itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Наши святые напоминают, что значит быть воином Христовым

0
123
Время на чтение 5 минут
Огромный храм - полон. На воскресную архиерейскую службу в черкасский Свято-Михайловский собор народу пришло несколько более обычного; в этот день (7/20 сентября) наша Церковь совершает память святого преподобномученика Макария, Каневского чудотворца, убитого в 1778 году.

Здесь заметим, что на многих православных сайтах в тексте Жития святого неверно указано местонахождение его мощей; говорится: "...с 1965 года находятся в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы". Сведение устаревшее. Более шести лет назад, 26 мая 2003 года, в год 325-летия прославления, мощи преподобного Макария были торжественно, через весь город, перенесены из храма Рождества Пресвятой Богородицы в новый кафедральный Свято-Михайловский собор.

Преподобномученик Макарий Каневский известен прежде всего как стойкий исповедник православной веры. Ему выпало жить, когда, как пишет летописец, "в больших и малых городах и селениях церкви Божии были или запечатаны, или в аренде у жидов (в современной политкорректной терминологии - у иудеев. - О.С.), имения церковные расхищаемы, монастыри разоряемы, священники гонимы, дети умирали без крещения, возрастные умирали без христианского напутствия и погребаемы были без священного молитствования".

В Житии святого Макария, напечатанном в 1890 году Полтавскими епархиальными ведомостями, говорится: "Латиняне обратили на него всю злобу и лукавство, желая исхитить из рук православия управляемый им монастырь (в Овруче, 110 км на севро-запад от Киева. - О.С.) А он, как мог, вразумлял униатов, предавших веру своих предков: "Вы оставили свет и возлюбили тьму, оставили Главу Церкви - Иисуса, и поклонились под ноги западного властителя церкви. Вы говорите, что имеете веру христианскую, покажите же веру вашу в делах ваших. Христианские ли ваши дела, когда вы угнетаете и убиваете христиан?.."

"Настоятельство его, - говорится в старинном Житии преподобного Макария, - было скорбное". Сказано точно и вот почему. С 1638 года, когда митрополит Пётр Могила назначил святого настоятелем Каменецкого Воскресенского монастыря (современная Белоруссия), до мученической кончины в 1678 году, все возглавляемые им монастыри были захватываемы и разоряемы. Эти годы - 40 лет! - годы его непрекращающейся битвы за Православие на территории западной Руси. Наверняка он не раз отвергал те предложения, от которых, как говорят ныне, "нельзя отказаться". Можно. Он преодолел все искушения. Кажущиеся поражения оказываются для верных Православию победой. В 1642 году пал Воскресенский монастырь, в 1656 году - Купятичский. Пинский монастырь святой возглавлял с 1656 по 1659 годы. В сане архимандрита, он руководил Овручским монастырём с 1660 по 1671 годы. В 1671 году в Овручском монастыре он остался один. Таков был террор, что вся братия разбежалась. Некоторое время преподобный подвизался в Киево-Печерской Лавре. Вскоре он возглавил монастырь в Каневе...

Это были годы, которые вошли в историю Малороссии как Руина. В 1669 году гетман Пётр Дорошенко, мечтая о пожизненном гетманстве с правом передачи булавы по наследству, заключил с султаном Мухамедом IV договор, по которому правобережная Подолия переходила под власть Турции. Польша стали забирать у гетмана города. В 1672 султан с большой армией, подкрепленной войском крымского хана и отрядами Дорошенко, обрушился на Польшу. Малороссийское население правого берега Днепра, разоряемое крымскими татарами и турками, массами бежало на Левобережье.

4 сентября 1678 года татары штурмом овладели городом Канев, ворвались в монастырские ворота. В Полтавских епархиальных ведомостях за 1890 год так описаны трагические события того дня: "Настоятель, с немногими из братии, с крестом в руках стоял против врагов. С яростию бросились нечестивые на святого мужа и, требуя денег и сокровищ монастырских, подвергли его самым тяжёлым истязаниям. "Моё золото на Небеси, - говорил Преподобный мучителям, - а имущество Церкви - в благодати и милости Господней!.."

Он пытался их вразумить!

"От такого дерзновения Преподобного мучители распалялись всё большею яростию: били Преподобного, истязали его и, наконец, усекнули его голову мечём. Последние слова Преподобномученика, сопровождавшие душу его к Отцу светов, были: "...в селения Твои желает душа моя". Обитель была предана огню. "По удалении нечестивых, сошедшаяся на пепелище братия и христолюбивцы, под грудами камней и обгорелых остатков зданий, во множестве тел, мученически пострадавших, обрели всечестное тело своего отца страстотерпца, совершенно не повреждённое, облачённое в мантию, с крестом в руках..."

Треть тысячелетия минула с того дня. Что же для человека переменилось? Достижения технического прогресса, конечно, не в счёт. Искушения искусителя стали подлее? Ещё бы, несомненно! Открыты и в изобилии строятся новые храмы, свободно совершаются требы, работают духовные семинарии, академии... Но мы видим - вековечные враги не оставляют мечту учинить в русском Православии катастрофический раскол, в их руках законы, школы, банки, СМИ...

Черкассы - центр Украины; середина Днепра. С 1992 года епархию возглавляет митрополит Черкасский и Каневский Софроний, известный не только как выдающийся зодчий, но и как автор ряда высказываний, вносивших смущение в среду православных верующих.

Кажется знаменательным, что проповедь в соборе в праздничный день 20 сентября 2009 года произнёс протоиерей Пётр Дмитрук, благочинный Смелянского округа, старший брат митрополита Черкасского и Каневского Софрония. Он проникновенно всем напомнил о стойкости святого преподобномученика Макария, о его верности Православию. "Он стоял и выстоял, - говорил протоиерей Пётр, - несмотря на то, что на него давила вся мощь государственной машины... Он доказал своё право называться сыном Божьим... Случается, что к нему, к его мощам, к его ручке подходит мёртвый и чувствует живое тепло, исходящее от него..."

В Житии, составленном нашим современником, строго и ярко сказано: "Священномученик Макарий был мужем высоко праведной и духовной жизни, прославленный ещё при жизни чудотворением и даром прозорливости. Жизненный подвиг, совершенный преподобномучеником, был подвигом защиты православной веры в условиях неравной изнурительной борьбы, когда защищать можно было только будущее Русской Православной Церкви, поскольку то, что сохранилось от проносящегося урагана унии, сносилось татарскими набегами".

Мощи святого были обретены нетленными в 1688 году. Потом 254 года они пребывали в городе Переяславле, в различных его храмах и монастырях, а после революционных событий 1917 года - в музее. О том, как мощи преподобного Макария попали в Черкассы, существует предание. Рассказывают, что в 1942 году рака с мощами приплыла по Днепру и была обнаружена немецким патрулём в районе моста, рака вращалась в водовороте. Каким образом мощи из переяславского музея очутились в водах Днепра, остаётся неизвестным. После разбирательства рака была установлена в Троицком соборе. В начале 1960-х, перед взрывом этого собора (на его месте к 25-летию Победы возведён мемориал "Холм Славы"), мощи были перенесены в храм Рождества Пресвятой Богородицы. Там они почивали почти 40 лет. Многие годы каждый четверг перед святыми мощами служится молебен с чтением акафиста. В нынешнем году, накануне праздника, мощи преподобного были помещены в серебряную, художественно исполненную раку, детали и некоторые фрагменты которой позолочены. Рака изготовлена мастерами знаменитого подмосковного Софрино на средства одного из жертвователей, благоукрасителей собора. На поверхностях имеются образы преподобного: серебряный - на наружной стенке, живописный, в полный рост - на внутренней стороне крышки. Рака и сени над ней в день праздника были украшены гирляндами цветов. Не многие из горожан, всего несколько тысяч, пришли поклониться преподобному...

За два дня до праздника, в пятницу, в Черкассах зачем-то кем-то был организован некий "праздник огня" - с фейерверками и прочими будоражащими штуками. Говорят, мероприятие широко анонсировалось. В пятницу вечером, когда стемнело (может и совпадение, в этот день иудеи отмечали Новый год), на улицы вышли тысячи и тысячи человек, может, и десятки тысяч! Не иудеев, вероятно. Я проезжал в тот час на маршрутке, проехать было непросто. Во мраке огромные толпы людей, задрав головы, смотрели в небо, реагируя на взрывы, как бы по-дикарски радуясь тому, как в небе разнообразно разлетаются в стороны цветные огоньки... Тысячи голов, сотни светящихся цифровых фотоаппаратов. Головы вверх, головы вниз, вверх, вниз, как у болванчиков... Новые огнепоклонники, что ли?..

Святой преподобномучениче Макарий, моли Бога о нас!

http://odnarodyna.ru/articles/14/852.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Слепынин
Жители города, но не люди
Два рассказа
20.01.2022
Тайна исповеди
Заявка на сценарий
24.11.2021
Все статьи Олег Слепынин
Последние комментарии