Такие при словах "сестра милосердия" и возникают у современного человека ассоциации (во многом - кинематографические) - война, палата, сестра, склонившаяся над ранеными в лазарете. И удивительно встретить на улице Киева сестру милосердия наших дней - будто сошедшую с исторических полотен и спешащую по своим благим делам. В наше жесткое время, когда для многих добыча хлеба насущного становится почти единственным занятием в жизни, деятельность сестер с крестом на косынке - кажется фантастической. Но и внушающей надежду: есть люди, готовые отдать свое время и свое сердце ближнему.
Милосердие, которое мы потеряли
Первые общины сестер милосердия в России появились к середине XIX века. А уже в Крымской военной кампании 1853-1954 гг. сестры были на фронте. К 1877 году, когда русская армия помогала болгарам сбросить пятисотлетнее турецкое его, в военных действиях принимали участие уже целые отряды хорошо обученных сестер-профессионалов. К началу войны все правительственные учреждения и общественно-благотворительные организации были завалены просьбами женщин (дворянок и крестьянок, мещанок и представительниц известных фамилий) об отправке их в действующую армию сестрами милосердия. Врачи открывали бесплатные курсы по подготовке сестер - в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Чернигове, Полтаве, Курске, Тамбове, Саратове...
В ХХ в. общины сестер милосердия работали уже почти в каждом губернском городе. Как не вспомнить здесь Первую мировую войну, когда сама Императрица Александра посвятила себя заботам о раненых. Пройдя курсы сестер милосердия, вместе со старшими дочерьми - Великими княжнами Ольгой и Татьяной - она по несколько часов в день ухаживала за ранеными в царскосельском лазарете...
Как евангельские Марфа и Мария, сестры Марфо-Мариинской обители соединяли в себе два образа: заботились о нуждах своих подопечных и молились с ними, о них. Сестры работали не ради славы, не ради зарплаты. Они помнили слова Христа: "И кто напоит одного из малых сил только чашею холодной воды... не потеряет награды своей".
И все же в советское время традиция прервалась. На фронтах Отечественной раненых спасали уже "медицинские сестры". Точное старомодное слово "милосердие" незаметно ушло из сферы помощи больным и слабым. А с ним - и само понятие. В наше время иному лежачему пациенту горбольницы, милосердия от сестрички не добиться, не опустив предварительно в карман ее белоснежного халатика мзду-взятку...
Тем важнее возрождающийся институт православного милосердного сестричества.
Желание делать добро
Чуть более полугода назад в Киеве появились первые сестры милосердия. Сейчас их чуть более двух десятков. Конечно, и организационно, и численно киевское сестричество, не в пример, российскому, только-только зарождается. Мало-помалу движение ширится. Так кто же они - сестры милосердия, чем занимаются?
На мои вопросы ответила Наталья Ярошенко - старшая сестра Православного Сестричества Милосердия при Верном Казачестве во имя Святой равноапостольной княгини Ольги.
- Наша деятельность - поездки в дома малютки, акции, которые мы поддерживаем совместно с союзом православных врачей Украины, помощь в сборе средств для трансплантации костного мозга при центре Охраны Материнства и Детства в Киеве, - рассказывает Наталья Владимировна. - Планируем вместе с тимуровцами, привлекая школьников и школьниц, организовывать уход за одинокими стариками. Есть для нас работа и в больницах: медицинской мы не выполняем, но можем принести-убрать, посидеть возле капельницы, помолиться вместе с больным. Хотим организовать постоянный пост сестер милосердия в больницах, где медперсонала сейчас катастрофически не хватает...
- Работаете бесплатно?
- Конечно, мы же - волонтеры. Я все свободное время отдаю этому делу, большинство сестер - студентки, есть среди нас и женщина старше 50 лет. Каждый выбирает себе дело по силам.
- А что нужно, чтобы стать сестрой милосердия?
- Иметь желание делать добрые дела. И... написать заявление.
- Для этого обязательно быть православным человеком?
- Не обязательно. Но мы возрождаем былые традиции милосердия, основываясь на православной вере. Поэтому человек, который будет с нами общаться, попутно будет об этом больше узнавать...
- Важны ли возраст и профессия? Надо ли для этого быть медиком?
-Большинство из нас не медики. Но как раз сейчас организовываются медицинские курсы сестер милосердия. Совместно с руководством катехизаторских курсов Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры мы проведем элементарную медицинскую подготовку для того, чтобы наши сестры, при необходимости, могли оказывать минимальную помощь. Такие знания всегда нужны...
- Одежда сестры должны быть особенной? Зачем вам форма?
- Форму носим - по желанию. Надевая ее, показываешь, что открыто исповедуешь Христа, Православие. Даже своим внешним видом несешь эти ценности. Это важно. Кроме того, это красиво и романтично.
- Но сама форма - традиционная? Такую носили сестры в первую мировую войну?
- Нет, в нашем сестричестве она более современная. Однако шилась форма по мотивам той, старинной. Это платье, которое надевается и завязывается, как халат. Его можно носить поверх одежды. Желтый цвет - чтобы не пугать детей белым халатом, ассоциирующимся с больницей и еще потому, что у казачества многие знамена золотистые. Золото - это цвет Божественный, цвет Славы. И вообще желтый цвет приятный, настраивает на положительные эмоции...
- А как стали сестрой милосердия, например, лично вы?
- Я и некоторые девочки уже больше года занимаемся этим делом. Начинали мы при Ионинском монастыре - взяли Благословение, стали ездить в дома Малютки. А потом появились разные направления работы, возникла необходимость создавать структуру. И мы пришли в Казачество. Казаки нам очень помогают, когда проводим акции, а мы - им.
- Вы где-то работаете, как удается совмещать деятельность?
- Я вообще-то домохозяйка и приняла решение - все время у меня будет уходить на сестричество. Поскольку я занимаюсь всеми направлениями, совмещать деятельность сестры с работой просто не получилось бы. Но большинство сестер у нас - работающие...
- Когда идете по улице в одежде сестры, что спрашивают прохожие?
- Большинство стесняется подойти и спросить. Я иногда сама рассказываю. Православные люди, которые видят нас на мероприятиях, более привычны к нашему виду, ведь сестер часто можно видеть в храмах. В основном - на праздниках. Дела в домах Малютки не видны...
- А что вы делаете в домах Малютки?
- В каждом - то, что нам разрешают и то, что там нужней. В одном у нас есть договоренность: мы приезжаем играть с детками - идем с ними на улицу, общаемся, катаем на качелях. Малышам до трех лет очень нужно общение, любовь, которую они не дополучают. Из-за этого дефицита у них потом возникают проблемы с усыновлением. С нами детки учатся потихоньку преодолевать психологическую травму, полученную в детстве: они же все в основном брошенные - "отказные", с тяжелыми жизненными историями... Так, потихоньку, два раза в неделю девочки ездят, и это приносит свои плоды. Педагоги этого детдома довольны, отмечают, что один ребенок стал больше разговаривать, другой - лучше развиваться...
В другом детдоме такой необходимости нет, потому что там больше персонала. Но там, рядом с детдомом, есть храм, и мы каждое воскресенье приезжаем и ведем детей на причастие. Для них это большой праздник! Это действительно очень красивый храм, и дети потом подолгу не хотят оттуда уходить...
- Зачем нужна организация сестер милосердия?
- Для того, чтобы совместно делать добрые дела. Дела милосердия - это дела спасения. Они нужны, прежде всего, нам самим - чтобы быть более чуткими, научиться быть внимательнее к людям. И выполнять Заповедь "Возлюби ближнего своего как самого себя"...
Елена Буевич
http://www.voskres.ru/podvizhniki/buevich.htm