itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Самобытность - основа единства

Подходят ли для нас американские стандарты?

0
164
Время на чтение 6 минут
Если мы, народы и религиозные общины России, сохраним себя и друг друга ради страны, которая стала общей нашей судьбой - то тогда мы сохраним и отстроим нашу страну. Сила нашей самобытности в то же время является силой нашего единства. Если мы поймём это и реализуем, мы все победим. Если нет - все проиграем.

Символика нового праздника

С 2004 года 4 ноября стало государственным праздником, именуясь Днём народного единства и Днём примирения и согласия. День народного единства - это, в первую очередь, память о 1612 годе, когда собранное со всей страны ополчение освободило Москву от оккупантов. День примирения и согласия - это в связи с 7 ноября, которое было главным праздником Советского государства, а после распада СССР стало "водоразделом" между гражданами страны разных политических воззрений.

Смещение даты понятно. С XVII века 4 ноября являлось почитаемым в России праздником, установленным в честь Казанской иконы Божией Матери, прибывшей под стены занятой поляками Москвы в рядах казанского ополчения. Это был праздник в честь общенародного единения ради спасения Отечества, в честь сохранившей независимость и целостность страны победы, одержанной самим народом.

Появление нового праздника новой России стало следствием принятой руководством страны концепции государственного строительства: формирование гражданского общества как сознательного единства многонационального поликонфессионального населения на основе общих ценностей. Ценностей, традиционных для российских народов. Дата была выбрана знаковая. Во-первых, несмотря на православный характер праздника (не будем забывать, что до 1917 года в Российской империи православие было государственной религией), он был посвящён борьбе, общей и для православных, и для мусульман. В рядах казанского ополчения под стены Москвы пришли татарские мусульманские отряды. Неправославные народы России вообще принимали участие во всех её войнах и испытаниях. Во-вторых, сама эта борьба воплощает столь важный для будущего России символ: сознательный выбор самого общества, самого народа подняться и сплотиться ради Отечества. Силами самого общества российская государственность в Смутное время была спасена и возрождена.

Актуальны и персонализированные символы исторического события: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Посадский купец и служилый дворянин. В наших сегодняшних понятиях - предприниматель и человек государственной службы.

Казалось бы, символами этого праздника можно четко обрисовать вектор дальнейшего развития гражданского общества в России, его объединяющей идеи: одна страна, одна судьба, одни ценности.

Либеральный миф

Но на самом деле некоторая часть российской политической и околополитической элиты в такой объединяющей идее понимает нечто отличное от "нашей религии и наших традиций", на которые ссылается в своих выступлениях как на опору модернизации и возрождения страны Президент. Сложившийся ещё в 1990-е конгломерат занимающих подчас серьёзные должности политиков, политологов-технологов и медиа-бомонда придерживается этакого светско-либерального мировоззрения и настроен противодействовать "торжеству клерикализма" в России. Под единством народа понимается гражданская идентичность, но и только. Реже прямые, а чаще косвенные ссылки на Соединённые Штаты (в Европе единого гражданского сознания как не было, так и нет, несмотря на все "Лиссабонские договоры") показывают, что подразумевается нечто вроде американской civil religion - "гражданской религии", объединяющей всех и вся вокруг культа оплота демократии, возможностей и прав человека.

Однако миф "американской религии" (история которого в его нынешнем виде, на самом деле, гораздо короче ему приписываемой) был, похоже, окончательно похоронен итогами последних президентских выборов в США, хотя сей факт пока ещё не признан "официальной наукой". За Барака Обаму голосовали миллионы американских граждан, ценящих свою гражданскую идентичность, но явно не желающих расставаться с этнокультурной и религиозной самобытностью. Белые консерваторы, к примеру, отчасти составляли исключение, но тоже показательное - их мотивация голосовать против Обамы была сродни указанной выше мотивации прочих голосовать за него. Светско-либеральная модель, из почтения к консервативному имиджу "традиционной Америки" сохранявшая в устах политиков правого крыла религиозную фразеологию, сама себя загнала в ловушку.

Масс-обескультуривание породило слишком много горючего социального материала, эксперименты с гендерным равноправием (стиранием различий между полами в общественной жизни и заботой о гомосексуалистах), потворствованием сектантству и извращённой политкорректностью, совместно с коммерческим подходом к социальному устройству, привели США в состояние перманентного внутриобщественного конфликта, загоняемого под спуд и при малейшей возможности прорывающегося в самых уродливых формах. Примеров можно вспоминать много: и то, что творилось на блокированном наводнением нью-орлеанском стадионе в 2006 году, и регулярные беспорядки в "цветных кварталах", и не менее регулярные расстрелы в школах, и, наконец, сублимацию американского восприятия безопасности своих мегаполисов и неуверенности в будущем - сцены голливудских блокбастеров с полномасштабными уличными боями между полицией и преступниками на центральных улицах крупных городов или разрушение этих городов монстрами, метеоритами, цунами и землетрясениями (иногда, для разнообразия, - инопланетянами).

Проект "американский клон"

Конечно, прямо о прямом заимствовании западного (американского) подхода к формированию "единой нации" нашими рядящимися в патриотические одежды либералами не говорится. Тем более, что в России "официально провозглашён" курс на самобытность. Но упоминания неких высокоразвитых в технологическом отношении "нормальных стран", где у населения большой материальный достаток, звучат как нечто само собой разумеющееся. Казалось бы, всё то же самое говорят и представители власти: и что материальный достаток населения одна из главных целей, и что конкурентоспособными надо быть, и от взаимодействия с зарубежьем в то же время - никуда. Однако, не надо забывать, что и Медведев, и Путин говорят при этом также о моральном и интеллектуальном развитии общества, конкретно указывая на источник сил главного для страны ресурса - человеческого: сохранение и развитие самобытности, опора на традиции, осознание общности ценностей, судеб и вызовов.

А вот сеть "экспертов" и влиятельных медиа-персон, которые сами в области применения информационных и социальных технологий с Западом давно и плодотворно сотрудничают, упрямо, хоть и неявно (благо технологии и состояние неспособного пока в своей массе их раскусить общества позволяют) пытаются самобытную начинку свести к декоративным фантикам, ограничив дело формированием светской гражданской общности. То, что при этом звучат слова о "едином народе", "одной нации", а то и "одной вере" - воспринимается уже даже как-то угрожающе.

Судите сами: в рамках формируемого влиятельными представителями политического и экспертного пространств подхода предлагается к вопросу самобытных ценностях, а также религиозных и культурных традициях относиться утилитаристски: выделить им факультативную нишу на общественной периферии, ибо для единения граждан в интересах ускоренной модернизации и социально-экономической стабильности они не нужны и даже... опасны (!) как "потенциальные источники конфликтов". В целом же предлагается создавать в России "единое культурное и языковое пространство" на основании "современных стандартов". Ключевой момент здесь - "современные" (в переводе на понятный язык - американские) стандарты. В соответствии с ними языки и культуры нерусских народов низводятся на уровень фольклора (пример - индейцы в США), а стремление самих русских сохранить свою идентичность вообще провозглашается "главной угрозой стабильности". В США, кстати, для христианских консерваторов англо-саксов тоже есть свои резервации - американская глубинка, штаты среднего Запада, где им разрешено самовыражаться в публичном поле (в самых богатых и развитых штатах Атлантического побережья полностью царят либералы).

Для тех, кто пытается выкроить ткань нашей общественной жизни по американским стандартам, любая национальная идентичности - это плохо. Поэтому она должна быть сведена к празднованию сабантуя и масленицы, но не более того. Традиционные религии российских народов при таком подходе вообще должны выполнять декоративную функцию и сфера их влияния должна быть максимально ограничена, потому как исторически самобытность связана во многом именно с ними. Население России должно представлять этакую массу говорящих на одном языке и мыслящих сугубо практическими категориями "граждан". Как будто то, что не получилось в Америке, получится у нас.

Путь в будущее или путь в тупик?

Ясно, конечно, что всё это неосуществимо. Если бы проводники этого подхода мыслили объективно, то легко увидели бы гибельность такого пути. Более верного способа расколоть страну и общество не найти. Однако, пока что поборники (причем отнюдь не кабинетные теоретики) данного "тренда" представляют собой всё ещё активную и могущественную группу. Позиция их стала в последнее время чуть более закамуфлированной, чем раньше (будучи прагматиками, они явно не хотят бросать прямой вызов первым лицам государства), но она не изменилась.

Чтобы не было иллюзий, поясним: смысл масштабного применения манипулятивных технологий западных антропотрегеров может быть только один: попытаться сделать из нашей страны формально суверенный (главное, чтобы такая иллюзия была в умах масс) инструмент, с управляемым, разобщённым потребительским эгоизмом и лишённым духовной опоры населением, сведённым, очевидно, к некоторому минимуму. Ждать от заказчиков такой реальности здравого смысла не приходится, они в колее собственного подхода к жизни и без посторонней помощи вряд ли из неё выберутся.

Не дать подобной реальности состояться можно лишь оправдав символическое содержание Дня народного единения и согласия. Если мы, народы и религиозные общины России, сохраним себя и друг друга ради страны, которая стала общей нашей судьбой - то тогда мы сохраним и отстроим нашу страну. Сила нашей самобытности в то же время является силой нашего единства. Если мы поймём это и реализуем, мы все победим. Если нет - все проиграем.

http://www.win.ru/ideas/2797.phtml
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии