Каллиграфия в XXI веке: что мы теряем вместе с искусством письма?

0
255
Время на чтение 4 минуты
Когда есть лэптоп и смартфон, не понятно, зачем писать от руки. Но у посетителей и участников международной выставки каллиграфии, которая продлится до 14 ноября в выставочном центре "Сокольники", такого вопроса не возникает. Для них умение писать красиво и четко - это искусство. Более того, религиозное искусство.

Умение писать пером и чернилами не только красивое искусство, но и настоящая духовная ценность. По словам координатора выставки Елены Исаевой, в какой бы стране не жили художники-каллиграфы, они всегда вдохновлялись религиозными и духовными идеями. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в приветственном письме поблагодарил организаторов за поддержание и распространение православной культуры через письменное слово. "Проникновенная красота славянского письма, - отметил Патриарх, - заложенная святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, способна соединить представителей различных поколений".

Важность в мелочах?

Каллиграфия (от греческих слов "каллос" - "красиво" и "графо" - "пишу") - искусство весьма древнее. Мы всегда стремились сохранить о себе память и передать опыт потомкам: для этого, в общем, и было создано письмо. Славянская кириллица, арабская вязь, латинские манускрипты, китайские иероглифы, иудейские свитки - пути развития искусства письма в разных странах. Однако трендом каллиграфия становится именно в наше время, когда новые поколения уже забыли, что такое чистописание, и переходят на клавиатуру.

Дети, которые сейчас учатся писать, не только ничего не слышали про перьевые ручки и гусиные перья, но даже обычную шариковую в руках держат нечасто. Казалось бы, не важно, как ты пишешь, главное - что и кому. Но психологи считают иначе. "Раньше писали перьями, это требовало большей сноровки, и люди были не такими поверхностными", - считает Лариса Дрыгваль, графолог, кандидат психологических наук, специалист Школы Научного графоанализа Инессы Гольдберг.

Наших бабушек и дедушек заставляли выводить каждую линию. А когда человек уделяет много внимания деталям, они становятся для него очень важны. Он больше ценит ритуалы и традиционный уклад жизни, то, как он будет выглядеть со стороны. Для нас сейчас смешно звучит вопрос "Что мне переодеть к обеду?", мы не меняем столовые приборы по числу перемен блюд и вообще к формальностям относимся проще. Не считаем их чем-то жизненно важным. То, что раньше было нормой культуры, теперь исчезло или упростилось. Мы переходим на клавиатуру, а наше мышление становится более поверхностным. В итоге мы меньше держимся за традиции и ритуалы.

Перо и чернила как зеркало души

Связь между почерком, и тем, что происходит в душе человека, - научный факт. Специалисты-графологи изучая почерк многое могут сказать о его личности, характере и внутреннем состоянии пишущего. Все потому, что мелкая моторика пальцев непосредственно связана с мозгом. Когда ребенок учится писать, у него возникает интерес к познанию и учебе, и начинается активное развитие личности. Поэтому каллиграфия может влиять на душу человека. Тренировка в чистописании - хороший психотерапевтический инструмент, чтобы научиться саморегуляции, развить терпение, внимательность к деталям, усидчивость, избавиться от рассеянности. Но тем, кто и так въедается в детали, каллиграфия вряд ли будет полезна. "Тот, кто в повседневном почерке слишком сконцентрирован на деталях, на аккуратности и каллиграфичности, не может на жизненную ситуацию вообще посмотреть более объемно", - объяснила Лариса Дрыгваль..

Художники-каллиграфы тоже говорят о связи руки и внутреннего мира человека. Искусство письма делает нас более целостными. Чтобы заниматься им, нужно полное согласие сердца, ума и руки. "В сердце рождается образ, голова, думает, как его воплотить, и рука начинает писать красивые буквы", - говорит каллиграф Юрий Ковердяяв. А если эти буквы еще и произведение искусства, выполненное мастером, то перо выражает уникальную личность человека в каждой линии. "Вот это мой автограф, - каллиграф из Белоруссии Павел Семченко показывает свою работу по мотивам стихотворений Пушкина "Болдинская осень". - Я человек барокко, и мой автограф - бароккальный, скрипичный. Все что делает человек, не сет на себе отпечаток его личности". Его композиция - сложная игра тонких линий и поворотов - создает ощущение музыкального ритма. Не случайно каллиграфы любят говорить, что музыка и каллиграфия - родные сестры. "Меня никто не сможет повторить, - продолжает художник - эта линия - нажим, мое состояние, так я дышал тут, а тут переключился на пластику мышц, а тут на силу нажал, развернул перо, ничего нигде не поправлял".

Что важнее: красота или гармония?

Мастера-каллиграфы считают, что в наше время каллиграфия - это новый нетривиальный вид искусства. Здесь есть и живопись, и графика, и музыка. Но творчество - это не только сочинение симфоний или стихов. Связать шарф и сварить суп - тоже творческий процесс. "Творческая энергия и необходимость ее воплотить есть у всех, хотя не все сознаются в этом", - считает Юрий Ковердяев. Но когда мы печатаем на клавиатуре, мы ничего не создаем. Мы не преобразуем творчески материальный мир вокруг нас. Отказываясь от письма, мы теряем возможность творить в нашей повседневной жизни.

"Если каллиграф сел и написал на листе слово, он обрадовал сам себя, даже если вокруг некого больше радовать, - говорит Юрий Ковердяев и улыбается. - Каллиграфия воспитывает доброту. Когда делаешь что-то красивое тебе самому это приятно, хочется другим сделать приятное, и людей начинаешь любить".

С точки зрения графологов не все должны писать красиво, каллиграфично. Нас учат с детства, что некрасивый почерк это плохо. Но что делать тому, у кого в почерке выражается нестандартная личность? Каллиграфия - это эстетический стандарт, а эстетами должны быть не все. Корявый почерк еще не говорит о человеке, что он плохой или глупый. Графолог Лариса Дрыгываль уверена: "Надо найти такой способ письма, чтобы человек жил в гармонии с самим собой".

http://www.taday.ru/text/226509.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45