«Обители Почаевския Стено Нерушимая» (II)

0
131
Время на чтение 7 минут

Часть I

Почаевская ЛавраО духовных подвигах почаевских монахов здесь знают немало историй. Например, в советское время, уверяют, существовало предписание, по которому Лавра могла бы быть властью прикрыта, если бы хоть на два часа в ней прекратились службы. И был период, когда службу продолжали править всего лишь два схимонаха, сменяя друг друга. Что и спасло обитель от закрытия.

Но и сегодня, оказывается, остается место подвигам веры. В октябре 2003 г. Лавру пыталась захватить группа боевиков во главе с «нашеукраинским» депутатом Червонием (потом - оранжевым губернатором и др., летом прошлого года убиенным молнией): «Лавра повинна належати українцям!» Вопрос защищавших врата обители:«А кому вона зараз належить?» (говоря по-русски, «принадлежит») - повисал без ответа.

Нам же в Лавре встречались священники только с украинскими фамилиями и украинской речью, более того, в соседних населенных пунктах, составляющих основную массу прихожан, проживают, как можно догадаться, именно украинцы. От кого же мечтал освободить Лавру пан-освободитель Червоний? Что это, как не продолжение безумной черной ксенофобии?

К счастью, впавшим в ересь самочиния этого сделать не удалось даже с помощью боевиков. С той поры Почаевскую Лавру охраняет от «освободителей» специальное военизированное подразделение.

Но, однако же:«Радуйся, Еюже истинная вера Волынской стране возвратися», - поется в 8-м икосе акафиста Пресвятой Почаевской Богородице.

А каким же образом возвращается истинная вера?

Покаянием.

О чем и поется в 9-м кондаке того же акафиста: «Всякия отступства и еретическая блуждания покаявшемуся народу земли Волынския отпустила еси, Владычице, и паки источник исцелений от чудотворныя Твоея иконы от следа стопы Твоея на горе Почаевстей в православной Лавре Твоей людем открыла еси, токмо аще покаяние о гресех своих принесут Богу и о Твоей помощи не сумнящеся, возопиют ему: Аллилуиа».

Неужто волынцы сегодня забыли об узах родства и ратной славы воеводы Дмитрия Боброка с Великим князем Дмитрием Донским и его великом стоянии за Русь, о стоянии в вере Иоанна Железо? Неужто их умы совсем запорошены оранжевой, антирусской пропагандой?

«Радуйся, страны нашея щите неодолимый...»

С горы виден находящийся в 4 км Свято-Духов скит. Именно там, в 1232 г., за 8 лет до чудесного явления Богородицы на Почаевской горе, началось иноческое служение под наставничеством архимандрита Мефодия (официальной канонизации не было, но многие молятся ему как святому).

На горизонте - на расстоянии прямой видимости - высится из земли похожая гора с вертикалью явно не природно-естественного происхождения. Да вот не прославленная святостью и явлениями Богородицы. На той горе - действующий женский католический монастырь...

У Лавры есть печатная мастерская, два сада и поля. С этого Лавра получает кое-какой доход. Имеется и коровник.

Пока Сергей Бойко, старшекурсник Почаевской семинарии, харьковчанин, - со знанием дела и проникновенно - рассказывал нам, что монахам разрешается в непостные дни вкушать рыбу, молоко и яйца, мы, запрокинув головы, смотрели на 65-метровую колокольню, построенную в стиле классицизма с 1861 по 1869 гг.

Расставаясь, наш гид попросил нас поклониться мощам преподобного Мелетия Харьковского и святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского Чудотворца, мощи которых покоятся в кафедральном Благовещенском соборе Харькова.

О преподобном Амфилохии

Почти четыре десятка лет назад скончался преп. Амфилохий (Василий Головатюк).

Монахом батюшка стал в 1932 г., уже в зрелом возрасте. В 1950-60-х годах изгонял бесов, стал прозорливым, лечил святою молитвой. Местные рассказывают, что во время Великой Отечественной войны к Амфилохию приходили женщины и спрашивали прозорливца: придет ли муж с фронта. Иногда он благословлял и говорил: придет, придет. А иногда говорил: а ты не плачь, не придет. Так и бывало.

Даже умершего ребенка однажды оживил этот претерпевший немалые лишения и гонения благодатный старец, именовавшийся тогда о. Иосифом.

13 мая 2002 г., при прославлении подвижника как святого и перенесении его мощей в пещеру, где покоятся мощи преп. Иова, православные наблюдали знамение в небесах -белый крест.

Нашему современнику, великому украинскому подвижнику, преподобному Амфилохию, родившемуся 10 декабря 1894 г., а почившему 1 января 1971 г., мы тоже надеемся посвятить особый рассказ.

Пещера преподобного Иова

И все же, как точно и тонко выразился известный русский церковный писатель и паломник А. Н. Муравьев, первоначальную историю горы Почаевской следует искать «не на высоте скалы» ее, а в глубине ее пещер.

Трудами преподобного Иова Почаев стал в условиях противостояния на Украине католицизма и Православия крепкой твердыней последнего. Подвижник удивительным образом сочетал широкую внешнюю деятельность на благо своей обители и Украинской Православной Церкви с тайными аскетическими подвигами. Защищая монастырь в судах от натиска униатов и составляя расходившиеся по всей Украине антиуниатские полемические сочинения, преп. Иов в то же время периодически уединялся для сугубой молитвы в расположенной под монастырем тесной скальной пещере. Однажды его первый биограф и преемник по игуменству Досифей в течение двух часов созерцал дивный свет, исходивший из этой пещеры во время молитвы там подвижника.

10 ноября 1651 г. преподобный Иов преставился, будучи уже столетним старцем. Через 7 лет после своей кончины преподобный несколько раз явился во сне митрополиту Киевскому Дионисию Балабану и повелел открыть свои мощи.

К храмовой пещере, где покоятся в раках мощи двух столпов Почаевских - препп. Иова и Амфилохия - ведет длинная колоннада, украшенная написанными в рост святыми, в русской земле просиявшими. Ряд начинается с равноапостольной княгини Ольги, даже с ее предшественников, мучеников Федора и Иоанна, а заканчивается святыми XIX и XX веков - преп. Серафимом Саровским, св. Николаем, архиепископом Японским.

Поклонившись мощам обоих св. отцев, мы, паломники из Харькова, остались ждать очереди в молитвенную пещеру преп. Иова. В эту пещерку вход - через маленькое, кажется, что размером с два кулака, отверстие. В реальности оно немногим-то и больше. И поначалу ты не понимаешь, как туда может проскользнуть взрослый человек.

Здесь перед входом необходимо разуться.

Я первый. Ныряю в полный мрак. Головой вниз, руками вперед. Дыхание перебивается, грудь сжимается при вползании во тьму, сердце колотится от неизвестности, словно хочет выпрыгнуть.

Нащупал иконку, прикоснулся губами, собрался с собой и прочитал три молитвы. Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова - будто ты упал в десницу Господа, она сжала тебя, выжав все лишнее, наносное и уже очистив, вновь возвращает в реальный мир. Прямое, полное, ясное ощущение, что пребываешь пред Лицем Господним, на очень высокой ступеньке близости к Престолу Его. Добравшись и будучи, так сказать, допущенным.

Загадка - как я туда со своей необъятной грудной клеткой проскользнул и обратно выскользнул, для меня осталась непостижимой.

Монахи не велят никому говорить о том, что на самом деле ты видишь в пещерке. И я не буду. Скажу лишь, что успел рассмотреть икону, стоявшую в нише. На иконе преподобный Иов молился Почаевской Богородице. Он молится вместе с каждым, входящим в пещеру.

Успенский собор

Успенский собор Почаевской обители, построенный в 1771-1782 гг. по проекту архитектора Г. Гофмана, знает немало похвал. Уподобляли его вознесенному кораблю, называли грандиозным и парящим. Он и вправду был построен для того, чтобы поразить воображение своей мощью и крылатостью, гармонией и тяжеловесным изяществом.

Высота Успенского собора достигает 56 метров, а стоит он на самой вершине Почаевской горы. Он виден издалека и как бы притягивает, сосредотачивает в себе пространство радиусом более чем в десяток километров. Длина храма - 54, а ширина - 40 метров. Войдя внутрь, мы понимаем, что строители придали ему крестообразную форму, которую нелегко заметить снаружи. Он разделен на три части аркадами столбов или колонн. Как только мы входим в собор через Великие, или Главные, врата, то сразу же замечаем справа киот и ковчег с Цельбоносной Стопой.

Вот здесь, на этом кусочке камня, стояла некогда Пресвятая Богородица, и след ноги Ее отпечатался на камне. И никогда посещение Ее не остается без благодатных последствий: на этом самом месте возник чудотворный источник, не иссякший и поныне. Однако сам камень, из которого постоянно сочится вода, находится ниже уровня пола. Он невидим для телесных очей. Приходящие в Почаев богомольцы, помолившись и поклонившись перед ковчегом, прикладываются к изображению Цельбоносной Стопы, а затем пьют и уносят с собой источаемую ею целебную воду. Они получают ее в серебряных ковшиках из рук иеромонаха, который несет здесь особое послушание и по традиции называется «стопочным». Люди, пришедшие сюда, знают: не раз эта вода служила источником чудесных исцелений от всякого рода недугов.

В Соборе над иконостасом находится еще одна великая прославленная святыня - икона Божией Матери Почаевская. Считается чудотворной, празднование иконе совершается 31 марта, 23 июля и 8 сентября (по юлианскому календарю).

Иконостас (его называют «царским» в память о подарившем его императоре Александре II, посетившем Лавру в 1859 г.) состоит из четырех ярусов. Он устроен в византийском стиле по рисункам архитектора Боссе; иконы его (всего их 33) писаны на медных досках академиками Лавровым, Горбуновым и Васильевым. Иконостас был установлен, а затем освящен 13 августа 1861 г.

Акафист Богородице

Около 1721 г. монастырь вместе с иконой перешел во владение униатов. В 1773 г. лики младенца Христа и Богородицы на иконе Божией Матери Почаевской (написанной по канону «Умиление») были коронованы присланными папой Климентом XIV двумя коронами из чистого золота. В 1831 г. монастырь и икона были возвращены православным, и именно тогда монастырь получил статус лавры.

В униатский период Почаевской Лавры (1721-1832 гг.) засвидетельствовано, по утверждению Русской церкви, 539 чудотворений от иконы. Возвращение Лавры православным отмечено, по преданию, исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой. В память об этом событии установлено еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой.

Мы же поспели к вечерней службе, на которую в Успенский собор собрались для отдания акафиста «Пресвятой Богородице пред Ея Цельбоносною Стопою Почаевскою» все семинаристы, монахи и послушники, а также паломники. Этот акафист звучит не так уж и часто, но нам повезло, мы попали в Лавру в воскресенье.

Дивно осознавать и чувствовать, что стоишь в трех шагах от места, где ступала Божия Матерь, «...яко от лет древних прославила еси место сие богоносное явлением цельбоносныя стопы Ея и Ея Божественнаго образа чудодействием...».

Всякий, кто переступал порог Почаевского Успенского собора, не мог не обратить внимания на бронзовый позолоченный ковчег, находящийся за небольшой латунной оградой у первой колонны справа. Это место невольно притягивает внимание каждого. Окутанное близостью непостижимой тайны, оно словно вобрало в себя горячие молитвы нескончаемого потока богомольцев, текущего сюда уже многие столетия. И вправду, ковчег этот, подобный древнему алтарю, сделанный из толстого, чуть желтоватого стекла с бронзовой крышкой, как будто служит для непрерывно совершающегося здесь таинства - благодатного присутствия Матери Божией. Материальный знак этого присутствия - изображение святой Цельбоносной Стопы Ее на шелковом плате, находящемся на ковчеге.

Даже если пробудешь в Лавре совсем недолго, зачерпнешь благодати изрядно.

Мы ехали на нашей паломнической «Газели» из Почаева, оглядываясь на Лавру, погружавшуюся в закат. Чудесная гора истаивала в небесах...

http://odnarodyna.ru/topics/11/279.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минаков
Меч Евгения Вучетича
50 лет назад скончался выдающийся советский скульптор 
12.04.2024
«Из Белгорода бежать некуда и незачем»
Уроженец Харькова поэт Минаков выразил уверенность, что его родной город вернется в состав России
04.04.2024
О русской ереси «украинства»
Взгляд писателя харковчанина, на проект «Украина-91» с высоты прошедших лет
02.04.2024
О новой книге Ирины Ушаковой
«И русская жизнь воротилась, и русский вернулся народ…»
08.03.2024
Все статьи Станислав Минаков
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 21:54
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:18
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:43
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35