Курбан для Богородицы

Праздник Успения в Болгарии сопровождается заимствованным из ислама обрядом жертвоприношения

0
416
Время на чтение 3 минуты
Болгарское село Росен находится посередке между двумя приморскими городами Бургас и Созополь, километрах в шести от черноморского побережья. Село большое, есть несколько магазинов, школа, библиотека и церковь. Живут тут в основном болгары, но имеется и целая цыганская улица.

Накануне праздника Успения Богородицы ко мне зашел сосед Иван - 78-летний крепкий старик, долгое время работавший строителем в СССР и хорошо говорящий по-русски. "Завтра - Богородица, будут раздавать курбан. Если поедешь, приготовь кастрюлю или бидон", - сказал он.

Курбан и Богородица... Непривычное для православного уха сочетание! Богородицей местные называют праздник Успения, который Болгарская Церковь, живущая по новому стилю, отмечает 15 августа, а курбан - это суп из баранины, который варят накануне и бесплатно раздают всем пришедшим на праздник.

Когда я в первый раз услышал об этом болгарском обычае, сразу по ассоциации вспомнил о великом мусульманском празднике Курбан-байрам - празднике жертвоприношения. "Курбан" - слово арабское, в переводе означающее "жертва". Традиция курбана была принесена в христианскую Болгарию турками, сохранилась после их 500-летнего владычества и причудливым образом вплелась в православный уклад. Курбан устраивают по разному поводу - на поминки, в честь крещения ребенка или избавления от болезни. Приглашают соседей. А в селах со смешанным населением православные ходят в гости к мусульманам, и наоборот. Так что курбан по-своему служит в Болгарии добрососедским отношениям.

В селе Росен, в окрестных деревнях и даже в ближайшем административном центре - Созополе отношение к курбану и Богородице особенно трепетное. В паре километров от Росена, в живописном леске, где с незапамятных времен бьет источник, считающийся чудотворным, построена часовенка во имя Успения Богоматери. Целый год она пустует, но перед праздником Успения здесь все оживает.

Как рассказал местный священник протоиерей Борис Беров, овец приносят из местных сел. Кто-то жертвует их просто так, кто-то просит благословения, кто-то бывает не против, чтобы ему немного заплатили.

Накануне вечером неподалеку от часовни устанавливают на огромных камнях большие чаны. Рядом закалывают ягнят. В этом году пожертвовали 15 голов плюс несколько кур, которые тоже должны были пойти в курбан. В чаны заливают воду из животворного источника, разжигают под ними огонь, кладут мясо, и до самого утра курбан варится под присмотром местных поварих.

С вечера начинают собираться и паломники. Приезжают на машинах, цыгане нередко на лошадях. Ночуют в палатках или просто на земле - жарким болгарским летом это даже приятно.

Утро праздника начинается с молебна. Часовенка вместить всех не может. В подсвечниках с песком пылают свечи. Их множество, их ставят даже на пол. К алтарной преграде приносят бутылки с подсолнечным маслом, полотенца, салфетки - это все тоже пожертвования, которые после богослужения будут продаваться.

Лица у пришедших на богослужение серьезные, сосредоточенные, хотя за стенами часовни слышны оживленные разговоры, звонки мобильников. Молящихся это не тревожит. Среди пришедших на праздник - мэр Созополя Панайот Рейзи с супругой. Человек он здесь известный и уважаемый, но при этом скромно стоит среди молящихся. "Этот праздник - наша древняя традиция. Приходится отвлекаться, к сожалению, хотя я тут сегодня не как мэр, а просто как православный человек", - говорит Панайот Рейзи.

Любопытно, что почти не встретишь женщин в платочках. Молодые и пожилые одеты по-южному свободно, но благочестивому настрою собравшихся это не мешает.

После молебна священник обращается к паломникам с проповедью, в которой напоминает об истории праздника Успения и о его значении. Возле часовни совершается чин освящения воды, а затем все переходят к тому месту, где уже готов курбан, сваренный по местным монастырским требованиям без добавления всяких приправ, кроме соли. Здесь уже выстроилась очередь. Несмотря на южный темперамент, народ ведет себя достойно, не суетится, каждый терпеливо ждет своей порции. Отец Борис благословляет чаны с курбаном и просит ожидающих раздачи не беспокоиться, поскольку еды хватит всем.

После раздачи курбана начинается что-то вроде церковной ярмарки. Из часовни выносят пожертвованные вещи, и каждый выбирает что-то себе по вкусу. С этими вещами все выстаиваются в очередь к отцу Борису, восседающему на скамеечке возле храма. Он бросает быстрый взгляд на покупку и назначает цену: два-три лева - дешевле, чем в магазине. Деньги пойдут на ремонт часовни. Если подходит маленький цыганский оборвыш с какой-то безделушкой или бедная старушка со своим скромным выбором, отец Борис денег не берет и говорит: "Это подарок". Люди счастливо улыбаются.

http://religion.ng.ru/photo/2009-09-02/6_kurban.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12