Необходимость восстановления государственного культа Сталина вытекает не из желания манипулировать сознанием людей в определенном направлении. Любой беспристрастный опрос всегда выявляет, как минимум, около 60% людей, относящихся к Сталину с уважением. Установление государственного культа Сталина было бы демократичной (т. е. отражало бы волю большинства граждан России) и одновременно культурной мерой, обеспечивая объединение людей неполитическими методами.
Виталий Товиевич Третьяков демонстрирует настоящие образцы корректной публицистической дискуссии и в этом отношении остается на сегодняшний день редким и приятным исключением на общем фоне.Вот его комментарий к моей статье "Между государственным и человеческим", опубликованной в последнем номере "Политкласса": "Писатель и публицист Илья Бражников разбирает основные направления реабилитации Сталина его сегодняшними апологетами. Среди таких направлений, в частности, убеждения, основанные на опосредованных и косвенных свидетельствах (которые, на мой взгляд, больше смахивают на элементарные слухи) о приверженности Сталина православию и монархической идее. В статье явственно представлена и собственная авторская позиция, которая в концентрированном виде выражена в последних ее строчках. Илья Бражников прямо говорит о необходимости «восстанавливать государственный культ» Сталина, правда, такой культ, с одной стороны, не должен иметь ничего общего с «культом личности», а с другой - не может выстраиваться украдкой, с помощью различных медийных и политтехнологических приемов. Вместе с тем авторские интерпретации сериала «Сталин. Live» доказывают фактически обратное: и дальнейшее развенчание Сталина, и его реабилитация возможны исключительно на уровне информационно-пропагандистской обработки общественного сознания".
Собственно, речь идёт о последних строчках моего текста: "Любая ответственная российская власть - если, конечно, она хочет быть преемственной и российской - должна отстраивать себя «от Сталина», то есть восстанавливать государственный культ этого политика подобно тому, как Петр I культивировал Александра Невского, а сам Сталин - и Невского, и Петра. Однако почитание Сталина, естественно, не должно иметь ничего общего ни с «культом личности», ни с «репрессиями» и «террором». А политтехнологические игры вроде «Сталин: pro et contra» необходимо прекратить, если мы еще дорожим своей историей и своей государственностью".Ясно, что с тезисом моим Виталий Товиевич не согласен. Но мне хотелось бы дать некоторые пояснения.
Необходимость восстановления государственного культа Сталина вытекает не из желания манипулировать сознанием людей в определенном направлении. Любой беспристрастный опрос всегда выявляет, как минимум, около 60% людей, относящихся к Сталину с уважением. Речь идёт именно об уважении - людей к своему прошлому и, с другой стороны, тех же людей - за их убеждения. Установление государственного культа Сталина было бы демократичной (т. е. отражало бы волю большинства граждан России) и одновременно культурной мерой, обеспечивая объединение людей неполитическими методами.
Напротив - открытое неуважение к Сталину является недемократичным, чисто элитаристским (не говоря уже об огромном имиджевом уроне для государственности вообще). Если бы пресловутая "оранжевая" революция в России была бы возможной, она бы, разумеется, была антисталинской, поскольку критика сталинизма в России до сих пор - это критика государственности и национального самосознания большинства граждан РФ. Как ни удивительно, но Сталин сегодня - это последнее, что крепко привязывает нас к нашей истории и к нашему государству. "Без Сталина в голове" мы тут же становимся отформатированными мировыми "номадами". Сталинизм - наша последняя "национальная особенность". Всё остальное - давно стало таким же, как у всех.
Говорю это отнюдь не как сталинист. Я не верю в "вождизм", не "тоскую по сильной руке" и, если и испытываю какие-то симпатии к сталинской эпохе, то скорее чисто эстетические. (Как и многие другие, я знаю). Мой взгляд на Сталина близок к создателям сериала "Сталин. Live", но я не могу согласиться с тем, что это банальная "информационно-пропагандистская обработка общественного сознания". Нет, насколько я понимаю создателей этого кино, они скорее руководствовались принципами "новой интеллектуальной истории". Этот фильм не апология, но тропология Сталина. Да, они создают миф, но это не пропагандистский миф, но скорее исследование мифологии сталинской эпохи. Просто, как и всё искусство несостоявшегося Постмодерна, они принципиально уравнивают фактичность и мифологию, поскольку на историю воздействуют и то, и другое, и второе, пожалуй, даже сильнее.
Любой культ возможен только как миф. Петр I - это миф, Александр Невский - миф, Суворов - миф. Миф не означает "неправды". Миф как "развернутое магическое имя" (Лосев), напротив, содержит в себе всю возможную правду и полный алгоритм действий (склад поступков, по Аристотелю).
Будущего Руссского Царя можно будет испытать "духом Сталина". Царь-антисталинист будет подсадной, ненастоящий. Царь же, который введёт государственное почитание Сталина - хотя бы наряду с Мининым и Пожарским, Кутузовым и Жуковым - как полководца, выигравшего войну, как спасителя Отечества, - будет тем самым.
К тому времени, надо думать, уже и имя Сталина будет произносить вслух "неприлично".