Русский Новый год. Рождественскопостные записки

0
112
Время на чтение 8 минут

1. Кресты под ногами

Тротуарную дорожку, ведущую в Киево-Печерской лавре от Троицкой надвратной церкви к Успенскому собору, с двух сторон во всю длину обрамляют металлические водосточные решётки. Возможно, и вы видели, как кто-то как бы с опаской переступает через них. Дело в том, что решётки - в крестовых узорах, а в среде православных верующих бытует мнение, что кресты на земле (как и на полах в иных храмах), размещены с умыслом - для осквернения; причём скорее вольно размещены, нежели невольно.

Кто-то переступает, а тысячные толпы туристов шаркают невнимательными стопами по крестам. Эти водоприёмники, как и восстановленный Успенский собор, находятся (всё ещё) на территории, принадлежащей музею. Несложно представить, как некий начальник подрядной организации, далёкий от православия, был очень собой доволен, изготовляя решётки с крестами, ведь кресты и церковь - это так гармонично!.. О том, что тринадцать веков тому назад Вселенский Собор утвердил правило, запрещающее изображать Святой Крест на земле, подрядчик мог, конечно, и не знать, как и вообще мог и слыхом не слыхивать ни о Византии, ни об императоре Юстиниане II, ни о Пято-Шестом Вселенском Соборе 692 года... Но никто и не подсказал.

Это правило (известное как 73-е) прямо повелевает: «изображения Креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих». Аргументация такая: «Поелику Животворящий Крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения». Завершается правило грозным наставлением: «И так отныне, начертывающих на земли изображение Креста, повелеваем отлучати». Кресту надлежит почитание «и мыслию, и словом, и чувством». Все эти слова когда-то не требовали пояснений. Знамение победы... повелеваем отлучати... Речь о победе, дарованной Христом. И речь об отлучении от Церкви Христовой... Куда уж страшнее!.. Было когда-то.

Вскоре после Вселенского Собора новый император Тиверий III, осматривая дворец, увидел на полу изображение креста. «Крестом Господним мы должны знаменать чело и перси, - произнёс он. - Как же дерзнем ногами попирать оный?» Мраморную плиту подняли для замены; император за крестопочитание своё тут же был и вознаграждён: под плитой обнаружился стотысячный клад золотых монет... Крест, начертанный на полу во дворце, не был с изображением Распятого Христа, но плита была удалена, крест «изглажен». Преподобный Феодор Студит (759-826), живший через сто лет, говорил о том же: «Крест всякой формы - есть истинный Крест!»

73-е правило, нет сомнений, с древнейших времён соблюдалось и на Руси. В 60-е годы ХI века преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря перенял из Константинополя монастырский устав Феодора Студита.

Вероятно, правило, запрещающее изображать под ногами кресты, мы подзабыли после грандиозной катастрофы 1240 года. Митрополит Кирилл II, возглавлявший Русскую церковь в самые тяжёлые, начальные годы монгольского ига (1243-1280), путешествуя по Руси, чрезвычайно печалился одичанию русской земли, русского народа. Он искал себе пристанище и не мог найти. Киев был разорён, лежал в руинах, Печерская обитель опустошена, братия рассеяна. Тоже было и повсюду - в Чернигове, Рязани, Галиче... Остановился он во Владимире-на-Клязьме. Судя по всему, митрополит вёл замечательно дальновидную политику, так как уже при внуке Батыя хане Менгу-Тимуре, в 1267 году, он получил ярлык в пользу Церкви, освобождавший духовенство от дани, а само Православие от притеснений. В 1274 году, через 31 год после начала нашествия, митрополит созвал во Владимире Собор епископов, который осудил духовенство за отступления от церковного устава, языческие обряды, пьянство, бесчинные игры и зрелища в канун праздников...

Между прочим, Владимирский собор запретил изображать кресты на земле и на льду. Это не казалось «мелочью».

На Соборе епископом Владимирским, Суздальским и Нижегородским был поставлен св. Серапион, архимандрит Киево-Печерского монастыря.

Преподобный Серапион был ярким проповедником и писателем. В своих наставлениях он показал современникам (а так же и нам, тем, кто склонен видеть параллельные места в ХIII-м и ХХ-м вв.) причину свершившегося разгрома Руси. Он говорил о грехах народа и долготерпении Господа, который «предзнаменований много явив, много страха насылал...» Наверняка, предзнаменованием ощущалось и чудовищное киевское землетрясение (в 6 балов) 1230 года, когда «в манастыри Печерськом церквы Святыя Богородица каменая на 4 части раступися». (Церковь Пресвятой Богородицы была непростая, чудесная, это известная нам Великая церковь, Успенский собор.) Преподобный Серапион Печерский (Владимирский) говорил о каре, посланной за отступничество: «Тогда навёл на нас народ безжалостный, народ лютый, народ, не щадящий красоты юных, немощи старых, младенчества детей; воздвигли мы на себя ярость Бога нашего... Разрушены Божьи церкви, осквернены сосуды священные, честные кресты и святые книги, затоптаны священные места, святители стали пищей меча, тела преподобных мучеников птицам брошены на съедение, кровь отцов и братьев наших, будто вода изобильно, насытила землю, сила наших князей воевод исчезла, воины наши, страха исполнясь, бежали, множество братии и чад наших в плен увели; многие города опустели, поля наши сорной травой поросли, и величие наше унизилось, великолепие наше сгинуло, богатство наше стало добычей врага, труд наш неверным достался в наследство, земля наша попала во власть неверным: в позоре мы были...» Понято тогда было главное: за упорство в грехах, за богоотступничество - гнев Господень. Слов о диалектике и прогрессе ещё не придумали.

Так и кажется, что испытания русского народа во времена монгольского ига по сравнению с нынешними искушениями - укоренением разделений и расколов, насаждением телевизионного блудилища и языческих переживаний - выглядит по-детски простодушным. Многие склонны видеть истоки нынешнего состояния в Петровской эпохе, в замене Патриаршества - чиновничьим заведением, Синодом. Стоит заметить, что Кресты на церковных полах, нередко возникавшие в Синодальный период при строительстве и реконструкциях, теперь уже стали как бы исторической ценностью, обрели значимость артефактов.

Можно ли их изгладить?..

Кто-то с усмешкой подправит вопрос: нужно ли?

На это, вероятно, следует ответить вопросом: Какие ещё правила Вселенских Соборов выполнять не нужно?..

Возродилась Русь, свой крест подняв в монгольских пожарищах, даст Бог и вновь безо всякого модернизма и обновленчества поднимемся.

Ну а пока бредут праздно толпы по музейной площади Киево-Печеской Лавры к Успенскому собору, шаркают по оброненным крестам, крестов не замечая...

2. Заповеданный Собор

В развитие сюжета ещё об одном здесь нужно сказать (тема для обсуждения), о чём теперь говорить чрезвычайно непросто. О недавно восстановленном Успенском соборе Киево-Печерской Лавры, восстановленном в том барочном виде, который сложился в XVIII веке, после большого пожара 1718 года.

Обстоятельства, предшествовавшие первоначальному строительству церкви Пресвятой Богородицы в XI веке (Великой церкви, Успенского собора), необыкновенны и чудесны.

Патерик Киево-Печерской Лавры в непростых подробностях запечатлел предание, согласно которому Сама Богородица, призвав в Свою Влахернскую церковь под Константинополем четырёх мастеров-строителей, объявила: «Хочу церковь построить Себе на Руси, в Киеве». Влахернская церковь, как известно, была прославлена многими чудесами, в том числе и явлением в ней Богородицы с Омофором во время нападения руссов (910 г.), наших языческих предков. С тех пор и существует в Православном мире праздник Покрова. Влахернская церковь в 1070 году была разрушена пожаром. Мастерам-строителям Богородица явила в небе образ храма, который им надлежало возвести в неведомой им стране, и сказано загадочное: «Меру же Я послала - пояс Сына Моего». Мера - золотой пояс, прежде украшавший Распятие на другом конце крещёного мира, в Скандинавии, был привезён в Киев при Ярославе Мудром варягом ярлом Шимоном. Шимону дважды, в самые драматические моменты его жизни, была также явлена в небе церковь. Объявлены ему были и размеры - 20 поясов в ширину, 30 - в длину, 50 - в высоту.

Из Царьграда зодчие пришли в Киев в 1073 году. «Где вы хотите строить церковь?» - спросили они преподобных Антония и Феодосия. Святые о будущей стройке ничего не знали. После трёхдневных молитв место было определено, причём определено, как и всё, связанное с этой церковью, чудесным образом: росой и огнём. Траншею под фундамент копал сам великий князь Киевский Святослав Ярославович, передавший монахам этот земельный участок, и дав им на строительство крупную сумму.

О том, что воля Богородицы была исполнена, говорят чудесные явления, сопровождавшие строительство. Вот, например, одно очень яркое, известное из жития преподобного Алипия-иконописеца. При украшении алтаря мозаикой (украшены мозаикой были полы и стены), на горнем месте вдруг изобразился лик Богородицы, из уст этого образа вылетел белый голубь, который взмыл вверх к образу Христа-Спасителя и скрылся за ним; голубь вновь появился, вылетев из уст образа Спасителя, летал по храму, опускаясь на изображения святых, мощи которых были привезены строителями по воле Богородицы и положены в основание храма; скрылся голубь в наместной иконе Успения Божией Матери, присланной со строителями Богородицей.

Великую церковь в древности называли «небеси подобною» потому, что построена она была именно такой, какой её видели строители в небе на облаке.

Внутри церкви и около неё с ХI века хоронили многих сильных мира сего. Люди знали, что погребённые в этом земном пределе Пресвятой Богородицы непременно обретают Царствие Небесное. Около Великой церкви быстро появились пристройки-часовни, в результате чего внешний её вид изменился.

Дальнейшая история Великой церкви более или менее известна. Храм разрушался, восстанавливался, горел, перестраивался, реставрировался; взорван во время немецкой оккупации 3 ноября 1941 года, в канун праздника Казанской иконы Божией Матери.

Длина «пояса Шимона» установлена при раскопках руин - 108 сантиметров. Это утверждение оспаривалось. Но если учесть, что в Византии действительно при строительстве основными были внутренние размеры, то никакой натяжки в этой длине, определённой авторитетнейшими Н.В. Холостенко и Б.А. Рыбаковым, нет.

Существует несколько авторских работ, предполагавших возможность восстановления Великой церкви в первоначальном виде. Заметим, что на этих эскизах мы видим и пристройки. Они, несомненно, являют собой явное отклонение от описанного Шиманом.

Идея восстановления Собора (по образцу ХVIII века) получила государственную поддержку в начале 1980-х. Преодолев сложности, в том числе и значительные технические, были разработаны чертежи планов и фасадов. Работу над проектом завершили в 1984 году. Предполагалось, что собор будет восстановлен к 1000-летию Крещения Руси (1988). Государство выделило необходимые средства... Очевидно, что власти восстанавливали не святыню, но музейный экспонат, о первоначальном виде не вспоминали.

Безусловно, если бы речь шла о реставрации древней иконы, скажем, кисти Алипия или Рублёва, то специалисты сделали бы всё, чтобы открыть авторский слой, удалив многовековые подмалёвки.

По ряду причин, которые, конечно, как всегда имеют и совершенно материалистическое объяснение, восстановление Успенского собора при советской власти отодвинулось до «перестройки», а там уж и деньги, отпущенные на восстановление, ушли в никуда.

Проект был реализован в 2000 году, собор восстановили в том барочном виде и с теми значительно изменёнными размерами, которые он обрёл ХVIII веке.

Сейчас и представить нелегко, при каких условиях может быть восстановлена в первоначальном виде Великая церковь, в том виде, который однажды был открыт строителям в Константинополе и дважды Шимону - в бурном море и на поле брани.

Кабы нам знать волю Божию...

Но известно точно: обстоятельства меняются, как и листы календаря.

3. Русский Новый год

О календаре мы кстати вспомнили. Раздвоение смущает... И в оптике - кадр смазывается, и медики твердят: грозит шизофренией.

Православная Церковь живёт по древнему юлианскому календарю. Современные государства - по модернизированному, католическому. Воцерковлённым людям приходится обитать как бы в двух временных измерениях, «в двух календарях». Противоречия обостряется в дни праздников и постов. Из года в год под Новый Год думается: ну что нам за дело до остального мира? Пусть новогодние праздники у них уже будут в прошлом, а у нас, как встарь, встреча Нового года окажется продолжением послерождественских Святок! Пусть будет у нас не Старый Новый год, а просто Русский Новый год...

Привыкли к неправильному, привыкнем и к хорошему.

http://odnarodyna.ru/articles/14/1011.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Семенович Слепынин
Нарезая круги – к центру и вверх: о Достоевском
К 150-летию романа «Подросток»
16.12.2025
К истории Воронцовской церкви в Мошнах
Об украденном храме и о церковном положении «как при большевиках» в Черкассах
19.11.2025
Денисенко объявил своё завещание...
Филарет и приложения к нему: Варфоломей, «Томас», «Феофания»
24.10.2025
Сказка про Пригожего
Проханов написал русскую сказку – страшную и ужасную, бесшабашную, лихую, феерическую
16.10.2025
Зеркальный лебедь
О странных предсказаниях некоторых художественных сочинений: «Глаза змеи» и «Титаник»
29.09.2025
Все статьи Олег Семенович Слепынин
Последние комментарии
Революции склонны съедать сами себя
Новый комментарий от Константин В.
23.12.2025 20:57
Триада Уварова и триада Рапопорта: какая убедительнее?
Новый комментарий от Алекс
23.12.2025 20:54
Русь в пути на восток
Новый комментарий от Антон Головин
23.12.2025 18:45
К вопросу о миллиардерах
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
23.12.2025 15:56
Искусственный интеллект как криптокатолик
Новый комментарий от В.Р.
23.12.2025 14:50
«Бред сумасшедшего», реализуемый официальной доктриной
Новый комментарий от учитель
23.12.2025 14:02