Большое видится на расстоянии... Много воды утекло с той поры, когда появился на берегах Иордана никому не известный и по виду самый обыкновенный человек средних лет... Но появление его - к священному ужасу всех свидетелей - вдруг стало Богоявлением: Неизвестный был узнан самим Крестителем, погружён в водные струи, запечатлён сошествием Святаго Духа, отмечен громовым гласом с небес, назван Сыном Божиим и Христом.
Вот здесь-то и приоткрылась всем нам непостижимая тайна Трёх Лиц. С этого момента мы имеем невозможную возможность лицом к Лицу стать перед Самим Богом; мы можем вглядеться и увидеть, что Лицо у Него Человеческое. Бог пришёл послужить нам - и сделал всё, чтобы людям было легче принять Его непостижимое величие. Бог погрузился в воды Иордана, с тем чтобы освятить их Своим Божеством, - и с той поры эти воды текут и исполняются Крещенской святостью из года в год в святые дни Богоявления.
Многие, наверное, могут рассказать случаи из своей жизни, связанные с праздником Крещения Господня. Наверняка иные города и страны имеют нечто в своей истории, каким-либо образом относящееся к этому предмету. Нам же на этих страницах вполне прилично вести речь о том, как дважды чудесно запечатлелся наш город чудом Святого Крещения.Вряд ли найдётся на земле город, который был участником и свидетелем такого крещенского чуда, какое имело место на берегах Невы и Ладоги в 1943-1944 годах. Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград с самого дня своего основания и вплоть до сентября 1941 года никогда не подвергался ни осаде, ни прямому нападению внешнего врага. И в этом смысле героическая трёхлетняя оборона города была для него боевым крещением. Крещение город принимал огнём, железом и кровью, а потом ещё голодом и холодом!
Многие захотят возразить нам. Кто-то вспомнит наступление на Петроград белого генерала Юденича. Вспомнят подлую перестрелку с войсками из-за спин мирных рабочих на Дворцовой площади 9 января, в Кровавое воскресенье... Баррикады 1905 года... Стрельбу из форточек по городовым в феврале 1917-го... Короткую расправу с гарнизоном Зимнего, который состоял из женского батальона и роты безусых юнкеров...
Да, кровь не раз лилась по нашим улицам. Но даже и Кронштадтское восстание, и все прочие безпорядки, сотрясавшие революционный Петроград, никак нельзя сравнить с той методичной работой профессионалов - представителей группы армий «Север». Они вместе со своими финскими и испанскими союзниками из Голубой дивизии (давайте не забудем и испанский вклад в это кровавое дело!) сковали для колыбели трёх революций на редкость крепкое кольцо. Крепкое и обоюдоострое: его не могли прорвать ни те - снаружи, ни эти - изнутри. Казалось, что вырваться из него можно будет лишь ценою жизни...
Но пришёл Крещенский сочельник 1943 года. И - о чудо! «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс.113:3). «Кто бог велий, яко Бог наш?» (Пс.76:14). Ленинградский и Волховский фронты соединились, освободив узкий коридор по южному берегу Ладоги - всего 8-11 километров, - тем самым надорвав кольцо и лишив немцев возможности соединиться с финнами к востоку от Ладожского озера. Прорыв был стремителен и яростен: казалось, всю боль ленинградцев, живых и мёртвых, вложили в него освободители.
И как удивительно роднились чувства людей с настроением и смыслом великого праздника! Ибо Крещение-Богоявление называется ещё и Просвещением, потому что Бог есть Свет и явился просветить сидящих во тьме и сени смертней - так поёт Церковь. Такими, сидящими во тьме, чувствовали себя осаждённые, и сень смертная распростёрта была над ними во всякий час и весьма ощутимо. Конечно, под тьмой и сенью смертной мы понимаем в первую очередь духовное состояние людей, далёких от Бога. Но для ленинградцев эти слова были ещё и точным отражением повседневной действительности.
Крещенское чудо не закончилось для нашего города прорывом блокады 12-19 января 1943 года. Это было только начало. Полноту откровения являет нам дата полного снятия блокады, которое случилось через год - в тот день, когда Церковь совершает отдание праздника Крещения Господня, а именно 27 января. Это Богоявление растянулось для ленинградцев на целый год: началось в сочельник 1943-го и кончилось отданием праздника в 1944 году. Ни один город на свете не может похвастаться ничем подобным.
Можем ли мы не принять во внимание такое сугубое указание на помощь Всевышнего? Помощь солдатам - тем, кто защищал Русскую землю от врага, тем, кто, воюя, делал дело Божие...
И нельзя не замечать других подобных свидетельств, явленных в дни Великой Отечественной войны. Вспомним каждое: 22 июня 1941 года, день Всех Русских Святых, - начало войны. Рождество Христово 1942 года - немцы отброшены от Москвы. 21 ноября 1942 года, Собор Архистратига Михаила, - полное окружение 6-й армии фельдмаршала Паулюса. 12 июля 1943 года, память святых апостолов Петра и Павла, - перелом в ходе Курской битвы, который наступил в результате крупнейшего в истории встречного танкового боя в районе деревни Прохоровка. Крещение Господне, 19 января 1943-го и 27 января 1944 года, - уже отмеченное нами снятие блокады Ленинграда. 6 мая, Георгий Победоносец, Пасхальные дни, - победа над Германией. Господь даровал России и испытание, и славу; Он дал русским возможность смыть кровью свои недавние грехи и причаститься великой радости, получить новые силы для мирной жизни. Будем же и в наши дни великого испытания русского духа верить: от Бога суд - от Него и победа.
о. Алексий УСПЕНСКИЙ, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала