«Святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный...»

0
209
Время на чтение 9 минут

23 декабря по новому стилю православные отмечают 255-летие со дня кончины одного из светильников нашей веры - преподобного Иоасафа, чудотворца Белгородского. Сегодня многие добавляют - ...и Харьковского.

Так принято в православии - отмечать день ухода праведника из земной жизни в жизнь вечную.

Белгородским святитель именуется по названию епархии - Белгородской и Обоянской, - в которой служил и в которой закончил свой духовный и земной путь в епископском чине. Харьковской епархии тогда просто-напросто не существовало, эта часть Слобожанщины окормлялась как раз епископом Иоасафом. А самое удивительное и важное событие в жизни праведника, обретение чудотворной иконы Песчанской Богородицы, произошло именно на Харьковщине, в г. Изюме, за несколько месяцев до блаженной кончины святителя, в 1754 г. В этом факте тоже судьбоносно проявилась узловая завязка биографии и географии святителя - его малороссийские фамильные корни и местность, в которой ему довелось осуществлять пастырское служение.

Иоакиму Андреевичу, уроженцу украинской семьи Горленко, суждено было впоследствии, уже с монашеским именем Иоасаф, стать одним из почитаемых столпов русского православия.

Его святые мощи уцелели поразительным образом, а верующие убеждены, что чудесным - в соседстве с останками другого почитаемого всей Русью преподобного отца. В годы безбожной власти святые мощи преп. Иоасафа хранились, как и св. мощи преп. Серафима Саровского, в Ленинградском музее истории религии и атеизма (в Казанском соборе), где их заботливая рука, спрятав от сторонних глаз в самых дальних запасниках, тем самым спасла. После нового обретения святых мощей преп. Иоасафа, с 17 сентября 1991 г., они находятся там, куда были определены прежде, до смутных событий русской истории начала ХХ столетия, - в кафедральный Спасо-Преображенский собор города Белгорода. Сюда притекают тысячи православных - не только земель Белгородских, Харьковских и Курских, но со всех православных пределов.

Из рода Горленко

Св. Иоасаф происходил из малороссийского семейства, которое удостоилось получить в XVII в. права русского дворянства. Род Горленко - один из древних и славных родов в истории Малороссии. Фамилия эта берет свое начало от выходцев из Угорской Руси в Запорожскую Сечь. Многие из членов рода, жившие на днепровском Правобережье, т.е. находящейся тогда под польским владычеством области, приобрели славу ревностных и непоколебимых поборников православия.

Жизнь малороссиян в то время отличалась особенной религиозностью. Так, например, Димитрий Горленко (дед св. Иоасафа) построил в Свято-Троицкой Пустынно-Густинской обители две церкви.

В сентябре 1705 г., в день Рождества Пресвятой Богородицы, во время совершения Божественной литургии в семье бунчужного Андрея Димитриевича и Марии Даниловны Горленко, дочери гетмана Д. П. Апостола, проживавших в небольшом городке Прилуки Полтавской губернии, родился младенец-первенец. Нареченный во Святом Крещении именем Иоакима, родителя Пресвятой Богородицы, младенец (впоследствии святитель Иоасаф) всегда находился под особым покровительством Пречистой Владычицы.

Однажды вечером Андрей Димитриевич сидел на крыльце своего дома и вдруг, при заходе солнца, увидел стоявшую за горизонтом на воздухе Божию Матерь с Ангелом и у ног Их сына своего Иоакима, стоящего на коленях и приносящего Божией Матери молитвы. Потом он услышал слова Пресвятой Богородицы: «Довлеет Мне молитва твоя», и в этот момент слетел Ангел Господень и облачил Иоакима в архиерейскую мантию.

Иоаким с ранних лет отличался большой религиозной настроенностью, которая радовала его родителей. На восьмом году жизни он был отправлен в Киево-Могилянскую академию для изучения наук, в особенности словесных. Киево-Могилянская академия в то время была единственным высшим учебным заведением для насельников всего юга России и служила главным оплотом православия в его борьбе с римским католицизмом. На 16-м году жизни, ко времени окончания школьного образования, мальчик окончательно решил стать монахом. Втайне от родителей он оставил Академию и удалился в пустынный и отличавшийся строго-подвижнической жизнью Киево-Межигорский Спасо-Преображенский монастырь, в котором и предался всецело монастырскому послушанию - подготовительной ступени к принятию монашества.

Начало

Интересно проследить монашеский путь преп. Иоасафа, который был связан с такими выдающимися храмами и обителями Русского Православия, как София Киевская, Троице-Сергиева Лавра, Лубенско-Мгарский монастырь.

В 20 лет подвижник Иоаким принял рясофор в пещерном храме Межигорского монастыря и наречен был Иларионом. Бывая в доме своего отца, в имении Чернявщина Прилукского уезда Полтавской губернии, во время пиршеств, предлагаемых по временам его родителем для многочисленных гостей (соседей, родственников, знакомых), сиживал вдали от стола, одиноко, в углу громадного зала и ел лишь корки черного хлеба, не разрешая себе прикасаться к пище, которая подавалась гостям.

В 22 года он принял пострижение в мантию - в честь св. Иоасафа, Царевича индийского. На 30-м году он стал иеромонахом, служил в Киево-Софийском кафедральном соборе, а сверх того с 1738 г. являлся членом Киевской духовной консистории.

В 1737 г. 32-летний иеромонах стал игуменом Лубенско-Мгарского Преображенского монастыря. В этом же году тяжело заболел, но чудесным образом излечился, дважды увидев во сне Константинопольского патриарха Афанасия, нетленно почивавшего в Лубенском монастыре (ныне св. мощи преп. Афанасия Лубенского покоятся в кафедральном Благовещенском соборе Харькова - Авт.), и оба раза услышав от него слова одобрения.

Будущему святителю в то время много пришлось работать над восстановлением разрушенного хозяйства обители. Для возобновления главного монастырского храма и прочих зданий не было никаких средств, и в 1742 г. игумен Иоасаф отправился в Петербург, где был удостоен аудиенции Императрицы Елизаветы Петровны, которая приказала выдать ему на сооружение монастырского храма 2000 рублей.

16 августа 1744 года по прямому указанию Императрицы Елизаветы Петровны игумен Иоасаф был возведен в сан архимандрита. В начале 1745 года он был вызван в Москву и назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с оставлением за ним настоятельства в Лубенском монастыре.

2 июня 1748 г. архимандрит Иоасаф был посвящен во епископа Белгородского и Обоянского. Рукоположение архимандрита Иоасафа было совершено в неделю всех святых в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны и Высочайшей фамилии...

Белгородская епархия в то время отличалась крайней бедностью своего населения. С самых первых дней своего служения здесь святитель Иоасаф большое внимание стал уделять вопросу образования народа. Несмотря на слабость здоровья, ежегодно совершал обозрение епархии и останавливался всегда в бедных хижинах крестьян или незатейливых домиках сельских батюшек.

Его можно было видеть то в Белгороде, то в Харькове, то в большом селении, то в захолустной деревушке.

Святитель был строг. Известны случаи, когда он лишал священного сана или увольнял от работы при храме. И, напротив, незаконно изгнанных помогал восстанавливать на работе.

Видение Иконы


Однажды во сне св. Иоасаф получил указание о небрежном отношении к иконе Матери Божией, допущенном в одном из храмов его епархии. При входе в одну из осматриваемых церквей, виделось епископу во сне, он заметил в притворе кучу сора и стоящую там в углу икону Богородицы с необычайным сиянием. Изумленный видением святитель приблизился к иконе и услышал голос: «Смотри, что сделали с иконою Моею служители храма сего! Сей образ Мой предназначен быть источником благодати для веси сей и всей страны, а они повергли его во сор!»

Крайне смущенный этим сновидением св. Иоасаф впредь при обозрении церквей стал подробно осматривать их как снаружи, так и изнутри, отыскивая церковь, явленную ему во сне. Наконец, прибыв в г. Изюм, святитель посетил Вознесенскую церковь в Замостье, предместье города, и глубоко взволновался при ее виде... Встреченный духовенством святитель, войдя в притвор, с изумлением остановился и стал всматриваться в большую икону Богоматери, стоявшую в углу притвора и служившую как бы перегородкою, за которую ссыпали уголь для кадила... Долго стоял святитель пред иконою. Осенив себя крестным знамением, он пал пред иконою на колени и, заливаясь слезами, громко сказал: «Владычица Небесная, прости небрежность Твоих служителей, не ведают бо, что творят!» Потом, сделав благочинному строгое замечание за небрежное отношение к святыне, приказал немедленно поставить икону на подобающее ей место в храме: «В сем образе преизобилует особая благодать Божия, в нем Пресвятая Владычица являет особенное значение Своего заступничества для веси сей и всей страны».

Пробыв в Изюме более трех дней, св. Иоасаф ежедневно утром и вечером приходил молиться в Вознесенскую церковь. От этой иконы, ставшей одной из святынь Харьковщины и всего русского православия, именуемой Песчанской иконою Матери Божией, и доныне совершаются чудесные знамения. Ее называют прославленной оборонительницей от инородных вторжений, с ней и сегодня свершаются защитительные крестные ходы.

Молитва и дрова


Удостоенный дара духовного видения и прозрения преп. Иоасаф «имел вид постнический, облик несколько строгий, с выражением вдумчивой кротости, седые волосы и седую небольшую бороду». Сам составил молитву, которая стала называться молитвой святителя Иоасафа Белгородского. «Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родился, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея прими дух раба Твоего, во странствии суща, молитвами пречистыя Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Епископ посылал своего келейника тайно относить в бедные дома дары благотворительности, а когда тот заболел, сделал это сам. Все дела милосердия св. Иоасаф старался творить так, «чтобы левая рука не знала, что делает правая» (Мф. 6,3). Но Господь иногда открывал людям их тайного благодетеля. Однажды келейник по поручению владыки, купив на базаре дрова, приказал извозчику отвезти их во двор бедной семьи, но не говорить, от кого они присланы. Хозяйка дома, вдова с тремя малолетними детьми, хотела было узнать у извозчика, кто прислал дрова, и, подняв глаза, увидела в воздухе «в сиянии» святителя Иоасафа.

Нетление

Незадолго до своей кончины св. Иоасаф, с благословения Святейшего Синода, отправился в Киевскую епархию и в родной город Прилуки для свидания с родителями. Прощаясь с белгородской паствой, он сказал, что они уже более не увидят его живым, просил у всех прощения и в свою очередь сам всем простил и благословил. Посетив свое родное гнездо, св. Иоасаф в середине сентября 1754 г. отправился обратно в Белгород. Остановившись в селе Грайворон, где была его архиерейская вотчина, святитель тяжело заболел и, проведя более двух месяцев на одре болезни, 10 декабря 1754 г. в 5-м часу пополудни тихо скончался на 50-м году жизни.

В час кончины св. Иоасафа игумен Хотмыжского монастыря Исаия во время послеобеденного отдыха видел следующее знаменательное сновидение - будто он находился у архипастыря Иоасафа в Белгороде, причем святитель, стоя у окна, указал ему на восходившее ослепительное солнце и сказал: «Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час престолу Божию».

15 декабря тело почившего было отправлено в Белгород для погребения. Два с половиной месяца после кончины св. Иоасафа тело его стояло в открытом гробе в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. В этом многие из верующих видели знамение Божией благодати. Тело архипастыря оставалось непогребенным до 28 февраля 1755 г., потому что назначенный святейшим Синодом для совершения погребения Переяславский и Борисопольский преосвященный Иоанн Козлович был задержан разливом рек.

Святитель в одну ночь явился во сне наместнику кафедрального собора Матфею Млодзинскому, секретарю духовной консистории Ивану Данилевскому и прибывшему из Полтавы своему родному брату Андрею Андреевичу Горленко и высказал свое сожаление о том, что Козлович медлит с его погребением.

Спустя 2 года по погребении св. Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу, в склеп (в юго-западной части Белгородского Свято-Троицкого собора) и открыли гроб. Нетленными оказались не только тело святителя, но и одежды его, покров и гроб, хотя при открытии склепа и чувствовалась достаточная сырость.

Слух об этом вскоре распространился и стал привлекать ко гробу святителя многих недужных, которые по вере своей получали исцеления.

После жизни

Уже к концу XVIII в. паломничество ко гробу святителя Иоасафа Белгородского достигло таких размеров, что очередной глава епархии епископ Феоктист Мочульский посчитал целесообразным в 1791 г. ограничить доступ верующих к нетленным мощам и приказал закрыть на замок вход в усыпальницу святителя. Но, как гласит предание, святитель явился во сне управителю епархии и строго спросил: «Что ты меня гонишь?» Замок и печать со входной двери усыпальницы были немедленно сняты.

В октябре 1817 г. Белгород посетил император Александр I, свита которого побывала в Свято-Троицком соборе на предмет осмотрения мощей Святителя.

Однако лишь весной 1909 г. была создана специальная комиссия для выработки обоснований причисления епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа к лику святых. Император Николай II, в 1904 г. сам побывавший в Белгороде и при посещении Свято-Троицкого собора склонявший чело перед ракой святителя, полностью согласился с предложением Синода. Торжества канонизации и открытия мощей состоялись 4 сентября 1911 г. в присутствии Великой княгини Елисаветы Феодоровны и Великого князя Константина Константиновича.

Чтут святителя по всей Руси. Далеко от южных русских пределов, в поселке Парголово под Петербургом, было в наши дни воссоздано Михайловское Иоасафовское Братство, действовавшее еще с 1917 г. при построенном там храме во имя Святителя Иоасафа.

17 сентября 2005 г. в Белгороде состоялись торжества, посвященные 300-летию со дня рождения святителя Иоасафа Белгородского.

Белгородцы ежегодно проводят научно-богословскую конференцию «Иоасафовские чтения». В этом декабре они проходят уже седьмой раз.

А большую икону святителя Иоасафа можно увидеть в каждом храме не только Белгородчины, но и соседне-родственной Харьковщины. Еще бы, слобожане чтут святого, обретшего для них и для всего русского православия эту великую святыню - Образ Песчанской Богородицы. Им памятны слова святителя: «Покайтесь, пока этого еще нет, а то потом поздно будет».

http://odnarodyna.ru/articles/14/993.html?print

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Олечко
Все статьи Роман Олечко
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06