"Царя" не признали

Фильм Павла Лунгина вызвал полемику в православной среде

Царь 
0
586
Время на чтение 3 минуты
Кадр из фильма "Царь"Наверное, Павла Лунгина искренне удивляет критика, раздающаяся в адрес его "Царя" с некоторых православных интернет-ресурсов. Ведь если и была у режиссера цель, так это высказаться в защиту Церкви - показать необходимость паритета церковной и государственной власти, а также недопустимость использования авторитета слова Божьего в сомнительных политических целях.

Петр Мамонов в роли Ивана Грозного четко дает понять, что "игумен земли Русской" из него совсем никуда негодный, а Олег Янковский в роли митрополита Филиппа, которого царь извел за то, что тот старался сдержать высочайшую паранойю, выглядит настоящим мучеником. Конечно, при желании в картине можно найти массу недостатков. Митрополит почти безгласен и даже пассивен. Царь же выглядит абсолютно умалишенным, так что непонятно, как он вообще был способен чем-либо управлять.

Между тем они спорят как раз о роли любви к ближним в управлении государством. Митрополит просит царя явить милосердие, ведь без любви все его усилия тщетны. Царь возражает в том духе, что отвечает перед Богом не только за себя самого, но за каждого ближнего в отдельности и за всех ближних вкупе. И вообще любая власть - от Бога, и митрополиту лучше помолчать. Этот разговор на одной ноте продолжается на протяжении всего фильма, за это время несложную аргументацию оппонентов можно выучить наизусть. Учитывая, что герои Мамонова и Янковского были умнейшими людьми своей эпохи, все эти дискуссии смотрелись бы действительно однообразно и нестерпимо, если бы слово не было подкреплено делом. Митрополит славен посильным проявлением созидания - строит мельницы по чертежам Леонардо да Винчи и воспитывает сиротку. Царь отбирает у него девочку с улыбкой людоеда и делает гадости, в том числе и митрополиту, с такой энергией, что совершенно неясно, как у него хватает сил и времени на что-то другое, например, на дела государственные.

Еще с фильма "Остров" нам известно, что молитва на экране чудеса творит: помолился старец - и хроменький мальчик костылик отбросил, все поверили, что фильм про "божественное". В "Царе" другой, более эффективный механизм визуального воздействия - пытки и казни. Ничто так не удерживает зрителя, как зрелище физических издевательств. Потому в фильме пытка перемежается с молитвой - это, может быть, и не рецепт вечной жизни, но почти стопроцентно успешного привлечения внимания к своему кино. Но намерения у Лунгина все-таки были самые благие. И фильм вполне вписывается в русло постепенного сближения Церкви и государства, но без заискивания первой перед вторым.

Отдельной строкой нужно отметить случай, кажется, беспрецедентный в истории отечественного игрового кино, - участие в съемках представителя духовенства. Царского шута, представляющего, как и положено шуту, смеховой образ царя и показывающего миру его подлинное сатанинское нутро, сыграл Иван Охлобыстин - в прошлом, как и Петр Мамонов, знаковая личность перестроечной культуры рубежа 1980-1990-х, сценарист, режиссер и актер, выступавший под псевдонимами Иван Чужой и Леопольд Роскошный, а ныне - московский православный священник отец Иоанн. Вид беснующегося батюшки вряд ли несет людям добро, но для оценки этого есть духовник и собственная совесть. Российская политика давно оценила возможности лицедейства и пожинает плоды успеха с конца 1990-х, участвуя в концертах, сериалах и юмористических шоу. Ведь смеющаяся власть, как писал Бахтин, - это единственное, перед чем бессильна народная смеховая культура. Полагаю, не за горами очередной выпуск "Пусть говорят", темой которого станет участие лиц духовного звания в шоу-бизнесе.

Если оставить идеологические выпады в адрес Павла Лунгина со стороны ярых почитателей личности Ивана Грозного и критику священнослужителями лицедейства Ивана Охлобыстина, то главная претензия к фильму не в том, о чем он рассказывает, а в том, как Лунгин это делает.

А делает он это так, как всегда, грубо и плоско, не задумываясь по поводу нюансов и выбора киноязыка, адекватного той или иной истории, зато с полной уверенностью в собственных силах. Лунгин неизменно чуток к идеям, носящимся в воздухе, но еще как следует не осознанным другими. Эта самая злободневность и обеспечивает широкий интерес, несмотря на то что настоящая целевая аудитория у Лунгина всегда небольшая. Пожалуй, подлинного Лунгина мы видели только раз в его первом фильме "Такси-блюз", в 1990 году вскипевшем пеной на волне утробной ненависти, питаемой интеллигенцией к "быдлу", которому была отдана в полное распоряжение на годы советской власти. Не похоже, что за 20 лет это ощущение ушло, но акценты теперь совершенно другие. Если в начале 90-х Петр Мамонов безмерно страдал из-за твердых кулаков и железной идейности шоферюги, от имени народа мучающего талантливого музыканта, то теперь сам Мамонов в роли Ивана Грозного от имени Всевышнего с упоением мучает свой народ. Признаки тоталитарного сознания с апелляцией к высшим силам проявлялись у Мамонова с легкой руки Лунгина еще в "Острове". Там, пользуясь внезапно свалившейся благодатью, старец Анатолий ничтоже сумняшеся вершил судьбы людей, а те от страха и пикнуть не смели. Лично меня до сих пор беспокоят судьбы героини Нины Усатовой, получившей от старца совет распродать хозяйство и отправиться в Париж на поиски мужа, которого та считала погибшим.

Забавно, что многие критики фильма "Царь" предыдущую работу Лунгина, напротив, хвалят: хотя и в ней было много несуразностей - начиная от механического, произвольного переноса старинного жития на конец XX века. На самом деле Лунгин ни в этот, ни в прошлый раз не сделал ничего такого, чего бы не делал всегда. Чтобы убедиться в этом, надо просто поинтересоваться его творческой биографией.

http://religion.ng.ru/printed/233908
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Царь
Как Лунгин научит нас Родину «любить»!
Профессор Валентин Семёнов об антирусском сериале известного режиссера
03.04.2015
Второе счастье Охлобыстина
Иерей Александр Шумский считает, что деятельность скандального актера-священника создает очень нехороший прецедент в Церкви
17.05.2014
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45