О духовных подвигах почаевских монахов здесь знают немало историй. Например, в советское время, уверяют, существовало предписание, по которому Лавра могла бы быть властью прикрыта, если бы хоть на два часа в ней прекратились службы. И был период, когда службу продолжали править всего лишь два схимонаха, сменяя друг друга. Что и спасло обитель от закрытия.
Но и сегодня, оказывается, остается место подвигам веры. В октябре 2003 г. Лавру пыталась захватить группа боевиков во главе с «нашеукраинским» депутатом Червонием (потом - оранжевым губернатором и др., летом прошлого года убиенным молнией): «Лавра повинна належати українцям!» Вопрос защищавших врата обители:«А кому вона зараз належить?» (говоря по-русски, «принадлежит») - повисал без ответа.
Нам же в Лавре встречались священники только с украинскими фамилиями и украинской речью, более того, в соседних населенных пунктах, составляющих основную массу прихожан, проживают, как можно догадаться, именно украинцы. От кого же мечтал освободить Лавру пан-освободитель Червоний? Что это, как не продолжение безумной черной ксенофобии?
К счастью, впавшим в ересь самочиния этого сделать не удалось даже с помощью боевиков. С той поры Почаевскую Лавру охраняет от «освободителей» специальное военизированное подразделение.
Но, однако же:«Радуйся, Еюже истинная вера Волынской стране возвратися», - поется в 8-м икосе акафиста Пресвятой Почаевской Богородице.
А каким же образом возвращается истинная вера?
Покаянием.
О чем и поется в 9-м кондаке того же акафиста: «Всякия отступства и еретическая блуждания покаявшемуся народу земли Волынския отпустила еси, Владычице, и паки источник исцелений от чудотворныя Твоея иконы от следа стопы Твоея на горе Почаевстей в православной Лавре Твоей людем открыла еси, токмо аще покаяние о гресех своих принесут Богу и о Твоей помощи не сумнящеся, возопиют ему: Аллилуиа».
Неужто волынцы сегодня забыли об узах родства и ратной славы воеводы Дмитрия Боброка с Великим князем Дмитрием Донским и его великом стоянии за Русь, о стоянии в вере Иоанна Железо? Неужто их умы совсем запорошены оранжевой, антирусской пропагандой?
«Радуйся, страны нашея щите неодолимый...»
С горы виден находящийся в 4 км Свято-Духов скит. Именно там, в 1232 г., за 8 лет до чудесного явления Богородицы на Почаевской горе, началось иноческое служение под наставничеством архимандрита Мефодия (официальной канонизации не было, но многие молятся ему как святому).
На горизонте - на расстоянии прямой видимости - высится из земли похожая гора с вертикалью явно не природно-естественного происхождения. Да вот не прославленная святостью и явлениями Богородицы. На той горе - действующий женский католический монастырь...
У Лавры есть печатная мастерская, два сада и поля. С этого Лавра получает кое-какой доход. Имеется и коровник.
Пока Сергей Бойко, старшекурсник Почаевской семинарии, харьковчанин, - со знанием дела и проникновенно - рассказывал нам, что монахам разрешается в непостные дни вкушать рыбу, молоко и яйца, мы, запрокинув головы, смотрели на 65-метровую колокольню, построенную в стиле классицизма с 1861 по 1869 гг.
Расставаясь, наш гид попросил нас поклониться мощам преподобного Мелетия Харьковского и святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского Чудотворца, мощи которых покоятся в кафедральном Благовещенском соборе Харькова.
О преподобном Амфилохии
Почти четыре десятка лет назад скончался преп. Амфилохий (Василий Головатюк).
Монахом батюшка стал в 1932 г., уже в зрелом возрасте. В 1950-60-х годах изгонял бесов, стал прозорливым, лечил святою молитвой. Местные рассказывают, что во время Великой Отечественной войны к Амфилохию приходили женщины и спрашивали прозорливца: придет ли муж с фронта. Иногда он благословлял и говорил: придет, придет. А иногда говорил: а ты не плачь, не придет. Так и бывало.
Даже умершего ребенка однажды оживил этот претерпевший немалые лишения и гонения благодатный старец, именовавшийся тогда о. Иосифом.
13 мая 2002 г., при прославлении подвижника как святого и перенесении его мощей в пещеру, где покоятся мощи преп. Иова, православные наблюдали знамение в небесах -белый крест.
Нашему современнику, великому украинскому подвижнику, преподобному Амфилохию, родившемуся 10 декабря 1894 г., а почившему 1 января 1971 г., мы тоже надеемся посвятить особый рассказ.
Пещера преподобного Иова
И все же, как точно и тонко выразился известный русский церковный писатель и паломник А. Н. Муравьев, первоначальную историю горы Почаевской следует искать «не на высоте скалы» ее, а в глубине ее пещер.
Трудами преподобного Иова Почаев стал в условиях противостояния на Украине католицизма и Православия крепкой твердыней последнего. Подвижник удивительным образом сочетал широкую внешнюю деятельность на благо своей обители и Украинской Православной Церкви с тайными аскетическими подвигами. Защищая монастырь в судах от натиска униатов и составляя расходившиеся по всей Украине антиуниатские полемические сочинения, преп. Иов в то же время периодически уединялся для сугубой молитвы в расположенной под монастырем тесной скальной пещере. Однажды его первый биограф и преемник по игуменству Досифей в течение двух часов созерцал дивный свет, исходивший из этой пещеры во время молитвы там подвижника.
10 ноября 1651 г. преподобный Иов преставился, будучи уже столетним старцем. Через 7 лет после своей кончины преподобный несколько раз явился во сне митрополиту Киевскому Дионисию Балабану и повелел открыть свои мощи.
К храмовой пещере, где покоятся в раках мощи двух столпов Почаевских - препп. Иова и Амфилохия - ведет длинная колоннада, украшенная написанными в рост святыми, в русской земле просиявшими. Ряд начинается с равноапостольной княгини Ольги, даже с ее предшественников, мучеников Федора и Иоанна, а заканчивается святыми XIX и XX веков - преп. Серафимом Саровским, св. Николаем, архиепископом Японским.
Поклонившись мощам обоих св. отцев, мы, паломники из Харькова, остались ждать очереди в молитвенную пещеру преп. Иова. В эту пещерку вход - через маленькое, кажется, что размером с два кулака, отверстие. В реальности оно немногим-то и больше. И поначалу ты не понимаешь, как туда может проскользнуть взрослый человек.
Здесь перед входом необходимо разуться.
Я первый. Ныряю в полный мрак. Головой вниз, руками вперед. Дыхание перебивается, грудь сжимается при вползании во тьму, сердце колотится от неизвестности, словно хочет выпрыгнуть.
Нащупал иконку, прикоснулся губами, собрался с собой и прочитал три молитвы. Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова - будто ты упал в десницу Господа, она сжала тебя, выжав все лишнее, наносное и уже очистив, вновь возвращает в реальный мир. Прямое, полное, ясное ощущение, что пребываешь пред Лицем Господним, на очень высокой ступеньке близости к Престолу Его. Добравшись и будучи, так сказать, допущенным.
Загадка - как я туда со своей необъятной грудной клеткой проскользнул и обратно выскользнул, для меня осталась непостижимой.
Монахи не велят никому говорить о том, что на самом деле ты видишь в пещерке. И я не буду. Скажу лишь, что успел рассмотреть икону, стоявшую в нише. На иконе преподобный Иов молился Почаевской Богородице. Он молится вместе с каждым, входящим в пещеру.
Успенский собор
Успенский собор Почаевской обители, построенный в 1771-1782 гг. по проекту архитектора Г. Гофмана, знает немало похвал. Уподобляли его вознесенному кораблю, называли грандиозным и парящим. Он и вправду был построен для того, чтобы поразить воображение своей мощью и крылатостью, гармонией и тяжеловесным изяществом.
Высота Успенского собора достигает 56 метров, а стоит он на самой вершине Почаевской горы. Он виден издалека и как бы притягивает, сосредотачивает в себе пространство радиусом более чем в десяток километров. Длина храма - 54, а ширина - 40 метров. Войдя внутрь, мы понимаем, что строители придали ему крестообразную форму, которую нелегко заметить снаружи. Он разделен на три части аркадами столбов или колонн. Как только мы входим в собор через Великие, или Главные, врата, то сразу же замечаем справа киот и ковчег с Цельбоносной Стопой.
Вот здесь, на этом кусочке камня, стояла некогда Пресвятая Богородица, и след ноги Ее отпечатался на камне. И никогда посещение Ее не остается без благодатных последствий: на этом самом месте возник чудотворный источник, не иссякший и поныне. Однако сам камень, из которого постоянно сочится вода, находится ниже уровня пола. Он невидим для телесных очей. Приходящие в Почаев богомольцы, помолившись и поклонившись перед ковчегом, прикладываются к изображению Цельбоносной Стопы, а затем пьют и уносят с собой источаемую ею целебную воду. Они получают ее в серебряных ковшиках из рук иеромонаха, который несет здесь особое послушание и по традиции называется «стопочным». Люди, пришедшие сюда, знают: не раз эта вода служила источником чудесных исцелений от всякого рода недугов.
В Соборе над иконостасом находится еще одна великая прославленная святыня - икона Божией Матери Почаевская. Считается чудотворной, празднование иконе совершается 31 марта, 23 июля и 8 сентября (по юлианскому календарю).
Иконостас (его называют «царским» в память о подарившем его императоре Александре II, посетившем Лавру в 1859 г.) состоит из четырех ярусов. Он устроен в византийском стиле по рисункам архитектора Боссе; иконы его (всего их 33) писаны на медных досках академиками Лавровым, Горбуновым и Васильевым. Иконостас был установлен, а затем освящен 13 августа 1861 г.
Акафист Богородице
Около 1721 г. монастырь вместе с иконой перешел во владение униатов. В 1773 г. лики младенца Христа и Богородицы на иконе Божией Матери Почаевской (написанной по канону «Умиление») были коронованы присланными папой Климентом XIV двумя коронами из чистого золота. В 1831 г. монастырь и икона были возвращены православным, и именно тогда монастырь получил статус лавры.
В униатский период Почаевской Лавры (1721-1832 гг.) засвидетельствовано, по утверждению Русской церкви, 539 чудотворений от иконы. Возвращение Лавры православным отмечено, по преданию, исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой. В память об этом событии установлено еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой.
Мы же поспели к вечерней службе, на которую в Успенский собор собрались для отдания акафиста «Пресвятой Богородице пред Ея Цельбоносною Стопою Почаевскою» все семинаристы, монахи и послушники, а также паломники. Этот акафист звучит не так уж и часто, но нам повезло, мы попали в Лавру в воскресенье.
Дивно осознавать и чувствовать, что стоишь в трех шагах от места, где ступала Божия Матерь, «...яко от лет древних прославила еси место сие богоносное явлением цельбоносныя стопы Ея и Ея Божественнаго образа чудодействием...».
Всякий, кто переступал порог Почаевского Успенского собора, не мог не обратить внимания на бронзовый позолоченный ковчег, находящийся за небольшой латунной оградой у первой колонны справа. Это место невольно притягивает внимание каждого. Окутанное близостью непостижимой тайны, оно словно вобрало в себя горячие молитвы нескончаемого потока богомольцев, текущего сюда уже многие столетия. И вправду, ковчег этот, подобный древнему алтарю, сделанный из толстого, чуть желтоватого стекла с бронзовой крышкой, как будто служит для непрерывно совершающегося здесь таинства - благодатного присутствия Матери Божией. Материальный знак этого присутствия - изображение святой Цельбоносной Стопы Ее на шелковом плате, находящемся на ковчеге.
Даже если пробудешь в Лавре совсем недолго, зачерпнешь благодати изрядно.
Мы ехали на нашей паломнической «Газели» из Почаева, оглядываясь на Лавру, погружавшуюся в закат. Чудесная гора истаивала в небесах...