itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

То, что осталось от Маркса

Приводим пространный отрывок из статьи, опубликованной в последнем номере иезуитского журнала «La Civiltà Cattolica», в котором рассматриваются различные аспекты экономической теории Карла Маркса

0
122
Время на чтение 4 минуты
Рыночная экономика и капитализм после 1989
Состояние пролетариата привело Карла Маркса к выводу, что отчуждение может исчезнуть только при ликвидации капитализма и отмене права частной собственности. Однако история марксизма показала, что все попытки насаждения коммунизма привели к еще большей нищете и беззаконию. Следовательно, возникает вопрос: что осталось от Маркса как экономиста и философа спустя двадцать лет после падения Берлинской стены?

Новизна его произведений заключалась в объединении антропологических и философско-социальных проблем с проблемами экономическими. Согласно Марксу, основы и теории экономической науки не существуют бесцельно. И это в первую очередь касается основной цели каждой экономической инициативы - денег. На самом деле, «Капитал» - это не что иное, как трактат о природе денег. Над своим главным сочинением Маркс трудился более тридцати лет и успел написать только первый том.

Заняв критическую позицию по отношению к представителям классической экономики, Адаму Смиту и Дэвиду Рикардо, Маркс пытается преобразовать деньги в капитал. В то время как деньги, находящиеся в чьем-либо распоряжении, тратятся в основном на удовлетворение ежедневных нужд, платежная функция капитала является чисто теоретической. Тот, кто обладает или хочет обладать капиталом, желает, чтобы он увеличивался. И это вовсе не является признаком особой жадности или алчности, а лишь обнаруживает функцию капитала. Маркс считает, что капитал возникает как вторичный продукт труда, когда предприниматель от продажи произведенного товара получает сумму большую, чем та, которую он потратил на оплату труда рабочих.

Конечно, предпринимателю нужны средства для покупки орудий труда и сырья, чтобы произвести новые товары; но он получает прибыль только тогда, когда отказывается предоставить рабочим полагающуюся им часть от прибыли. Капитал увеличивается только благодаря труду рабочих, независимо от стоимости их рабочей силы.

Несмотря на то, что многие опровергают теорию стоимости Маркса с экономической точки зрения, недавно она вновь вызвала к себе интерес. В Германии и Италии возникло новое прочтение Маркса, вызванное работами, предваряющими «Капитал», которые содержатся в полном издании трудов Маркса и Энгельса. В этом новом прочтении налицо попытки освободить первые критические элементы капитализма, изложенные у зрелого Маркса, от детерминистского видения истории. Новое понимание исходит из предположения, что социальная несправедливость, которая встречается повсюду в капиталистических обществах, не является просто следствием неправильного индивидуального поведения, но основывается на способе обращения денег в капитал, который, как предполагается, увеличивается сам по себе. На основе этих исследований утверждается, что, согласно Марксу, несмотря на внешнюю видимость, деньги не являются всего лишь средством обмена, и было бы ошибочно говорить, что деньги в банке или на бирже «работают» на своего хозяина. Не будет преувеличением сказать, что ничто так не отбило интерес к Марксу-философу, как марксизм. Идеологическое злоупотребление, длившееся десятилетиями, и преувеличение значения его учения привели, с одной стороны, к решительному неприятию, а с другой, к упорному недопониманию. Спустя двадцать лет после окончания холодной войны, пришло время подвести объективные итоги.

С этой целью необходимо отдельно рассматривать Маркса как идеолога коммунизма и друга Энгельса и Маркса молодого, автора «Капитала». Кроме того, необходимо отдать должное немецкому мыслителю скорее как критическому наблюдателю, а не жесткому догматику. Именно исследования развития его мысли показали, что Маркс был менее стойким в своих убеждениях, чем это обычно считается.

Наконец, плодотворная дискуссия подразумевает умение старательно различать все детали системы учения Маркса. Так, например, никого больше не убеждает материалистическое понимание истории, которое рассматривает «материальное производство непосредственной жизни как основу всей истории». Также слишком упрощенным является материалистическое понимание сущности человека, по которому наша культура может рассматриваться только в свете физических нужд и конкретной деятельности человека.

Однако нерешенной является также проблема происхождения прибавочной стоимости - ее должны решить сегодня исследователи трудов Маркса. Мы стоит быть благодарными философу за идею о том, что человек может рассматриваться через призму способа производства и формы экономического управления, которые преобладают в обществе.

Конечно, после падения коммунизма речь не идет о том, чтобы считать частную собственность саму по себе злом и несправедливостью. Опыт прошлого века показал, что растущие в процессе индустриализации трудности не могут быть преодолены при помощи коллективизации собственности. Тем более насущной является проблема справедливого участия всех людей, а не только собственников, в принятии экономических и политических решений. Тот факт, что большая часть человечества отлучена от социального соучастия, может считаться, согласно Карлу Марксу, отчуждением человека от самого себя как существа социального.

Еще один аспект «отчуждения», который ощущается еще острее, касается отношения человека к природе. Не нужно быть материалистом, чтобы признать необходимость установления определенной гармонии между человеком как живым существом и его естественной средой обитания. Речь не идет о простом использовании жизненного пространства или добыче пропитания, а о том, чтобы учитывать факт: человек представляет собой единство души и тела. Безрассудное использование естественных ресурсов и вытекающее отсюда уничтожение окружающей среды показывает, насколько необходимо формирование интегрального видения человека.

Наконец, вместе с Марксом мы должны спросить себя, находят ли формы «отчуждения», о которых говорилось выше, свою исконную основу в капиталистической системе. Хотя сегодня и существует распространенное мнение, что марксистская теория цен и заработной платы не находит отражения в конкретных экономических ситуациях, вопрос происхождения прибавочной стоимости не утратил своей актуальности.

Если деньги как таковые не умножаются сами собой, тогда откуда возникает доход и чем объясняется накопление богатства в руках немногих? Во всяком случае, кажется, что до сих пор не опровергнут тезис Маркса о том, что всегда в результате реальный труд одних создает чрезмерное богатство других. Естественно, это утверждение должно быть рассмотрено более подробно в свете таких аспектов, как, например, роль разума, накопленного знания, времени, количества естественных ресурсов в формировании капитала.

В последнее время стало модным противопоставлять «рыночную экономику», как явление положительное, «капитализму», как явлению отрицательному. Но это противопоставление остается неточным до тех пор, пока оно не будет основано на общей теории денег. Также с этой точки зрения не следует, сегодня как и вчера, оставлять прерогативу критики политической экономики Маркса за «левыми».

http://www.bogoslov.ru/text/print/504994.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31