Высшее российское руководство к концу января решило-таки «разделить» Северный Кавказ, фактически объединив национальные автономии этого региона и, соответственно, обособив их от русскоязычных субъектов Федерации. Но не приведёт ли такое разграничение к нарастанию сепаратизма в новых федеральных образованиях?..
Как заявил 19 января Дмитрий Медведев, «во-первых, я изменил систему федеральных округов: теперь из Южного федерального округа (ЮФО) выделяется Северо-Кавказский федеральный округ, в который входят Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край - с центром федерального округа в городе Пятигорске...».
По сути, создается еще одна управленческая (если не сказать - чиновничья...) надстройка, ибо остальные территории ЮФО остаются в том же округе (Ростовская область, Краснодарский край, Адыгея и др.). Но странно то, что вместе с национальными автономиями в новый округ включена только одна русскоязычная территория - Ставропольский край. Резонно, в этой связи, предположить, что не только экономическое, но и административно-политическое влияние в новом округе будет отнюдь не у Ставрополья...
Объявление же не Ставрополя, а Пятигорска «столицей» нового округа тоже может расцениваться как «реверанс» тем же национальным автономиям и их элитам. А также - влиятельным структурам на юге Ставрополья, где усиливается влияние элит из соседних автономных республик.
Во всяком случае в Ставропольском крае возникло два административно-политических центра - Ставрополь и Пятигорск. Но небезопасно ли это для территориально-политического и экономического единства Ставрополья?.. Может, логичнее было бы «развести», по известным причинам, Чечню - с Дагестаном, Северную Осетию - с Ингушетией? Например, в рамках нового - Прикаспийского федерального округа (в который можно бы включить - по географическому принципу - Дагестан, Калмыкию, Астраханскую область). А, например, Ставропольский, Краснодарский края, Адыгею и другие республики региона, за исключением Дагестана, - было бы логичнее оставить-таки (по географическим, да и политическим причинам) в ЮФО?..
Впервые после развала СССР предложение об изменении административного деления на юге России было озвучено еще в ноябре 2004 года - это сделал на пресс-конференции в Москве председатель Госсовета Чечни Таус Джабраилов. Он полагал, что « решение всех проблем региона - в создании единого Северо-Кавказского края, который объединил бы все территории Северного Кавказа, причем без статуса республик». Тогда это предложение было отвергнуто. Руководитель Агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков ответил Т. Джабраилову, что «внутри республик существуют межклановые конфликты, межнациональные противоречия, которые в рамках единого края только обострятся». А председатель Духовного управления мусульман Ростовской области и Юга России муфтий Джафар Бикмаев поддержал В. Хомякова: «Такое укрупнение никоим образом не только не решит существующие в регионе проблемы, а, наоборот, - усугубит их».
Между тем еще в 1958 году конгресс США принял резолюцию, а президент США Д. Эйзенхауэр в 1959-м подписал повторяющий её Закон - «О порабощенных народах». Документ предусматривал инспирацию создания самостоятельных государств не только в СССР, но и в РСФСР. В том числе - «Казакии» (с включением туда Ростовской области, Ставрополья и Краснодарского края) и конфедерации или федерации «горских народов». А также федерации/конфедерации «Идель-Урал» (Калмыкия, Астраханская область, мусульманские автономии Поволжья и Урала). Похоже, США серьезно поработали над долгосрочными тенденциями на Северном Кавказе?..
Примечательно в этой связи то, что и в Евросоюзе не исключают перспективной независимости Северного Кавказа. Вот выдержка из документа «Доклад по итогам сравнительного анализа энергетических стратегий Российской Федерации и Европейского Союза (Часть 2), сентябрь 2003 г.», подготовленного «Евроазиатским исследовательским центром Транспортного союза в Латвии (Рига)»: «...ЕС отмечает, что проблемы стабильности условий транзита энергоносителей имеют приоритетное значение для энергобезопасности ЕС. Это имеет значение как с точки зрения доступа к энергетическим мощностям, так и с точки зрения справедливой стоимости транзита: снижение завышенных транзитных тарифов могло бы обеспечить значимое снижение цен на энергоносители российского происхождения, импортируемые ЕС (выделено авт.). Для ЕС... имеют значение также страны Северного Кавказа, по территории которых могут проходить транзитные маршруты по транспортировке энергоносителей из Каспийского бассейна (выделено авт.). В этой связи отмечается, что ЕС должен добиться выполнения механизмов, предусмотренных Энергетической хартией, странами, по территории которых проходят транзитные маршруты...».
Судя по упомянутом документу, речь идет о новых трубопроводах из прикаспийских районов Азербайджана, Казахстана и Туркменистана через Дагестан, Осетию, Ингушетию, Чечню, Кабардино-Балкарию, Адыгею, Карачаево-Черкесию и Калмыкию, которые могут стать независимыми?..
http://www.rv.ru/content.php3?id=8326