Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Цветная плесень ТВ

Александр  Бобров, Русский дом

13.11.2009

В начале осени стало известно о создании еще одной Комиссии при президенте по формированию (?) международного имеджа страны. Получается, государство есть, а имиджа нет. Хоть бы называли точнее - "по корректировке", "по улучшению".

Но как улучшить пресловутый имидж (русских слов не осталось?) на вывоз, если он столь непригляден в стране? В XXI веке информационных технологий не нужны чиновничьи структуры по навязыванию образа державы - достаточно настроить антенну и посмотреть тот или иной национальный телеканал.

Мы уже писали, что 21 ноября отмечается Всемирный день телевидения. В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН установила памятный день в ознаменование даты проведения первого Всемiрно-го телевизионного форума ООН. Государствам было предложено отмечать его, обмениваясь телевизионными программами, посвящёнными проблемам борьбы за мир, экологии, экономики, социального развития и расширения культурного обмена.

Какой там культурный обмен! К этому времени Российское ТВ уже стало инструментом загребания денег, оболванивания народа, политиканской обработки. Напомним: 1996 год принёс для России пиррову победу на президентских выборах больного Ельцина и его "семьи" с помощью владельцев ТВ-каналов Березовского и Гусинского. Полностью подтвердились слова Владимира Зворыкина, русского инженера, изобретателя ТВ: "Телевидение из чуда превратилось в чудовище". Но он тогда не мог предположить, какие монстры сумеют его захватить!

В ноябре 1954 года ТВ стало ещё и цветастым чудовищем. Регулярное цветное вещание началось лишь через 13 лет. С этим открытием связывалось много радужных планов. Ещё бы! - такие безграничные возможности: передать все краски мiра, все красоты Отечества, все оттенки художественных шедевров и научных открытий в просветительских программах. С полной победой ельцинизма, аккурат ко Всемiрному дню телевидения, все эти планы окончательно лопнули, как цветные надувные шары. Телевидение окончательно стало витриной и сутью общества потребления -сплошной гламур, наглая реклама - политическая и ширпотребская, навязывающая низменные желания.

Чем заполнен телеэфир по преимуществу? "Говорящими головами" тех, кто надоел всем за много лет промывания мозгов, мыльными, в основном милицейскими, телесериалами, скандальными программами, низкопробным юмором.

Зачем для них яркий и образный цвет: передать оттенок пиджака Познера или Петросяна, обстановку типовой кухни, где ведётся бытовой трёп или ночные разборки бандитов? Там вовсе не требуются художники по свету и цвету.

Скандальные и криминальные сюжеты снимаются скрытой камерой - серые силуэты, звуковая и изобразительная грязь.

В американских книгах по телевидению написано, что на долю словесной усвоенной информации - т. е. на слово и смысл! - приходится 17%, а на усвоенный и действенный видеоряд - 83 %. То есть ТВ - это прежде всего картинка. Желательно - пёстрая. Понятно, почему православный уроженец Мурома Зворыкин проклял своё детище. По данным профессора Лос-Анджелесского университета Альберта Меробяна, телевизионная информация, даже в "разговорных передачах, сообщается на 1% с помощью смыслового значения слова и на 38% посредством интонации и модуляции голоса, а на 55 % - через выражение лица и выразительные жесты". Тут важен цвет глаз, улыбка и умелый макияж. Но неужели это было сверхзадачей для изобретателей цветного телевидения?

В зарубежных странах, в отличие от страны нашего дикого капитализма, есть познавательные, яркие каналы, заполненные программами по истории, искусству, природоведению. Иногда мы покупаем такие циклы из жизни животных или истории Древнего мiра. А сами-то о России снять ничего не можем? У нас в исторических фильмах только кровища хлещет или несуществовавший мрак русской жизни разлит.

Куда ни приедешь - обязательно увидишь на ТВ программы о фольклоре, народных традициях и праздниках. А что у нас? Многолетняя и намозолившая глаза заставка канала "Культура", где одноцветно перетекают друг в друга античные, западноевропейские и дворцовые скульптуры, точно отражает его направленность и установку: как можно меньше самобытной, истинно русской, яркой культуры и многонационального фольклора России! Редким исключением после закрытия редакции народного творчества и программы "Русский Дом" вдруг стала передача С.Старостина "Странствия музыканта". В дневное время, когда все деятельные люди работают (или ищут работу), учатся, крутятся в безтолковой городской суете, показали потрясающий ансамбль из Липецкой области. Руководительница его Кристина Иващенко рассказала об уникальном селе Каликино, где существует 12 частушечных напевов, из которых половина - своих, каликинских. И ансамбль запел страдания тягучие - потрясающе! В Липецке они записали студёновские страдания - тоже не по-городскому ярко и первозданно. Какие же россыпи жемчужин народного творчества хранят ещё города и веси России!

Я проводил конкурс "Среди долины ровныя", где выступал ансамбль мордовской диаспоры Москвы, - ух, красота и костюмов, и пения, конечно! Голосищи и манера пения - грудные, глубинные. Почему мы не видим этого многоцветья, не слышим на ТВ вечером, в прайм-тайм? Потом в программе Старостина были ещё беглые, отрывочные сюжеты из Костромской, Вологодской, Тверской областей. Всё торопливо, чтобы уложиться в 30 минут. Зато какой-нибудь Виктор Ерофеев вальяжно сидит на телеканале "Культура" по часу с одними и теми же гостями и говорит всё больше сам и одно и то же. Никакого цвета для этого междусобойчика не нужно.

Век назад философ Василий Васильевич Розанов написал в "Уединённом": "Вовсе не университеты вырастили настоящего русского человека, а добрые безграмотные няни". Да, на примере Александра Сергеевича Пушкина и даже недавно умершего в США Александра Межирова мы видим, что яркие картины русской жизни, образный язык, песни да сказки нянь и стали лучшими университетами поэтов. Нам что, не нужны настоящие русские люди? Нам нечем уже любоваться и гордиться в России, если мы видовые телефильмы у Би-би-си закупаем?

У каждого телезрителя есть много нелюбимых телепередач. Одна из самых раздражающих меня - "Хочу знать" с Михаилом Ширвиндтом. Отпрыск известного актёра с папиными интонациями делает вид, что разъезжает по свету исключительно в интересах любознательных телезрителей. Передача идёт в дневное время, когда у экрана пенсионеры и школьники-лентяи. Ведущий сам признаётся, что письма пишут 15-летние недоросли и пенсионеры, которые не знают, чем заняться. И те и другие за Ширвиндтом не бросятся в дорогущую дорогу. Тогда зачем всё это?

-Как к вам приходят темы? - спрашивает ведущая радиопрограммы у Михаила Ширвиндта.

-В основном из писем. Я, конечно, горжусь тем, что меня спрашивают о том, был ли Бог или нет, но... сюжеты делаю в ответ на прикладные вопросы. Любимое письмо за последнюю неделю: женщина пишет, что собирает магнитики на холодильник, и вдруг она узнала, что это вредно... для холодильника. Естественно, я отвечу. Это прекрасный вопрос. (Да, и такой духовный, познавательный! - А5.)

-Сейчас вы чувство зависти у слушателей вызовете. Они скажут - вот, сидит, жалуется на усталость. Двадцать с лишним стран за семь месяцев - такая жизнь замечательная!

-Прекрасная жизнь! Сам себе завидую. Только дико устаёшь от того, что у тебя семь дней, и за эти семь дней ты ночуешь в восьми гостиницах.

Ну и ради чего, спрашивается, тратить деньги, эфирное время и рекламировать страны, которые и сами вкладывают деньги в свою цветастую рекламу? Например, в одной из передач, подготовленных, конечно, редакторами, Ширвиндта спрашивают о какой-то примете. Он переворачивает вопрос и заявляет: "Поскольку я не знаю ни одной московской приметы, я отправляюсь в Венецию". Очень смешно. Но Ширвиндта тянет в очередную командировку на Запад.

Оказавшись в термальных купальнях Будапешта, он говорит полную чушь: "Добычей термальных вод занималась партия и лично... Леонид Ильич Брежнев..." А чего их добывать? Они изливаются сами и были известны ещё с античных времён, когда Венгрия была провинцией Римской империи и звалась Паннонией. И у нас в стране полно уникальных лечебных мест, целебных грязей и термальных вод - покажите по телевидению, просветите народ.

Между прочим, первый русский курорт возник по повелению энергичного Царя Петра I на Севере - Марциальные Воды в Карелии. Во время сплава по порожистой, красивейшей реке Пистойоки я заговорил у костра с инструктором Андреем, спросил, кто и как рассказывает о Карелии в СМИ, откуда люди черпают информацию, узнают о таких вот потрясающих маршрутах. "По интернету и личным рассказам", - отвечает он не задумываясь. "А СМИ, а телевидение?" - "Нет, если только наше, карельское. А ведь сколько красивых мест у нас!"

Попросил Андрея Двалишвили навскидку рассказать о каком-нибудь ярком, не очень трудном маршруте, привлекательном для неподготовленных туристов. Он тут же принялся говорить про Северное Приладожье, которое знаменито своими "каменными кладовыми" - прозрачными гранитами, нежно-розовыми и других окрасок. Ещё в 1765 году здесь, в районе Рускеала, были открыты месторождения мрамора. Этот бело-серый камень с оттенками от светло-серого до зеленоватого нашли в поросшем хвойным лесом холме совсем недалеко от живописных Рускеальских водопадов. Рускеальский серый мрамор широко использовался при строительстве Исаакиевского и Казанского соборов, Мраморного, Таврического и Зимнего дворцов Санкт-Петербурга. Кстати, зимой там Андрей занимается промышленным альпинизмом, зарабатывает на реставрации. Мраморный карьер действовал до 1939 года, был затоплен, но в настоящее время глубокий каньон обрёл новую жизнь: здесь можно по мрамору покататься, проплыть на лодке сквозь мраморные гроты!

А ещё туристов привлекает то, что в деревне Сяргилахта в Пряжинском районе Карелии, в районе Рускеальских водопадов, проходили натурные съёмки фильма "А зори здесь тихие..." - помните, как там шумит вода при приближении фашистов? Не так давно отмечалось 30-летие фильма режиссёра-фронтовика Станислава Ростоцкого, приезжали актёры Ирина Шевчук и Андрей Мартынов. Они отправились в деревню Сяргилахта - на место съёмок, где ещё стоит огромный дом, запёчатлённый на ленте, а потом выступили в озёрном лагере на Сямозере, где проходил национальный слёт скаутов "Джамбори 100 костров". Какие-то названия чужеродные... Девчонкам из повести и фильма, как и реальным их прототипам, не довелось быть скаутами, но они выполнили свой долг перед Россией на окраинной и живописной её земле, где шли бои местного значения.

Кто сегодня позовёт подрастающее поколение в дорогу? Кто откроет им красоту заповедного края, древних городов и святых мест? Только не нынешнее гламурное телевидение, которое замшело и покрылось цветастой плесенью.

http://www.russdom.ru/node/2181



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме