Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Обители Почаевския стено нерушимая»

Станислав  Минаков, Одна Родина

10.12.2009

Книги, посвященные русским святым, донесли до нас сведения о преподобных угодниках Киево-Печерской Лавры, из среды которой вышли и первые насельники горы Почаевской, расположенной сегодня в Тернопольской области Украины. Лавра эта, как и другие две (Киево-Печерская и Святогорская), располагающиеся сегодня на территории Украины, посвящена Успению Богородицы, а свой самый высокий монастырский статус получила в 1833 г. «Нерушимая Стена» - это одно из образных имен Богородицы, уделом которой определена, как учат святые отцы, наша Русь. И в самом деле, Почаевская Лавра является Западным форпостом Русского Православия, устоявшего в многовековой борьбе с католицизмом и унией.

По преданию (ибо никаких письменных документов не сохранилось), около 1240 г. появились на Почаевской горе, спасаясь от татарского погрома, уцелевшие киевские иноки. Сюда, прежде всего, следует отнести преподобного Акиндина, архимандрита Печерского. Правда, он скончался в 1235 г., но это было только за год до нашествия монголов на Русь, как раз в ту пору, когда в Киевских Печерах по преимуществу должны были жить и подвизаться святые отцы, застигнутые нашествием Батыя, в том числе и блаженные иноки, бежавшие от этого нашествия и, вследствие этого, основавшие на Волыни обитель Почаевскую.

У истока многих русских обителей стоит чудо - явление самой Пресвятой Богородицы или же особое Ее присутствие. Это явление, даруется ли оно одному или нескольким, становится как бы незримым краеугольным камнем, полагающим начало общежительной жизни монахов. На долгие последующие века служит оно знаком чудесного избранничества учрежденной обители, свидетельством небесного покрова и благоволения, распростертого над нею Царицей Небесной. Не обошло такое благоволение и заступничество Матери Божией и той горы, которую облюбовали для себя первые добравшиеся сюда иноки. Еще в древности место это сделалось чудодейственным и благодатным, несущим на себе невидимый знак избранничества. И пронеслась в народе молва: «Поча Діва творити чудеса». И, по мнению некоторых исследователей, в живой разговорной речи «Діва» утратило начальный звук «д» и конечный «а», и так из двух слов «Поча Діва» возникло одно - Почаїв.

Через Кременец и Великие Бережки


О Почаевской обители мне легче рассказать на основе впечатлений от личной поездки, хотя побывать здесь мне довелось лишь однажды.

Ровенская область заканчивается Дубненским районом, а дальше начинается Тернопольская область - с Кременецкого района. Весь этот участок покрывают великолепные леса. А перед самым въездом в Кременец появляются очень красивые высокие холмы, поляны и луга, напоминающие альпийские.

...За Кременцом, через несколько километров, мы (12 человек) на микроавтобусе свернули направо, в деревню Великие Бережки. Остановились неподалеку от нее - на взгорке с огромными реликтовыми соснами, которым по нескольку сотен лет. Внизу открылась межхолмовая чаша с озерком.

При въезде в Великие Бережки вдалеке мелькнула на горизонте Почаевская Лавра, стоящая на отдельной горе с плоской вершиной. Гора эта выпирает из равнины, словно пуп земли, и сверкает в воздухе золотыми куполами. Мне много раз доводилось бывать в русских Лаврах, но впервые возникло ощущение, что святый град парит в синеве - словно Небесный Иерусалим.

Утренний туман и сверкающая роса на траве в бору реликтовых сосен, падающие сквозь стволы ранние солнечные лучи чем-то напомнили пейзажи грека Куинджи.

Великие Бережки стоят на речке Иква. И с моста, что на въезде в село, Лавра видна вдали очень хорошо. Постояв недолго на берегу Иквы, мы полюбовались далекой Лаврой, словно предвосхищая ее. Есть особое томление в медленном приближении к вожделенной цели.

Места эти называют по обыкновению «Волынской Швейцарией». Это - «Кременецько-Почаївський державний історико-архiтектурний заповідник».

В городке Кременец немало и православных, и католических храмов. Много надписей, в том числе на кафе и магазинах, на польском языке - для постоянно приезжающих сюда польских туристов.

В крепости на кременецкой горе, куда мы поднялись, все надписи продублированы: на украинском и польском языках. Сверху Почаевскую Лавру видно на горизонте очень хорошо, хотя Почаевская гора - высотой всего 60 метров.

Когда мчались уже на Почаев, остановились у креста в селе Кулики. В селах Западной Украины есть замечательный и непривычный для восточно-украинского глаза обычай - ставить поклонный крест на главной дороге, ведущей через село. Миновать поклонный крест невозможно. Кресты любовно окружают изящными оградками, украшают иконками, цветными лентами, цветами. Контраст - разителен. В селах Левобережья пока еще можно увидеть преимущественно бетонные, увы, обезличенные, монументы на братских могилах Великой Отечественной войны, устанавливавшиеся в тяжкое послевоенное время. Кажется, есть прямой смысл и селам Восточной Украины перенять прекрасную крестопоклонную традицию, и, похоже, традиция установки крестов у въезда в населенные пункты уже возрождается по всей православной Руси.

В Куликах тоже протекает река Иква, в которой плавают лебеди. От новенькой часовенки, стоящей прямо на бережке, к нам подошли селяне: «Тількі-но капличку освятили!»

«Гора Почаевская»

Известно, что Волынь - древнейшая среди христианских земель Древней Руси; вслед за первопрестольным Киевом, одной из первых она была бы вправе отмечать тысячелетие своего крещения. По преданиям, западная часть нынешней Волыни уже в конце IX в. входила в епархию равноапостольного Мефодия, простиравшуюся от Моравии до волынских рек Буга и Стыри. Что же касается самой древней Волыни, то ее земля прославилась целым рядом известных святых. Таковы св. Ярослав Изяславич, князь Владимиро-Волынский (+1096); преподобный Стефан II, епископ Волынский (+1094); св. Амфилохий Печерский, епископ Владимиро-Волынский; преп. Никола Святоша, в миру Святослав Давидович, князь Луцкий (+1142); святой Андрей Юрьевич Боголюбский, бывший короткое время князем Пересопницким на Волыни (+1174), св. Петр, игумен Ратненский, впоследствии митрополит Московский (+1326) и другие.

Не забудем и волынского воеводу Дмитрия Боброка-Волынского, из рода Гедиминовичей, сыгравшего со своей засадной волынской дружиной переломную роль в Куликовской битве. Между прочим, женат воевода был на родной сестре Великого князя Московского Дмитрия Ивановича (Донского).

Древний Почаев основан в 1450 г. Но сам город мы так и не посмотрели, влекомые основной целью - Святой Лаврой, куда сразу и оправились всей паломнической группой.

Троицкий собор Лавры расположен у главного входа в Лавру, но он самый молодой, построен к 300-летию дома Романовых. В его интерьере потрясает огромное паникадило в старинном стиле, отлитое в форме короны, подаренное императором Николаем II, мучеником. Собор построен по проекту московского архитектора Щусева в 1906 - 1911 гг. в древнерусском стиле: приземистый, с широким барабаном, одним мощным куполом, напоминающим богатырский шелом. Над тремя вратами - красивые мозаики: Спас Нерукотворенный, Почаевская Богородица и Голгофа - выполненные по эскизам Николая Рериха.

Мы сразу, почти инстинктивно, потянулись в Троицкий. На церковнославянском читал Евангелие молодой русоволосый батюшка, и по говору было слышно, что он - уроженец здешних мест. Нас вместе с иными паломниками набралось человек тридцать, и все мы попали под опеку пожилой худощавой, очень активной и столь же доброжелательной женщины, руководившей коллективным пением и вовлекавшей в этот процесс всех.

Батюшка, завершив читку, обратился к нам со словом. Затем погрузил большую кисть в ведро со святой водой (о происхождении воды читайте ниже) и брызнул на собрание. И первое же его движение, то есть первая же капля произвела мощное воздействие: моложавый мужчина лет тридцати пяти стал кричать, стонать, подвывать. А священник продолжал его окроплять. Тот упал и продолжал сипеть и биться. Поскольку мы стояли как бы полукругом, я видел его лицо в первые моменты попадания на него агиасмы (так по-гречески называется освященная вода).

Другой случай исхождения нечистой силы мы наблюдали уже во дворе Лавры. На лавочке у монастырской ограды, стоявшей над обрывом, лежала худая женщина стонала и кричала криком, тоже каким-то непостижимым, не так, как стонал бы больной или раненый человек. То есть каким-то «душевным» криком. Две ее подруги, склонявшиеся над ней, прижимали к ее сердцу иконку и что-то выговаривали, но, как показалось, не молились. Это продолжалось достаточно долго. Когда мы выходили затем из пещер, она, молча, обессилев, все еще лежала на той же лавочке. Из находившихся неподалеку богомольцев, туристов, зевак и просивших подаяние монашествующих из других обителей, кажется, мало кто обращал на такие события пристальное внимание. Здесь это - почти что норма жизни. Ведь именно за этим сюда и едут, и идут уже почти восемь столетий - исцеляться.

«Похвало Почаевская и всего мира Надеждо и Утешение»

Исчерпывающе и взволнованно речет 2-й кондак акафиста Пресвятой Почаевской Богородице: «Видевше пустынницы почаевстии и простец Иоанн босый Пресвятую Богородицу на скале во огненном столпе явльшуюся, след стопы Ея налобызаху и водою, зде камени истекшею, окропляяся, вопияху Богу: Аллилуиа».

Это событие - явления Богородицы в огненном столпе инокам и простому человеку Иоанну Босому - произошло, как считают, в 1240 г. След от стопы Приснодевы остался на камне и сохраняется и поныне, сам по себе наполняется святой целительной водицей, которую здесь и поныне иноки собирают в специальные резервуары, делясь с прихожанами и паломниками.

400 лет камень со стопою Богородицы был под открытым небом. Только в 1649 г. над ним была построена деревянная церковь на средства помещиков-благотворителей Федора и Евы Домашевских.

А в XVIII в. с проезжавшим мимо Лавры польским графом Николаем Потоцким, словно во исполнение библейского пророчества «и созиждут сынови инороднии стены твоя и царие их предстояти будут тебе» (Исайи 60, 10), произошло такое событие.

Безудержный в своем магнатском произволе, он, за то, что лошади отчего-то всполошились, понеслись и опрокинули коляску, решил застрелить своего кучера. Только и успел извозчик повернуться в сторону видневшегося на горе монастыря и обратиться с молитвой к Божией Матери - и... осечка: первый, второй и третий раз! Взбешенный Потоцкий был ошарашен: он смотрел то на свой пистолет, ещё ни разу не подводивший его, то переводил взгляд на полумертвого от страха кучера, то на силуэт монастыря. Чудо это произвело на графа огромное впечатление: придя к Чудотворному Образу Богородицы Почаевской со слезами покаяния, пал он на колени и обещал посвятить свою жизнь монастырю, заботиться о приумножении его величия и славы. И в 1771 г. на месте древних храмов он начал возводить Успенский собор, украшающий Лавру и поныне.

Чудотворная

Святую икону привёз на Волынь из Константинополя греческий митрополит Неофит. Путешествуя по Волыни, митрополит для отдыха остановился в имении Урля у благочестивой православной помещицы Анны Гойской. Погостив несколько дней, митрополит благословил и оставил ей за оказанное гостеприимство икону Пресвятой Богородицы. В 1597 г. в имении Анны Гойской произошло чудо - от иконы Богородицы исцелился ее слепорождённый брат Филипп.

От новоявленной чудотворной иконы стало происходить много чудес. Анна Гойская решила отдать икону монахам, живущим на Почаевской горе. В том же году икона была перенесена в Почаев, и монастырю были подарены земляные наделы, что утверждало официальное существование монастыря.

Так Царица Небесная увековечила Свою славу ещё одной святыней: Почаевской чудотворной иконой, которая находится с тех пор в Успенском Соборе над Царскими вратами в звездообразном киоте. С 6 до 8 утра ее на голубых лентах (есть специальное устройство) опускают из-под купола (она висит высоко над алтарем, дабы обезопасить ее от алчных «чуждопосетителей») и паломники, прихожане прикладываются к ней.

А мы подошли к левой от алтаря нише, к иконе Киево-братской, написанной по просьбе Киево-Печерской братии. Это - увеличенная копия иконы Почаевской Богородицы. Слева и справа от киота, в который оправлена икона, стоят сложенные крест-накрест костыли, оставленные здесь исцелившимися. Первый случай исцеления новых времен произошел, по рассказам, в 1911 г. Есть свидетельства исцеления 1999-го года. В 2003 г. здесь оставлена алюминиевая палка, на которую опиралась пожилая женщина.

Последнее явление Богородицы

В 1675 г. войско турецкого султана Магомета IV под предводительством визиря Кара-Мустафи вошло в русские земли, уничтожая все на своем пути.

Пятидесятитысячный отряд конницы турок и татар под командованием Нурредина, следуя ко Львову, подступил к стенам Почаевского монастыря. Монастырь в то время не имел ни крепостных стен, ни сторожевых башен, как это изображается на позднейших гравюрах, и за его деревянной оградой скрывалось множество мирных беженцев.

Ранним утром 5 августа турки пошли на штурм. Игумен монастыря о. Иосиф (Довромирский) вместе с братией и беженцами начали служить акафист перед чудотворной иконой Матери Божией Почаевской. И в небесах явилась Царица Небесная с распростертым омофором в руках, с небесными Ангелами и преподобным Иовом Почаевским, прилежно молящимся Богородице «да не предаст в неволю монастыря», где он был когда-то игуменом. Их увидели и сами турки и стали тотчас пускать в них стрелы. Но стрелы возвращались и поражали самих стрелявших. Нападающие пришли в ужас и замешательство, их охватила паника и они бросились бежать.

Между тем ободренные такой помощью немногие православные защитники Почаева успели кое-кого пленить. Согласно Лаврским летописям, несколько пленников после этого остались в обители, приняли христианскую веру и до конца дней своих пробыли здесь на монастырском послушании.

«Против лжемудрований Запада непреоборимый защитниче и поборниче»

О знаменитом подвижнике канонического православия преподобном Иове - урожденном Иоанне Железо, родом с Коломийщины, подписывавшемся «Иоанн Железо, игумен Почаевский», что родился в 1551 г., а почил 28 октября 1651 г. - в другой раз расскажем более обстоятельно.

Богу было угодно явить в этом крае великого святого, каким стал знаменитый духовник князя Острожского и многих других - преподобный игумен Иов, чья жизнь и подвиги и поныне остаются самой яркой страницей в истории Почаевской обители.

Именно преподобный Иов создал Почаевскую типографию. Сохранилось одно из его изданий с впечатляющим названием - «Книга Иова Железа, Игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная», в 1889 г. опубликованное под заглавием «Почаевская Пчела». Здесь нас поражают два точных образа: с одной стороны, красноречивая фамилия преподобного, Железо (что он и подтвердил в активном стоянии против Ватикана и унии), с другой - определение «пчела», очень точно описывающее самозабвенное духовное и хозяйственное трудолюбие этого прославленного инока, столь поражавшее его современников.

http://odnarodyna.ru/topics/11/278.html?print




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме