"Смерть можно будет побороть усильем воскресенья..."

10 февраля 1890 года, 120 лет назад родился Борис Пастернак, русский поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе

Новости Москвы 
0
212
Время на чтение 3 минуты
Едва ли не лучшие стихи о Рождестве Христовом, которые входят во все православные антологии, принадлежат перу Бориса Пастернака:

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере.
Над яслями тёплая дымка плыла...

Соединение библейского величия с теплотой человеческого восприятия истинного христианина - вот чем «дышат» эти стихи.

Борис Леонидович родился 10 февраля 1890 года в Москве. Пробуждение таланта творца начиналось с музыки и живописи. Мать будущего поэта Розалия Исидоровна Кауфман была замечательной пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Отец - Леонид Осипович Пастернак, знаменитый художник, иллюстрировавший произведения Льва Толстого, с которым был дружен.

У них в гостях бывали Скрябин, Чехов, художник Николай Ге, сам Лев Толстой. Все они, казалось бы, люди совершенно разные, но их объединяло и роднило особое внимание к нравственным вопросам, свойственное всей русской интеллигенции на рубеже ХIХ-ХХ веков, и ещё - сочувствие к человеческому страданию. В их кругу часто спорили о Евангелии, религии. Позднее Борис Пастернак перенесёт атмосферу своего дома в роман «Доктор Живаго».

Юноша рос, наступило время поисков. Поначалу он хотел стать художником, заниматься музыкой, потом увлекся философией. В 1910-1912 годах читал стихи Блока, Владимира Соловьёва. Позднее он скажет: «Тогда сформировался фундамент моего личного своеобразия».

Именно в этот период и разошлись пути отца - Леонида Пастернака - и сына. Они оба, выйдя из интеллигентской культуры, станут людьми религиозными. Но отец откроет Талмуд, станет иудеем, а сын - христианином. Отец эмигрировал и прожил остаток жизни в Лондоне. Сын принял революцию, которой симпатизировали вначале и многие русские богословы. Обновление жизни, которое она несла, казалось им сродни тому, что произошло в первом веке нашей эры. Правда, очень скоро выяснилось, что «рай» после революции пытаются строить без Бога.

Больше всего творческих радостей, но и окололитературных страданий, политических неприятностей доставил Пастернаку роман «Доктор Живаго». Сын Пастернака Евгений вспоминал, что в писательском посёлке Переделкино все давно знали, что пишет Борис Леонидович. Встречая даже малознакомых людей, он, не таясь, рассказывал о своей работе. Потому, завидев издалека его фигуру, писатели старались быстрее скрыться, понимая, что Пастернак начнёт говорить о Живаго. В доме и в гостях он устраивал чтение новых глав романа, они ходили в списках и передавались из рук в руки. Словом, ещё до выхода произведения о нём было широко известно.

Надо сказать, что писатели, даже близкие друзья Бориса Пастернака, например, Анна Ахматова, не очень высоко оценивали этот роман: «Гениальный поэт балуется прозой». Другие близкие Пастернаку люди, подмигивая, говорили о главном герое его романа так: «Хорошо, если бы Юра писал побольше стихов». Стихи из «Доктора Живаго» все единодушно считали едва ли не лучшим из того, что создал Пастернак.

Фамилия главного героя сокровенного романа - доктора и поэта Юрия Живаго - это форма церковнославянского слова «живой». Слабый, сомневающийся человек, который отстаивал единственное право - жить своей жизнью. Но мiр вокруг него летел в пропасть: «Сейчас страшный суд на земле, милостивый государь, существа из апокалипсиса с мечами и крылатые звери, а не вполне сочувствующие и лояльные доктора», - так свысока говорит Юрию идейный революционер, каратель Стрельников. Но та эпоха, которая легко ломала даже мужественных военных, никак не смогла изменить характер доктора Живаго, поколебать его веру в Бога, в жизнь, в простые человеческие ценности. Жизнь безконечна, если она идёт путём жертвенности и самоотречения.

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь -
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.

Христианство, утверждал Пастернак, преобразило всю историю человечества: «Можно быть атеистом, можно не знать, есть ли Бог и для чего Он, и в то же время знать, что человек живёт не в природе, а в истории, и что в нынешнем её понимании она основана Христом, что Евангелие есть её обоснование... Евангелие предложило человечеству существовать по-новому, как не бывало, предложило ему блаженство духа, и - люди приняли этот ответ, захваченные на тысячелетия».

Пастернак говорил о значении христианства для истории: «С Христом кончился Рим, кончилось варварство, полное безсистемных поисков, попыток и поражений человека». Он проникал и в нравственные глубины человека: «Отдельная человеческая жизнь стала Божьей повестью». Говоря об истории как о вековой работе разгадки смерти и её будущего преодоления, Пастернак считал, что христианство - это «последняя по времени работа, причём первая из всех построенная на вдохновении, а не грубом принуждении». Как близки к этой характеристике Евангелия собственные строки его:

Не сотрясенья и перевороты
Для новой жизни расчищают путь,
А потрясенья, бури, и щедроты
Души воспламенённой чьей-нибудь.

Умирая, Пастернак просил привести к нему священника, чтобы исповедаться и причаститься.

http://www.russdom.ru/node/2562

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Александрович Бобров
Последний из великой плеяды
К 90-летию Валентина Васильевича Чикина
25.01.2022
Для кого писаны законы?
Героини Московской битвы и очернители
27.11.2021
Две сверхзадачи
Выразить себя и свой народ, Россию…
25.10.2020
Все статьи Александр Александрович Бобров
Новости Москвы
«Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо»
В общемосковском крестном ходе приняли участие не менее четырёхсот тысяч человек
12.09.2025
Любовью и единением спасёмся…
Заметки крестоходца о московском крестном ходе
12.09.2025
Очередное убийство русского парня
Когда же наступит конец миграционному беспределу?!
27.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Когда Конституционный Суд не указ…
Новый комментарий от Калужанин
18.09.2025 09:12
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
18.09.2025 09:10
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
18.09.2025 08:30
Двойные стандарты Бориса Корчевникова
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
18.09.2025 08:16
Россия на распутье
Новый комментарий от С. Югов
18.09.2025 07:20
Мощи Киево-Печерских святых переправят в Британию?
Новый комментарий от Апографъ
18.09.2025 04:08
Какие сионисты, какой Хабад?
Новый комментарий от Vladislav
17.09.2025 22:20