itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Святой Румвольд Бакингемский, покровитель убиенных младенцев

0
159
Время на чтение 6 минут
За последние 35 лет варварского XX века только в одной Англии было убито в материнских утробах более 6 миллионов невинных младенцев - это своего рода новый холокост. К сожалению, мы не можем писать иконы этих безымянных мучеников, пострадавших от эгоизма наших современников и крещенных собственной кровью в этот век нового избиения младенцев. Но возможно написать икону одного из их святых покровителей - святого Румвольда, жившего, подобно нам, в то время, когда православное христианство и язычество существовали бок о бок. Каким же был этот святой?

Нам известно очень мало о святом Румвольде (также Румбольд, память: 3/16 ноября - преставление, 28 августа / 10 сентября - перенесение мощей), жившем в VII веке. И это не потому, что о нем сохранилось мало письменных свидетельств, как это часто бывает, а потому, что он умер, когда ему было всего три дня от роду. Имя святого Румвольда впервые упоминается в древнем английском календаре, датируемом примерно 1000 годом, а самый ранний из семи говорящих об этом святом документов, относящихся к позднему средневековью, датируется примерно 1100 годом. Подробности, которые передает этот документ, свидетельствуют о том, что он опирается на ранние предания, но, как это часто бывает с поздними источниками, факты, относящиеся к святому, нельзя принимать на веру. Поэтому приходится углубляться в его содержание и правильно интерпретировать его, чтобы открыть для себя содержащиеся в нем истины. Именно это мы и попытались сделать.

Святой Румвольд родился около 650 года (возможно, в 653 году), когда в Англии хотя и шел процесс христианизации, но большая часть страны все еще была погружена в язычество. Скорее всего, мать святого Румвольда была христианкой и дочерью воинствующего язычника короля Пенды Мерсийского (королевство Мерсия занимало нынешний район Мидлендс), убитого в ноябре 654 года в битве недалеко от города Лидс. Пенда был виновен в гибели первых двух христианских правителей королевства Нортумбрия - святого Эдвина в 633 году и святого Освальда в 642 году, а также благочестивого христианского короля Восточной Англии Анны в 654 году. Отцом святого Румвольда был, вероятно, Этельвальд - правитель Дейры (графство Йоркшир) и сын уже упоминавшегося нами святого короля Освальда[1]. По словам преподобного Беды Достопочтенного, Этельвальд был мятежником, связанным с королевством Мерсия, и правил как марионетка Пенды. Отец Этельвальда принял мученическую смерть от своего собственного тестя. Как бы странно это ни казалось, но этот династический брак с дочерью языческого короля в то время был логически оправдан: он должен был послужить установлению мира и единства между двумя соперничавшими соседними королевствами. Промыслительно, что дочь язычника Пенды, искренняя христианка, обратила в христианскую веру своего мужа - бывшего язычника Этельвальда, сына святого короля и мученика Освальда. Нас не должно это удивлять, поскольку в то время все общество так же, как и отдельные семьи, было разделено на христиан и язычников.

Однажды осенью приблизительно 650 года эта королевская и уже христианская чета отправилась в путь из Йоркшира на юг. Мерсийская принцесса, носившая во чреве своего первенца, собиралась вместе с супругом и его свитой проведать своего престарелого отца. В середине VII века такого рода поездка могла иметь политический характер. Возможно, чета искала убежища: в 651 году Дейра, королевство Этельвальда, была отвоевана у Нортумбрии. Королевская чета и их свита, двигаясь на юг по римской дороге, прибыли в римо-британское поселение Уолтон на границе запада и востока (в нынешнем графстве Нортгемптоншир). Отсюда им предстояло двинуться на восток к мерсийскому королевскому дворцу. Уолтон, находящийся в миле от бывшей деревни Саттон, расположен также рядом с городом Банбери, что на границе графств Нортгемптоншир и Оксфордшир. Из-за события, случившегося здесь, деревня Саттон впоследствии была переименована в Кингс-Саттон. Здесь принцесса во время остановки в пути и родила ребенка в наскоро сооруженной палатке. Примечательно, что младенца крестили сразу после рождения. Почему же крещение совершили над ним так скоро? Возможно, причиной было то, что ребенок родился больным. Но представляется более вероятным, что родители решили крестить младенца пока его дед, язычник Пенда, не воспротивился этому. Согласно источникам[2], мальчика крестили с именем Румвальд[3]. Во время таинства был прочтен символ веры святого Афанасия. Иерея, совершавшего таинство, звали Видерин, он, скорее всего, служил при королевском дворе. Крестным отцом Румвольда стал другой священник, по имени Эдвольд. Затем, как это всегда совершается в Православной Церкви, младенца причастили святых Христовых Таин, о потом была произнесена проповедь на текст из Священного Писания о необходимости христианской добродетели. Румвольд умер на третий день - 3 ноября - и был похоронен своим крестным отцом.

Как видим, эта история не содержит в себе ничего экстраординарного. Разумеется, трехдневный младенец был чист и безгрешен, над ним за три дня совершили три таинства: крещение, миропомазание и причащение. По определению апостола Павла, такой младенец, действительно, должен быть святым. Но, кроме того, все средневековые источники сходятся в том, что в эти три дня короткой жизни святого Румвольда произошло чудо - он заговорил. По меньшей мере, младенец, согласно каждому из источников, произнес: "Я христианин". Если это действительно было так, то становится понятным, почему Румвольда признали святым и почему он сыграл столь важную роль в истории Англии того времени. Это чудо, совершенное внуком такого яростного язычника, как Пенда, должно было дать огромный толчок к христианизации центральной Англии в VII веке. И это совсем не совпадение, что сразу после смерти Пенды его королевство Мерсия приняло христианскую веру.

Через год после преставления святого Румвольда священник Видерин перенес его мощи в окрестности большой деревни под названием Брэкли, ныне в Нортгемптоншире. Здесь, как и в Кингс-Саттоне, существовал святой источник. Еще через два года мощи святого Румвольда перенесли в расположенное неподалеку крупное селение под названием Бакингем, где вскоре появился третий источник святого Румвольда, а также носящая его имя улица. Здесь мощи покоились в раке вплоть до Реформации, к ним приходили многочисленные паломники, от них происходили чудеса. Святой со временем получил прозвание "святой Румвольд (Румвальд) Бакингемский". Почитание святого Румвольда распространилось на территорию современных графств Бакингемшир и Нортгемптоншир. Во имя святого младенца, славного своими чудесами исцеления, было освящено шесть средневековых церквей: одна находилась поблизости, в местечке Ольстроп в Нортгемптоншире, другая - в Колчестере графства Эссекс, по одной в Кенте, Дорсете и Линкольншире, а еще одна - в Ромальдкерке графства Йоркшир. В последнем из этих графств до сих пор существует местечко Ромбальдс-Мур, связанное со святым. На юге Англии, близ Чичестера, некогда существовал населенный пункт Румбольдшайк, а в городе Фолкстон, на востоке страны, рыболовы призывали святого Румвольда в своих молитвах и не ложились спать в "Румбалову ночь". Помимо этого, во многих местах улицы назывались в честь святого Румвольда: название "улица святого Румбальда" не является редкостью.

Что же могло послужить столь широкому почитанию? Одним из правдоподобных объяснений будет следующее: один из первых епископов Йорка, проведший много времени в странствиях, святитель Вилфрид (633-709) распространил почитание святого. Это было возможным не только на его епископской кафедре в Йорке, но и в Линкольншире, где существующая и поныне церковь во имя святого Румбальда освящена в Сток-Дойле, расположенном лишь в миле от основанного святителем Вилфридом монастыря в Ондле. Будучи апостолом Сассекса (королевство южных саксов), святитель Вилфрид принес сюда почитание святого Румвольда. Из Сассекса оно могло распространиться на запад в Хемпшир (где фамилия "Румбольд" является весьма распространенной) и Дорсет, а также на восток, в Кент. А давно уничтоженная церковь "святого Румвальда", стоявшая на главной улице Колчестера графства Эссекс, была, возможно, разрушена во время возвышения Мерсии над Эссексом во второй половине VIII века при мерсийском короле Оффе.

В 2000 году была составлена православная служба святому Румвольду. На старом церковном кладбище в Бакингеме сохранился мемориал, на котором написано: "Рядом с этим местом в старой церкви Бакингема хранилась рака с мощами святого младенца Румвольда, который жил и умер около 650 года".

Таким нам представляется житие святого Румвольда. Чистый и безгрешный младенец, родившийся на пересечении границ трех графств - Нортгемптоншир, Оксфордшир и Бакингемшир, воспринявший всего за три дня три таинства, святой Румвольд стал настоящим объединителем королевств и крестителем центральной Англии. И сегодня этого невинного и святого младенца нельзя не почитать как покровителя и заступника всех невинно убиваемых каждый день младенцев в чудовищном холокосте под названием аборты.

Протоиерей Андрей Филлипс,

Перевел с английского Дмитрий Лапа
"Orthodox England". N 5 (2)



[1] В именах трех поколений членов этой королевской семьи есть корень -вольд- (или -вальд-), что значит "сила": Освальд, Этельвальд, Румвольд. В древней Англии люди повторяли один и тот же корень в именах членов семьи из поколения в поколение.

[2] В источниках позднего средневековья, к сведениям которых, однако, надо относиться критически, говорится, что святой Румвольд уже через несколько часов после своего рождения трижды провозгласил себя христианином (еще не будучи крещеным!), попросил себя окрестить, сотворил чудо (перед крещением!), свободно цитировал Священное Писание, символ веры святого Афанасия, а во время своего крещения сам произнес потрясающую проповедь и изрек пророчества о тех местах, где будут впоследствии лежать его мощи.

[3] Имя Румвольд может произноситься и как Румвальд, Румбольд и Румбальд.

http://www.pravoslavie.ru/put/32685.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Филлипс
Развязка на Украине и великое очищение Церкви
Фиаско Запада на Украине завершается
11.03.2024
От Руси до Руси – от Распутина до Путина
Семь эпох в истории Руси
30.12.2023
Кеннеди: 60 лет со дня гибели
Даже если этот Человек ушел, его духовное завещание должно быть исполнено
22.11.2023
Мироточит икона трех святителей русской эмиграции
Мироточение даёт нам надежду на то, что, несмотря на наши грехи, Господь помилует нас
25.09.2023
За заблуждениями следует катастрофа
Мир заблуждений против реального мира
28.06.2023
Все статьи Протоиерей Андрей Филлипс
Последние комментарии