"Вера - это то, что взламывает чувство самоуспокоенности"

0
114
Время на чтение 7 минут
Правящего Архиерея епархии называют Архипастырем, потому что в его обязанности входит духовное окормление вверенного ему церковного народа и духовенства. Мы встретились с Епископом Саратовским и Вольским Лонгином именно как с Архипастырем, чтобы задать ему ряд очень важных для каждого верующего человека вопросов - о том, что такое христианская жизнь, имеет ли она какие-то свои особенности в настоящее время.

- Можно ли говорить о том, что жизнь христианина в XXI веке имеет свои особенности, что она труднее, чем в другие эпохи?

- В каком-то смысле каждый новый период времени сложнее предыдущего, и я думаю, что всегда текущий момент накладывает какие-то свои особенности на жизнь христианина.

Сегодня привычным фоном нашей жизни стали явления, которые некоторое время тому назад были бы просто немыслимыми с точки зрения общественной морали и нравственности. Слишком много соблазнов, причем агрессивно навязываемых, буквально оттаскивающих человека от Христа, от веры. В этом смысле - да, христианину сегодня труднее, чем вчера.

- Играют ли при этом роль современные технологии, современные средства коммуникации?

- Да, конечно, потому что любое техническое достижение - это палка о двух концах. Достаточно тривиальный пример - использование атомной энергии. В том же ряду - Интернет, где можно найти массу полезных сведений или погрузиться в омут полного безобразия.

Состояние нашего современника можно прекрасно описать с помощью такого святоотеческого образа: сегодня человек - как дом с открытыми настежь дверями и окнами, туда входит, кто хочет, и заносится ветром все, что только можно.

С другой стороны, я все же не думаю, что, скажем, две тысячи или сто лет назад было гораздо легче быть христианином, живя в миру. Ведь почему тогда возник феномен монашества? Почему люди уходили из благополучной, казалось бы, христианской империи - в пустыню? Для того чтобы без помех и без компромиссов со своей совестью жить согласно евангельским заповедям. Выбор - за человеком. Выбор есть всегда, но сделать этот выбор может только сам человек. Так происходит сегодня, так было и две тысячи лет назад.

Когда монахи отшельники Египетской пустыни приходили на рынок в Александрию продавать свое рукоделие - сплетенные ими из пальмовых ветвей циновки и корзины,- я думаю, что этот рынок тоже не был местом, где собирались только целомудренные и благочестивые люди. Скорее, наоборот, пустынникам там было трудно. Но у них был какой-то навык, который позволял им не смешиваться с миром. То, что навязывал им мир, не приражалось к их сердцу, и они оставались сами собой.

- А как можно этот навык приобрести?

- Дело в том, что монашество - это очень трудный ежедневный, ежечасный подвиг борьбы со всем тем скверным, недостойным, что есть в человеческом сердце. Подвиг до самозабвения. Недаром отцы говорили: "Дай кровь - и прими Дух". Фраза известная, часто цитируемая, но мало кто задумывается над ее содержанием: отдай все свои душевные и физические силы, трудись не просто до пота, а до крови - тогда ты примешь от Бога какие-то духовные дарования и исправишь свою жизнь. Вот это и есть тот навык, который позволяет оставаться христианином в любых условиях. И это результат самовоспитания, можно сказать, строительства дома душевных добродетелей, к которому призваны не только монашествующие, но все христиане.

Я думаю, что если сегодня человек так же всерьез подойдет к работе над собой, результаты будут те же. Известен такой случай из жития преподобного Серафима Саровского. Один благочестивый монах спросил его: "Почему мы не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники?".- "Потому,- ответил старец,- что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то жили бы как отцы наши, потому что благодать и помощь верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была прежде, ибо, по слову Божию, Господь Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13, 8)". Вот это одна из причин многих проблем современных христиан - у нас решимости меньше. Нам чуть не сказкой уже кажутся жизнеописания мучеников, которые ради Христа шли на смерть, переносили страшные, чудовищные пытки. Нам кажутся неподъемными подвиги святых первых веков христианства - преподобных Пахомия, Антония, которых мы именуем Великими. А ведь дело всего лишь - в стремлении исполнить заповеди. Например, святой Антоний в юности зашел в храм, когда там читалось Евангелие: Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной (Мф. 19, 21). И эти слова настолько его поразили, что он исполнил их буквально: раздал все и ушел в пустыню - решимость, которую сегодня трудно себе представить в современном человеке. Жизнь Марии Египетской - это тоже сверхчеловеческий (не в ницшеанском, а в христианском смысле этого слова) подвиг. Велико было ее падение, но и покаяние было великим. Когда мы читаем ее житие, то просто не можем себе представить: как это можно, чтобы человек переживал не час или два, а 17 лет плакал о своем падении...

Конечно, с решимостью сегодня у людей слабовато. И эта слабость - вовсе не порождение XXI века, в среде христиан она была и раньше. Но со временем это явление усиливается.

- Согласны ли Вы с тем, что сегодня только подвиг делает человека христианином?

- Совершенно согласен.

- А в чем состоит подвиг человека, живущего в миру? Приходилось слышать разные категоричные утверждения, например, "христианская семья может быть только многодетной" и подобное тому...

- Подвиг - сама христианская жизнь, независимо от того, где она проходит - в миру или в монастыре. Ведь что это такое? Это жизнь, в основе которой - заповеди Божии. Для человека неверующего, "внешнего", со стороны она кажется очень тяжелой и почти неприемлемой, потому что он будет видеть в ней только одни запреты: "этого нельзя, этого тоже нельзя, вот это плохо, от этого надо воздерживаться, а здесь вот нужно смириться". В этом смысле жизнь монашеская ("зачем вообще уходить в монастырь, отказываться от возможности иметь семью, есть побольше и повкуснее") и жизнь семейная ("зачем надо отказывать себе в удовольствии пожить "для себя", без детей, или сохранять супружескую верность, хотя обстоятельства "так удачно сложились", ведь "ничего не убудет"") - не противоположны так уж принципиально.

Сегодня для большинства людей жить свободно - это значит жить так, как хочется, добиваться исполнения всех своих желаний. Им в принципе непонятно, когда кто-то свободным же произволением берет на себя какие-то самоограничения. А то, чего мир не понимает, он не хочет и принимать.

Но человек так устроен, что без самоограничения он не достигнет не только духовных высот, но и вообще каких-то результатов в духовной жизни. Поэтому созидание в себе дома душевных добродетелей, о котором мы только что говорили, невозможно без утеснения себя в чем-то. В этом смысле жизнь христианская - по заповедям Божиим, по Евангелию - всегда является подвигом.

Вообще, говоря о том, что есть христианская жизнь, невозможно составить какой-то четкий свод ее правил и признаков. Мы всё всегда пытаемся систематизировать - так устроено человеческое сознание. Нам очень хотелось бы создать для себя некое подобие ветхозаветных заповедей: "Вот это можно, а вот этого нельзя". В этом, кстати, психологическое преимущество многих религиозных систем, в том числе ислама, когда жизнь человека регламентирована, буквально расписана от рождения до смерти. Человеку в каком-то смысле легче так жить. В христианстве же этого нет принципиально. Человек свободен, и он волен выбрать для себя или свободу жизни во грехе, или свободу жизни в Боге. Поэтому мы видим: сколько личностей - столько и путей к Богу, и столько вариантов христианской жизни существует, потому что даже при всей схожести обстоятельств то, что происходит в сердце каждого человека, неповторимо. Поэтому пытаться давать какие-то рецепты раз и навсегда, я думаю, бессмысленно.

Очень часто для современного человека, начинающего христианскую жизнь, как раз это отсутствие готовых рецептов и является "камнем преткновения". Он ищет подробных инструкций. Например, прочитал человек в какой-то хорошей книжке описание чьей-то жизни, чьего-то христианского подвига - и хочет во что бы то ни стало этот подвиг повторить. И он начинает следовать этой книжке буквально, как инструкции при пользовании стиральной машиной, и думает: "А почему же у меня не выходит? Я это сделал, это... a получается не так, как здесь написано".- Ты - другой человек, у тебя другие жизненные обстоятельства, ты по-другому чувствуешь, по-другому думаешь, по-другому воспринимаешь мир, поэтому не можешь брать за основу жизнь другого человека, как матрицу. Но вот взять ее в качестве примера, зная, что жизнь по заповедям возможна,- не только можно, но и необходимо.

И вот что еще очень важно - в своей жизни надо дать место и Промыслу Божию. Господь Сам определит крест, который для человека спасителен и по силам. Например, в семейной жизни - кого-то Он благословляет многочадием, а кого-то нет.

- Что значит известное выражение: "Креста не ищи, от креста не беги"?

- "Креста не ищут и с него не сходят". Это значит, что человек должен нести с благодарностью все, что ему посылает Господь в этой жизни. Крест - символ страданий, испытаний, скорбей.

"Креста не ищут" - это относится к достаточно горячим людям, как правило, неофитам, которым хочется поскорее сделать что-то героическое, выдающееся. Знаете, бывает, что человек молится: "Господи, пошли мне болезнь", или "Господи, дай мне пострадать",- я встречал таких людей. Но дело в том, что горячность - вещь недолгая, она быстро проходит, и все становится сложным: "Караул, я этого понести не могу...". Как правило, за этим следует какое-то внутреннее крушение.

И с другой стороны, за этим предупреждением, что креста не ищут, стоит уверение, что, если Господь Сам посылает какой-то крест,- он всегда по силам человеку. Пусть даже он кажется сверх меры тяжелым и еле переносимым, но, тем не менее, надо понимать, что если Господь дает что-то, то значит, человек сможет это вынести. Надо только искать возможности и просить у Него сил перетерпеть, пережить.

- В житейских ситуациях часто приходится искать компромисс. Как в этом определить меру?

- И здесь тоже приходится сказать, что меру компромиссов каждый человек должен устанавливать для себя самостоятельно. Вот где эта мера? До какого момента это компромисс, и с какого начинается предательство? Трудно дать совет. Но надо понимать, что когда-то с компромиссами придется заканчивать. Один компромисс, второй, третий, четвертый... а потом - отступление от веры. Рано или поздно нужно остановиться.

- В чем причина расслабленности, которая так часто овладевает верующими людьми? Опасен ли для христианской жизни комфорт, к которому мы так привыкли?

- Безусловно, это одна из основных причин того, что воля человека и его решимость ослабевают. Современный человек привык к комфорту, стремится к тому, чтобы все и всегда в его жизни было хорошо, удобно - и хочет, чтобы такой же комфортной, удобной была и его духовная жизнь. Тогда он приходит на исповедь и, вместо того, чтобы обличать себя, начинает жаловаться, что у него это вот не так, и это не эдак... Сегодня очень многие люди, может быть, не отдавая себе в этом отчета, считают, что вера - это то, что должно помочь им комфортно себя чувствовать в нашем мире.

А должно быть наоборот. Вера - это то, что взламывает чувство комфорта, успокоенности. У старца Паисия есть замечательное выражение, которое, как мне кажется, удачно переведено на русский язык - "добрая обеспокоенность". Вера - это то, что рождает в сердце добрую обеспокоенность, неудовлетворенность собой и своим сегодняшним положением, греховным состоянием своей души, память о том, что ничто нечистое не войдет в Царство Небесное (см.: Откр. 21, 27).

Мне хотелось бы посоветовать сегодняшним христианам только одно: иметь добрую обеспокоенность. Эти слова старца Паисия как нельзя больше подходят для нашего времени. Иметь добрую обеспокоенность и понимать, что до конца жизни надо трудиться над собой. Это "скучные" слова, и, наверное, прочитав их, большая часть людей не захочет в них вдумываться... И все же жизнь христианина - это ежедневная, постоянная, может быть, не очень интересная, потому что негероическая, работа над самим собой, над своим сердцем. Другого пути нет.

Беседовала Наталья Горенок
Газета "Православная вера" N 20 (400) за 2009 г.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7438&Itemid=274

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
Все статьи Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
Последние комментарии