Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Искать согласия и сотрудничества

Протоиерей  Всеволод  Чаплин, Русь Державная

05.12.2009

Наш собеседник - председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

 – Отец Всеволод! В этом году наш Святейший Патриарх благословил Вас возглавить один из самых важных Синодальных отделов Русской Православной Церкви по взаимоотношениям Церкви и общества.

 Поскольку «Русь Державная» постоянно на протяжении уже шестнадцати лет подробно освещает эту тему в каждом номере газеты, мы будем рады, если Вы согласитесь регулярно выступать на наших страницах с важнейшими вопросами нашей современной жизни.

 Сегодня «Русь Державную» читают и в правительстве, и в Государственной Думе, в широких кругах нашей общественности, в многочисленных приходах нашей Церкви в России, странах СНГ и Дальнем зарубежье.

 Расскажите, пожалуйста, об основных задачах возглавляемого Вами отдела.

– Наш отдел выполняет несколько основных  функций, определенных в Уставе, утвержденном Священным Синодом Русской Православной Церкви. Это участие Церкви в обсуждении законопроектов, наблюдение за законотворческим процессом и соответственно взаимодействие с органами законодательной власти - с Государственной Думой, с Советом Федерации, с органами законодательной власти всех стран канонической территории нашей Церкви.

Это и взаимодействие по особому благословению Святейшего Патриарха с некоторыми органами исполнительной власти. В первую очередь это касается законотворческого процесса. В частности, мы ведем интенсивные переговоры с Министерством экономического развития по новому законопроекту о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения.

Вторая сфера деятельности – это взаимодействие с православными и светскими общественными организациями самого разного типа. Это, в частности, профсоюзы, предпринимательские сообщества, политические партии, культурные объединения. Кстати, в ближайшее время мы будем проводить важное мероприятие с партией «Справедливая Россия». Будем изучать соотнесение Основ социальной концепции Русской Православной Церкви и других церковных документов – с одной стороны, и программных документов этой партии – с другой.

Естественно, ведется диалог с партией «Единая Россия», есть определенный контакт с ЛДПР, партиями право-либерального толка, немножко сложнее строятся отношения с КПРФ, хотя мы к контактам открыты. В частности, мы приглашали представителей КПРФ на панихиду, которая совершалась 4 ноября, в День Казанской иконы Божией Матери, в День народного единства. Была идея послужить панихиду о жертвах революции и Гражданской войны с тем, чтобы на ней присутствовали и молились прямые и политические потомки красных и белых. КПРФ специально рассматривала вопрос. Но в итоге белых пришло много, были участники ассамблеи Русского мира, члены Российского дворянского собрания. А из потомков красных был только Вячеслав Алексеевич Никонов, хотя он скорее пришел как глава фонда «Русский мир».

Мы тесно взаимодействуем с миром культуры, с творческими объединениями, с отдельными авторами и творческими коллективами. Практически каждый день приходится рассматривать по нескольку документов, касающихся тех или иных культурных проектов, участвовать в культурных мероприятиях.

Особую задачу я вижу в том, чтобы как можно сильнее консолидировать усилия наших православных общественных организаций. Их у нас достаточно много. Они работают в разных областях жизни государства и общества. Но основной проблемой являются их разобщенность и нежелание сильных личностей работать друг с другом.

Мы участвуем в подготовке визитов Святейшего Патриарха в российские регионы и страны СНГ, в организации крупных мероприятий, таких как встречи Святейшего Патриарха с молодежью. Его Святейшество особое внимание сейчас уделяет двум периодам года. Это май, когда отмечается праздник Славянской письменности и культуры, и ноябрь, когда отмечается праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства. В эти два периода у нас и будут проходить основные церковно-общественные мероприятия: конференции, форумы, творческие конкурсы и фестивали. Мы стараемся, чтобы эти периоды церковного и светского года наполнялись активным участием православных мирян в большом количестве мероприятий, проходящих в Москве и регионах России.

 – Вы очень точно подчеркнули важность консолидации православных общественных организаций. Это крайне важно и тем более, сегодня. Вы вскрываете действительно всеобщую болезнь. Никто не хочет объединять усилия. Многие предпочитают копать свой огород ржавой лопатой, а не впрягаться в плуг. А если кто и предлагает впрягаться, то при условии, что он будет коренным, а остальные в пристяжных.

 Если руководство нашей Церкви поможет объединению усилий мирян, то вопрос этот рано или поздно будет решен.

– Надо проводить встречи общественных православных организаций, планировать их работу, вместе думать о разделении труда между ними, рассматривать их инициативы. Многие из этих инициатив поступают к Святейшему Патриарху и к нам в отдел. Мы рассматриваем и стараемся поддерживать их, иногда – скорректировать те или иные проекты. В начале декабря открывается Форум православных женщин. Здесь тоже нужна консолидация.

Иногда непросто найти общий язык между представителями разных поколений, разных культурных слоев общества, людьми разной политической ориентации. Искать согласия и сотрудничества между ними нам необходимо, потому что без этого мы никогда не превратимся из сообщества групп и группочек в настоящий православный народ, у которого будет свое православное общественное действие, а в нем мы все с вами нуждаемся: и страна, и Церковь.

 – Хотелось бы вспомнить сегодня осень 1993 г. Первый номер «Руси Державной» увидел свет 7 сентября, в период острого противостояния в обществе. И я хорошо помню эти драматические дни, когда именно Русская Православная Церковь сделала, казалось, невозможное – предотвратила гражданскую войну, которая уже витала в воздухе. Владыка Кирилл, который по сути дела возглавлял переговорный процесс, его мудрость, талант дипломата способствовали примирению сторон, поиску мирного разрешения кризиса. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об этих трагических временах.

– Многое пришлось пережить. Я тогда участвовал в обеспечении этого переговорного процесса, в подготовке материалов. Приходилось ездить в Белый дом, общаться с администрацией президента. Было понятно, что ничем хорошим это противостояние не кончится, и было очевидно, что с обеих сторон есть крайние силы. Когда я бывал в Белом доме, то слышал крики: «Пошли брать Кремль!», «Повесим Борьку на Спасской башне»…

С другой стороны были люди, которые тоже буквально потирали руки в жажде силовой расправы с теми, кто находился в Белом доме. Учитывая большое количество агрессивно настроенных людей, можно было предположить, что возможны столкновения, но в то же самое время было очевидно, что существовала еще более страшная опасность – начало гражданской войны по всей стране.

И то, что Господь отвел эту опасность, – это великое благо. Здесь повлияли и молитвы Патриарха и народа перед Владимирским образом Божией Матери, который впервые за многие годы был принесен в Богоявленский собор из Третьяковской галереи. Сыграла свою роль позиция нашей Церкви. Сейчас некоторые считают эту миссию неудачной. Но мало кто знает, что договоренность фактически была достигнута, что позволило сохранить, как один, так и другой властный орган. Но нашлись люди, которые считали, что надо полностью избавиться от оппонентов. Именно поэтому кровь пролилась именно тогда, когда уже был найден путь к тому, чтобы ситуация разрешилась миром и обе противостоящие группы сохранили бы свое участие в будущей композиции власти.

В этих условиях радикалам оставалось только одно: сорвать эти договоренности и перейти к силовым действиям.

И анафема тем, кто прольет кровь, явно проявилась в политической и личной судьбе тех, кто перешел к пролитию крови.

 – Всемирный русский народный Собор – детище Святейшего Патриарха Кирилла. Эта организация очень много делает в самых разных областях для достижения мира и согласия в нашем обществе.

 Мне довелось принимать участие во всех тринадцати Соборах и освещать их на страницах «Руси Державной». Какие задачи удается решать в результате этих форумов?

– Действительно, Святейший Патриарх в бытность свою митрополитом и председателем Отдела внешних церковных связей стоял у истоков Всемирного Русского Народного Собора. Среди большого количества общественных инициатив, которые поступали к нему, возникла идея проведения Всемирного русского конгресса. Владыка Кирилл тогда сразу выделил эту идею и решил, что ее необходимо мощно поддержать. Критиковали эту идею очень многие. Это был 1993 год. У власти были люди, которым слова «русский» и «собор» очень мало нравились. Шли разговоры о том, что Церковь сращивается с национал-коммунистическим движением. Внутри Церкви тоже были негативные мнения: говорили, что это, мол, за мирская инициатива, кто эти малоизвестные люди? У них нет материальных средств, нет власти, что нам с ними возиться? Тем не менее, идея эта была поставлена на хорошую организационную основу, и я считаю, что путь пройден очень интересный и полезный.

Сколько общественных организаций у нас за эти годы исчезло, сколько ушло в небытие самых громких инициатив людей, у которых было полно денег и власти? Все это исчезло в пучине истории, и никто уже не вспомнит даже названия этих инициатив и организаций.

Всемирный Русский Народный Собор живет очень активной жизнью. Мне думается, что в первую очередь он ценен как место встречи людей разных поколений, разных взглядов и политических убеждений. Вместе эти люди могут поднять наиболее значимые для России темы и донести свое мнение до всего народа.

Поднимались темы самые разные: русский язык, ядерные вооружения как щит России, русская школа, образование, государственная политика в отношении детей и молодежи, русские как разделенный народ, культура, экономика, этика предпринимательства и т.д. Поднимаются темы, которые волнуют все наше общество. В следующем году стоит, наверное, вернуться к теме образования, поскольку президент объявил 2010 год Годом учителя, и темы образования, идеала учителя будут активно обсуждаться в обществе.

Собор показал свою способность формулировать идеи, которые, может быть, критикуются, но затем принимаются и властью, и обществом.

Последняя из такого рода идей – это борьба с алкоголизацией народа. С самого начала у этой идеи появилось немало критиков. «Ничего у вас не выйдет, – говорили одни, – нет у вас сил побороть привычку к пьянству». Другие говорили, что это не дело Церкви, ваше дело – молиться в храмах, а не вмешиваться в сферу торговли и иные сферы жизни общества.

Мы видим, что многие предложения Всемирного Русского Народного Собора пробили себе дорогу в жизнь, и я надеюсь, что и эти предложения найдут свой отклик и у власти, и у широких слоев общества.

 – С первых шагов своего патриаршего служения Его Святейшество мудро и энергично повел церковный корабль в самую гущу общественных проблем. Мне приходится часто беседовать с нашими известными политиками, иерархами нашей Церкви и священнослужителями, общественными деятелями, писателями, учеными, и я вижу, как люди выражают глубокое уважение и понимание важнейших шагов нашего Патриарха. Вы были участником многих его поездок, и мне бы хотелось, чтобы Вы поделились своими впечатлениями об историческом визите его Святейшества на Украину.

– Визит был очень и очень нужным. Люди ждали Святейшего Патриарха на Украине в самых разных областях. Было очень много людей в Киеве, в Киево-Печерской Лавре, в Донбассе, в Крыму, в Почаевской Лавре.

Но меня больше всего поразило, сколько людей пришло в тех областях, которые многие называют полностью потерянными, изначально раскольническими, униатскими и т.д.

В Луцке встречали Патриарха многие тысячи людей, хотя утверждалось, что там будут только раскольнические демонстрации. Во Владимире-Волынском, в Зимненском монастыре огромные скопления верующих людей приходили, чтобы помолиться и пообщаться со своим Патриархом.

Да, были демонстрации протеста. В основном это были пикеты, организованные двумя организациями: «Партией свободы» Тягнибока и «УНА-УНСО». Это были очень немногочисленные группы: человек по сто –сто пятьдесят, где-то - двадцать–тридцать и того меньше. Как правило, это были люди, явно организованные: либо молодежь, представляющая один и тот же вуз или училище, либо типичный провинциальный партийный актив среднего возраста.

Люди, которые приходили приветствовать Святейшего, были самые разные, и их было всегда во много раз больше, иногда в десятки и сотни раз. Это очень радует.

В Ровно на встречу пришли несколько тысяч человек – в том самом Ровно, куда, как нам говорили, вообще ехать не стоит. Когда Святейший Патриарх планировал из Крыма лететь в Ровно, представители украинских властей говорили ему, что ездить туда нельзя, что там невозможно обеспечить его безопасность. И Патриарх вынужден был лететь в Киев. А там в аэропорту по телевидению мы увидели, как люди встречают Патриарха в Ровно, пришли даже местные католики. Видя такую любовь народа, Святейший Патриарх принял решение не поддаваться уговорам властей и ехать в Ровно.

Для меня самым ярким впечатлением от этого визита была горячая вера народа и его искреннее желание помолиться и пообщаться со своим Первосвятителем. Были места, где люди стояли по всему маршруту следования Патриарха, выходили из своих домов в городах, в селах. Было абсолютно очевидно, что этих людей никто не заставлял выходить.

 – Отец Всеволод, Вы недавно были избраны в Общественную палату Российской Федерации. В решении каких вопросов Вам придется участвовать?

– Я надеюсь, что в Общественной палате будут проявлять внимание к поддержке простого человека, часто бесправного перед лицом органов власти, работодателей, криминала, к таким важным вопросам, как нравственный элемент в образовании и воспитании, охрана исторического и культурного наследия России, внесение нравственного элемента в законодательство и практику нашей государственной власти.

 – Все наше общество потрясло убийство православного священника отца Даниила. И это далеко не единственный случай. Мне кажется, надо внимательно проанализировать причины этих убийств и всем миром предпринимать какие-то меры. Мне помнится, была Вами как-то высказана инициатива создания православных народных дружин для оказания помощи правоохранительным органам.

– У нас православная страна. В России много православных общественных организаций, и я думаю, что мы имеем все основания для того, чтобы быть хозяевами положения в своей стране и, в частности, не давать преступным силам нарушать мирный ход жизни наших сограждан, в том числе мирный ход деятельности наших приходских общин.

Конечно, свою роль, прежде всего, должны сыграть правоохранительные органы, но в тех странах, где есть террористическая угроза, где велика опасность для людей со стороны криминала, правоохранительным органам помогает весь народ. Возьмем, к примеру, Израиль, Соединенные Штаты. Там в случае опасности общество очень быстро самоорганизуется, встает на защиту жизни людей и своего образа жизни. У нас этого нет. Часто общественные структуры, которые участвовали в правоохранительной деятельности, сами превращались в полукриминальные.

Я думаю, что должна быть разработана и государством, и обществом какая-то общепонятная и корректная с правовой точки зрения модель участия людей в обеспечении безопасности друг друга. Без этого угроза безопасности наших граждан будет оставаться довольно серьезной.

В стране большое количество молодых людей, которые болтаются без дела, так и не находя себе достойного применения.

Наш Президент говорил о том, что молодежь уходит в пагубный мир алкогольных и наркотических иллюзий, в экстремистские группы, в криминал. Это происходит не в последнюю очередь потому, что они не чувствуют себя хозяевами своего жизненного пространства, своих жизненных планов и изнывают от бессмысленности собственной жизни. Чтобы этого не было, нужно дать возможность людям, особенно молодым, стать хозяевами собственной судьбы, уметь соорганизовать свое пространство экономически, управленчески, самим решать все то, что за них сегодня пытаются решать коррумпированные чиновники и национальные диаспоры. Пока люди оказываются бесправными и не могут брать ответственность за то, что происходит в их собственном доме, в их собственной жизни, у нас и будет такой пагубный, ложный выбор между наркотиками и водкой – с одной стороны и экстремистской группировкой – с другой стороны.

 – Здесь, как мне кажется, мы опять подходим к тому, о чем вы говорили в самом начале нашей беседы – о координации деятельности православных общественных организаций.

– Я надеюсь, что эта консолидация у нас будет лучшей. В этом как раз одна из задач Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.

 – Мне помнится Ваш решительный ответ на заявление ряда мусульманских лидеров с требованием о необходимости на основании международных норм о правах человека убрать из герба России христианские символы.

 Требовать убрать изображение Креста из герба России – это то же самое, что требовать убрать православные соборы из Кремля. А сегодня депутат Госдумы от КПРФ додумался до того, что требует убрать слово Бог из гимна России. Как все это понимать?

– Сергей Волобуев недавно нашел верный выход из дилеммы - православная или многоконфессиональная страна. Он говорит о том, что Россия является православной многоконфессиональной страной. Я бы согласился с такой трактовкой. Да, у нас есть в обществе люди других вер и убеждений, и мы столетиями живем с ними в мире. Их чувства должны нами уважаться. Но и для западного человека, и для адекватно мыслящего человека в России очевидно, что в центре нашей истории и культуры, в основе нашего образа жизни – православная культура и православная модель поведения. Поэтому абсолютно естественно, что в нашем государственном гимне упоминается Бог, на коронах на нашем гербе есть крест, в центре Кремля стоят православные соборы, и говорим мы на том языке, который в значительной степени создан православным богослужением. Да, у нас есть в обществе и те, кому не нравятся ни эти соборы, ни слово Бог, ни русский язык, ни то, что у нас православный менталитет, но мне думается, что эти люди все-таки должны признать очевидное и не пытаться силой довести свою экзотическую для России точку зрения до уровня общегосударственной позиции. Все, что противно воле народа, долго не устоит. Об этом говорит  история петровских реформ, советских и постсоветских преобразований. Вреда от попытки привить нашему народу то, чего он не хочет, всегда было и всегда будет много.

 – Недавно вся наша страна отметила новый праздник – День национального единства. Мне кажется, что у него большое будущее, тем более что праздник Казанской Божией Матери, который празднуется в этот день, был до революции государственным праздником.

– Я надеюсь, что День народного единства мы всегда будем праздновать вместе – люди разных политических убеждений и люди разных религий. Но праздновать так, чтобы мы чувствовали единство своей истории и чувствовали единство народа поверх любых различий и любых попыток изменить менталитет народа, к чему нас призывали в 90-е годы и бесполезность чего была уже много раз доказана историей.

 Беседу вел Андрей Печерский




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме