- Я не могу уверенно сказать, какая я... Но я точно никогда не играла себя ни в кино, ни в театре. У Василия Розанова прочитала, как он однажды восхитился игрой одной актрисы и пошел к ней за кулисы, чтобы сказать ей комплимент. Но подойдя к ней, вдруг увидел перед собой... пустоту. Вот эта пустота перед началом работы очень важна для актера, но это понимаешь только с годами. К примеру, Рихтер всегда играл с листа. Не потому, что не мог по-другому, но для того, чтобы не нарушить гармонию с партитурой. И у актера есть своя "партитура", та, которую расписываешь на репетиции, и чем она плотнее, тем, как говорят, не до чего и не до кого. Не до себя. Некоторым актерам мешают звонки мобильных телефонов в зале, а по мне, хоть огнем гори - у меня есть "партитура", и я строго слежу за тем, чтобы не нарушить гармонии. Кстати, в кино труднее отходить от себя, здесь важнее типажи, и эти типажи, если они точно подобраны режиссером, нередко "переигрывают" даже больших, одаренных Богом, актеров.
Кстати, к вопросу о таланте. Один философ описал свой разговор с сыном. Мальчик спросил его: "Папа, а в человеке есть Бог?" "Есть, сынок". "А в животных?" "Есть". "А в растениях?" "Да, и в растениях тоже". "Папа, а есть ли Бог в растениях, которые отражаются в зеркале?" И философ признается: "Я не нашелся, что ему ответить"... Мне кажется, что роли - это как раз те растения, которые отражаются в зеркале. А есть ли в отраженных растениях (ролях) Бог, это уже зависит от таланта, ибо талант - это дар Божий. Есть талант - ощущается присутствие Божие, нет таланта - нет и этого ощущения.
- Вы выпустили серию книг о творческих людях. Что, по-Вашему, всех их объединяет?
- Талант. Мне повезло - в жизни я встречалась с очень талантливыми людьми. Правда, по молодости мимо многих проскакивала, не замечала, не вникала в их внутренний мир - мне свой бы сохранить, не расплескать. Но у меня ассоциативная память. И с годами, когда меня начали спрашивать о людях, с которыми меня сводила жизнь, я стала вспоминать и эти встречи, и даже некоторые их детали, и поняла, мимо кого я прошла!
- Что же заставило актрису Демидову стать писательницей Демидовой, и как живется Вам на этом поле?
- Писать начала случайно, хотя сегодня понимаю, что на самом деле случайности - это лишь звенья в длинной цепи закономерности. Еще в самые советские времена меня попросили написать статью о профессии в газету "Правда". Я написала целый "подвал". После смерти Владимира Высоцкого ни в одной газете мы не смогли дать приличный некролог. Неожиданно мне звонит приятель из "Советской России": "Шеф ушел в отпуск, если сможешь за один день написать о Высоцком, я это поставлю в номер! Пиши как можно больше!" Я тут же написала, использовав в работе свои дневниковые записи о нем. Возможно, эта статья стала одной из причин, по которой мне впоследствии заказали книгу о театральных работах Высоцкого.
- Вам присуща очень интересная, необычная, на мой взгляд, манера писать...
- Как на стыке двух наук рождается новая наука, так, видимо, и на стыке актерства и свойственных мне аналитических взглядов на события сформировался этот, присущий мне, стиль. Я написала книжку "Ахматовские зеркала", где рассматриваю ахматовскую "Поэму без героя", в которую я влюблена. Там все ясно, но все равно нужно разгадывать... Это целый культурный пласт, куда вошли события, люди... Я искала по всему миру, по крупицам собирая факты из тематических семинаров, проходящих в Оксфорде, Гарварде, из работ специалистов по творчеству Ахматовой. Но как все это представить? Ахматова часто вспоминала о Фонтанном доме. В этом доме есть зеркальный зал. Когда человек входит в него, он рассыпается на множество отражений. В поэме Ахматова вспоминает поручика Князева. Ну кто знает его теперь? И поэтому я представила в книге, как поручик входит в зеркальный зал и отражается в сотнях зеркал множеством молодых поэтов тринадцатого года: Гумилевым, Блоком, Мандельштамом... Нет, это, конечно же, не литературоведение. Но это и не актерская книжка. Это что-то пограничное.
- Вы ведете дневник?
- Время от времени. Однажды взяла его и начала листать. Записи ведутся регулярно, полно, день за днем. Потом большой перерыв. Потом снова все очень подробно. Почему? Я только потом поняла. Я одинокий волк и в профессии, и по жизни. Видимо, когда меня переполняет, а поделиться не с кем, я оформляю свои мысли в виде дневниковых записей. Вылью все на бумагу и успокоюсь.
- Любите поэзию?
- Вы знаете, любовь к поэзии живет во мне. Сердце переполняется ею, и она ищет выход. Каждое воскресенье по радио "Культура" рассказываю о поэтах и читаю стихи. Мы создали "библейские картины для голоса, хора и органа" под названием "Книга Иова", где я в сопровождении Свято-Никольского хора Государственной Третьяковской галереи читаю текст Ветхого Завета. Кстати, в 1996 году по телевидению шла прямая трансляция из Храма Гроба Господня о схождении Благодатного Огня, и мы с диаконом Андреем Кураевым комментировали это событие!
- А мне в 1997 году выпала честь привести Святой Огонь в Новосибирск! Мы пришли в Храм Гроба Господня задолго до схождения Благодатного Огня, устроились на балкончике прямо напротив кувуклии. Невозможно описать увиденное. Море огня! Я видел, как загорелись лампады при входе в Гроб Господень, как у женщины "сами собой" вспыхнули свечи, которые она держала в руках. Я держал две пачки свечей и могу засвидетельствовать, что Огонь первые минуты не только не обжигает, но и не опаляет волос. Я водил пламенем по бороде и ничего не произошло. Протоиерей Георгий Патрин, с которым мы вместе были свидетелями чуда схождения Благодатного Огня, все это снял на видеокамеру.
- Я воспитывалась в старообрядчестве и крестилась всегда двумя перстами. Но однажды мне предложили съездить в Загорск к старцу. Я согласилась. Он мне так просто объяснил мое заблуждение, сказал, что это следствие гордыни. Я исповедовалась, и на душе стало хорошо.
- Алла Сергеевна, в 2007 году в Кремле Вам вручили орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
- На меня большее впечатление произвел приезд Александра Абдулова, которому тоже вручили награду. Он стоял недалеко от меня, изболевшийся, худой, вместе с женой. Я никогда не сталкивалась с ним ни по работе, ни в жизни, но очень захотелось подойти, как-то приободрить. И я подошла и свой букет цветов отдала его жене. По-моему, он был счастлив.
- На станции Мочище под Новосибирском есть храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница". В этом храме находится чудотворная икона Божией Матери "Иверская". Известно множество чудес исцеления тяжело больных людей, в том числе больных раком, перед этой иконой. Одна женщина, которую я лично знаю, страдавшая раком молочной железы последней стадии, осталась на ночь у этой иконы и слезно просила Богородицу об исцелении. И чудо произошло! Врачи только руками развели. Потом эта женщина много лет работала в нашем соборе - следила за клумбами при храме, украшала иконы цветами. Мы взяли фотографию чудотворной иконы, освятили ее в этом храме, и я через Елену Всеволодовну Санаеву попросил передать образ Александру Гавриловичу. Она потом рассказывала, что пыталась это сделать через одного из друзей Абдулова, но тот ответил, что "он в это не верит", и отказался помочь.
- Напоследок и я хочу задать Вам, отец Александр, вопрос. В одном из своих стихотворений Саша Черный утверждает, что "для спасения души - все святые хороши". Скажите, разве это не так? И разве вера на Тибете не является такой же истинной, спасительной?
- Господь сказал нам: "Я есмь путь и истина и жизнь: никтоже приидет ко Отцу, токмо мною" (Ин. 14; 6). Таким образом, путь к Богу, а значит, и ко спасению лежит через христианство. Но следует учесть, что сегодня христианами называют себя многие, в том числе и адепты некоторых тоталитарных сект, которые вообще к христианству не имеют никакого отношения. "Для спасения души все святые хороши"? Однажды примерно такой же вопрос о спасении инославных задали святителю Феофану Затворнику. Он отвечал, что не знает, спасутся ли они, но знает точно, что сам он без Православия не спасется. И я сердечно хочу пожелать Вам, Алла Сергеевна, неиссякаемой Любви Божией, которая Вас и укрепит, и утешит, и сохранит. Спаси Вас Христос!
- Да-да, вера - это тоже дар Божий. Не растерять бы этот дар. Тогда не на что будет опереться в этой жизни.
Протоиерей Александр Новопашин
На фото Алла Сергеевна Демидова - народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, премии имени К.С. Станиславского и других премий в области кино- и театрального искусства.
http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=3149