность подготовки преподавателей и пособий к новому предмету, техника обучения выбрана следующая. Подсчитано, что на 19 регионов требуется около 25 тысяч учителей. Всех в Москве за два месяца обучить невозможно. Решено было провести курсы «тьюторов» (или «тренеров») – «учителей учителей»: проучить их примерно неделю, снабдить пособиями и методиками, отпустить в регионы. «Тьюторов» будет тысячи полторы. А они, в свою очередь, должны рассказать «всю правду» еще 10–15–20 конкретным учителям. От нашей области поехало около 120 человек. К «тьюторам» предъявили (в заявках на них) требования: обучаемость (поэтому возраст не преклонный), опыт преподавательской работы и… толерантность. Это последнее вызвало бурю негодования и волну самых нелепых слухов. Правда же в том, что уважение к религии (и к православию, в частности!) – обязательное условие и для «тренеров», и для обычных учителей.

Курсы проходят и сейчас. На них читают лекции представители всех основных российских конфессий. От православной церкви основную просветительскую работу поручили известному протодиакону Андрею Кураеву. Объективно, это лучший, если не единственный церковный лектор в наше время. Кураев, кроме того, начавшимся Великим постом отправился в очередное миссионерское турне по регионам России, участвующим в эксперименте. Тверь заявлена в графике турне сегодня, 19 февраля. Начало лекции в 10.00 в Епархиальной общеобразовательной средней школе.

Программы по всем модулям, выложенные в Интернете в конце декабря – начале января, действительности уже не соответствуют – они сильно исправлены. Первоначально модули сильно разнились по сложности: очень сложный – сравнительный (основы всех религиозных культур в одном курсе!) и откровенно примитивный – светский. Этот последний представлял собой наполовину правила этикета за столом, а наполовину – выхолощенное «патриотическое воспитание». Теперь, говорят, его усилили. Но что такое «светская этика» в приложении к четвертому классу школы, ни один серьезный ученый ответа дать не смог. Пособия и учебники к нему появятся, конечно, но, похоже, уже прямо к 1 апреля. Посмеемся…

Статистика выбора школами России модулей отличается. Кавказ, как и ожидалось, меньше всего обратил внимание на «светскую этику»: при перевесе мусульманского модуля и процент православного тоже оказался большим – свыше 30 процентов (кроме Чечни, разумеется). Сибирь выбрала «светскую этику» (везде свыше 50 процентов, а православный модуль – меньше 20 процентов), в Калмыкии очень большой процент взял буддийский модуль. Что характерно – в национальных регионах с русским меньшинством это меньшинство выбирает православный модуль, а не светский. Получается, что православный модуль на окраинах и на Кавказе выбрало большее число русских, чем в Центральной России.

А у нас получился разнобой, и это – самая засекреченная информация, с которой никак не удается ознакомиться. Однако кое-что удалось узнать и по нашему региону, правда, не из официальных источников (официальные пока категорически отказываются говорить на эту тему с журналистами).

Читателям вряд ли будет удивительно узнать, что тверские школы в той предварительной степени, в которой они уже выбрали модули, предпочли в большинстве именно «светскую этику». Нет, выбрали и православный модуль (около четверти участников эксперимента), и мусульманский (кстати, немного – меньше, чем у нас в области доля мусульман). Иудаистский и буддийский модули выбрать у нас, как говорят, уже нельзя – их по причине исчезающе малого процента или еще по каким причинам в последний момент сняли. Желающие их изучать могут выбрать сравнительный модуль.

Из бесед с тверскими учителями (они, понятно, просили не называть, из каких школ) мы выяснили, что выбор, как обычно, состоялся в кабинетах директоров – против правил, но в соответствии с пониманием реальной ситуации. Родители, повторим, имеют полное право решение школы опротестовать.

Если честно, и не знаешь, что сказать по этому поводу. Зная фантастическую дремучесть нашей системы образования и физическую невозможность обычного школьного учителя сказать о любой религиозной культуре некую фразу, не ошибившись по существу, задумаешься: может, лучше пусть пока светскую этику попреподают? А там, когда освоятся, если эксперимент, даст Бог, продлится, уже смогут, методом самообразования, узнать какие-то базовые вещи и о религиозных культурах. Тогда им самим будет интересно вести что-то еще, кроме пересказа Маяковского про крошку сына и очень светского папу.

http://www.tveroblpress.ru/tverskie_vedomosti/174/3703.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Иванов
Религия или светская этика?
Выбор предстоит сделать тверским школам и родителям учащихся
22.02.2010
С чего начинается Родина?
Выступление на Круглом столе "С чего начинается Родина?", состоявшемся в г. Твери 26 апреля 2007 года
04.05.2007
Все статьи Павел Иванов
Новости Москвы
Все статьи темы
Основы православной культуры
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Миронов
23.04.2024 23:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
23.04.2024 22:27
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.04.2024 21:02