"Дел духовных свет..."

0
190
Время на чтение 8 минут
Сегодня почти забыт тот факт, что в течение многих столетий дело народного просвещения было неотъемлемой частью служения русского духовенства. Вот лишь один пример тому - жизнь "вязовского батюшки-просветителя" протоиерея Алексия Софинского - основателя нескольких народных училищ, а также одной из первых в России сельских библиотек.

В 1846 году управляющий палатой государственных имуществ Саратовской губернии отдает распоряжение: все вновь назначаемые учителя Вольского и Хвалынского уездов обязаны впредь являться в село Вязовку для ознакомления с методами и приемами местного священника по привлечению в школу и обучению там крестьянских детей[1].

Обмен передовым педагогическим опытом для того времени - явление редкое. Но у протоиерея Алексея Ивановича Софинского, отдавшего школьному делу более 40 лет жизни, было чему поучиться. В 1838 году выпускник Саратовской духовной семинарии Алексей Софинский был рукоположен во священника и назначен в село Вязовка Вольского уезда. Селение это в XVIII веке находилось под управлением синодального ведомства, а в середине XIX века его жители стали государственными крестьянами[2]. "Земледелие у вязовских крестьян находится в пренебрежении",- писал в 1899 году исследователь истории Вольского уезда А. Лунин. При этом народ в этих местах "...вообще не грубый, крепко православный и почти весь грамотный"[3]. Во многом, безусловно, это была заслуга местного священнослужителя, деятельность которого на протяжении почти полувека выходила далеко за рамки пастырства.

В 1840 году Алексей Иванович Софинский по назначению преосвященного Иакова занял должность учителя[4] в открытом по распоряжению палаты государственных имуществ окружном училище. В нем предполагалось обучать крестьянских мальчиков писарскому делу для работы в ведомстве казенных крестьян, окружных правлениях и сельских расправах[5]. На каждого ученика полагался денежный оклад в 140 рублей, куда входили расходы на содержание воспитанников и учебные принадлежности. Помещалось училище в доме наставника. Именно отец Алексей стал инициатором преобразования училища в частную приходскую школу[6].С 1874 по 1887 годы школа состояла в ведении земства и содержалось на его средства, и в этот период ежегодно в заведении обучалось до 180 мальчиков[7]. По свидетельству современников, "священник Софинский обращался с детьми ласково"[8], и многие жители деревни хранили о нем "славную память за кроткое с ними обращение как во время их пребывания в школе, так и по выходе из нее"[9].

Из учеников Алексей Иванович образовал певческий хор, для которого сам нанимал хороших регентов[10], причем платил им из собственных средств по 120 рублей в год. Хор был известен и за пределами уезда[11]. Славу о нем разносили и многочисленные паломники, приходившие в Вязовку поклониться местным святым иконам [12].

К концу 19 века в соседних с Вязовкой деревнях - Грязновке и Казаковке - открылось по мужскому училищу, и учителями в них стали воспитанники отца Алексея, "отличающиеся усердием к школьному делу и пользующиеся уважением жителей"[13].

К 1845 году желающих поступить в Вязовскую школу стало так много, что священник Софинский ходатайствовал об открытии в селе и женского училища, что для тех лет было чрезвычайно редким явлением[14]. Один из ревизоров, проверявших деятельность нового учебного заведения в Вязовке, восторженно писал в своем отчете: "Бог сподобил посетить меня женскую школу, мысль об открытии которой мы так долго лелеяли, не дерзая приступить к осуществлению ее"[15]. В училище ежегодно обучалось от 20 до 40 крестьянских девочек, а наставницами воспитанниц были супруги местных священников Софинского и Никольского, сначала безвозмездно, а потом с оплатой от начальства казенных крестьян в 75 рублей в год[16].

В 1874 году училище перешло в ведение вольского земства и на его содержание отпускалось 240 рублей в год, еще 140 рублей добавляло сельское общество[17].

Благодаря просветительской деятельности Алексея Ивановича Софинского вязовские крестьяне становились постепенно почти поголовно грамотными, что для той эпохи было явлением уникальным. Как следствие - в деревенских жителях пробуждалась потребность в чтении книг. И село Вязовка входит в историю как место, где в августе 1861 года по инициативе благочинного отца Алексея открылась, смеем предположить, первая в России сельская общественная библиотека[18]. В ее архиве хранился акт об открытии, в котором описывалось, как это происходило: "...после молебна и водосвятия священник Софинский объяснил народу цель и значение библиотеки, после чего крестьяне собрали по 39 рублей на ее нужды"[19]. Денежные пожертвования сделали и местные землевладельцы, а представители духовенства отдали в фонд библиотеки свои личные книги. Кроме того в Вязовку были присланы книги от Вольно-экономического общества, палаты государственных имуществ и частных лиц[20]. Первым попечителем библиотеки стал уроженец Вязовки, действительный статский советник,управляющий Воронежской казенной палатой Алексей Федорович Раев. Кстати, уже в наши дни жители Вязовки установили в самом центре села на месте, где когда- то стоял храм, поклонный крест в память о Раеве.

Текущие расходы на нужды библиотеки покрывались сельским обществом - ежегодно от 25 до 30 рублей, и частными пожертвованиями. Согласно библиотечному уставу, состоящему из 30 пунктов, вязовская библиотека составляла неотчуждаемую собственность грамотных жителей села, без различия сословий и пола[21]. Они большинством голосов избирали книгохранителя. Сохранилось упоминание о некоем "лице", прослужившем в должности вязовского библиотекаря 30 лет за ежегодную плату в 15 рублей и за свои труды получившего от Вольного экономического общества "больших размеров серебряную медаль"[22].

Был и еще один источник финансирования очага просвещения и культуры в Вязовке. В 1864 году консистория удовлетворила прошение протоирея Алексея Софинского и разрешила сдать в аренду на 12 лет участок церковной земли государственному крестьянину Платону Перову за 20 рублей серебром в год[23]. Отец Алексей, судя по содержанию прошения, отличался дальновидностью и практичностью - по его словам, "...крестьянин Перов может впоследствии доставить нам доход, так как собирается построить на нашей земле мукомольную мельницу, которая по истечении 12-летия останется в пользовании нашем"[24].

В первые годы своего существования вязовская библиотека помещалась в сторожке при церкви. На руки читателям единовременно выдавалось по одному экземпляру, сроком не более чем на месяц. За потерю книги взыскивалась ее стоимость[25].

В газете "Саратовские губернские ведомости" за 1893 год приводятся такие цифры: фонды вязовской сельской библиотеки насчитывают около 2000 книг общей стоимостью 1431 рубль. В 1891 году библиотеку посетило 1504 человек, из них 547 читателей - в возрасте до 14 лет[26]. Тематика большинства выданных книг была религиозно-нравственной, но популярностью пользовались так же исторические издания, повести и рассказы. А всего за 30 лет существования библиотеки в Вязовке там было выдано читателям 16 тысяч 347 книг[27]! В конце 1870 годов отец Алексей обратился в волостное правление с предложением о строительстве в Вязовке "богадельно-странноприимного дома" для того, чтобы "...странствующим людям, приходящим туда для утоления духовной жажды, не встретить затруднения в помещении"[28].

Местная власть с энтузиазмом откликнулась на идею благочинного. Строительство просторного и удобного дома обошлось волости в 1200 рублей. В нем, кроме богадельни для престарелых и приюта для странников, располагалась большая читальня, где грамотные крестьяне читали вслух неграмотным религиозно-нравственные книги. По свидетельству очевидцев, "..народу слушающего иногда бывало до двухсот человек..."[29]. В их числе нередко оказывались и паломники, прибывавшие изо всех уездов для поклонения особо чтимым иконам Спасителя и Божьей матери с Афонской горы.

По утверждению современников, странники стекались в село прежде всего для духовной беседы с мудрым вязовским батюшкой: "...часто случалось, что под влиянием кроткой, нравоучительной беседы Алексея Ивановича, согретые глубокою верою и христианской любовью, одержимые разными душевными болезнями укреплялись и выздоравливали"[30].

Судьба отца Алексея являет редкий пример, когда священник всю жизнь служит в одном приходе. Неоднократно из консистории приходили распоряжения о переводе Софинского в Саратов, но каждый раз прихожане отстаивали своего пастыря[31]. Незадолго до своей кончины в феврале 1885 года, Алексей Иванович говорил: "Господь благословлял меня в Вязовке"[32].

Отец Алексей был благочинным и духовником, в течение 12 лет избирался уездным гласным земства и на 3 года - губернским, состоял попечителем по раздаче бедным хлеба, был посвящен в сан протоиерея и имел многочисленные священнические награды. Но в памяти сельчан он остался, прежде всего, просветителем, который "имел удовольствие видеть еще при жизни, как население села Вязовка поголовно стало грамотно"[33].

В начале 1881 года прихожане Вязовки чествовали Софинского за его 40-летнюю учительскую деятельность и поднесли ему наперсный крест, осыпанный камнями, "утвержденный для принятия Государем Императором"[34].

Современники отмечали и дар отца Алексея благоустраивать окружающую его среду. Каждый приезжающий в Вязовку считал своим долгом посетить островок, искусственно возведенный стараниями батюшки посреди пруда, и соединенный с берегом красивым мостиком. Вокруг водоема священник самолично посадил и вырастил гигантские вязы и ветлы, а в пруду развел речную рыбу. Очевидцы вспоминали: "...это был поистине райский уголок...постоянное пристанище Алексея Ивановича в летнее время... здесь в часы досуга писал он свои стихотворения..."[35]. Действительно, будучи глубоко религиозным человеком, отец Алексей любил и светскую литературу, особенно поэзию. По воспоминаниям современников, после него осталась огромная тетрадь стихов собственного сочинения. Публиковать свои творения отец Алексей не желал. До нас дошло лишь несколько стихотворных строк, прочитанных им 12 марта 1865 года после одной из процедур баллотировки перед местными пастырями и затем процитированных в отчете Преосвященному:

"...велико звание священства,

Велик пред Богом в нем ответ.

Местами нет в нас совершенства,

Потускнет дел духовных свет... [36]

И в завершение заметим - можно предположить, что отец Алексей являлся представителем одного из самых старинных священнических родов на территории нашей губернии. Запись с точной датой дня рождения Алексея Софинского (12 марта 1812 года) сохранилась в метрической книге Иоанно-Предтеченской церкви села Ивановский Увек[37]. Сам Алексей Иванович, по свидетельству современников, рассказывал, что основатели рода Софинских начинали служить в этом приходе еще за 140 лет до его рождения [38], то есть с 70-х годов XVII века.




[1] Лунин А.А. Историко-статистическое описание сел Вольского уезда. Вольск, 1899. С.39.

[2] Там же. С.38.

[3]. Там же. С.39.

[4] ОГУ ГАСО. Ф. 135. Оп.1. Д. 1506.

[5] Лунин А.А. Историко-статистическое описание сел Вольского уезда. Вольск, 1899. С.38.

[6] Саратовские губернские ведомости. 11 июля 1893 г. С.3.

[7] Лунин А.А. Историко-статистическое описание сел Вольского уезда. Вольск, 1899. С.39.

[8] Там же.

[9] Саратовские губернские ведомости. 11июля 1893 г. С.3.

[10] Лунин А.А. Историко-статистическое описание сел Вольского уезда. Вольск, 1899. С.39.

[11] Архив С.Д.Соколова в СОМК. Папка № 32. СМК 15038/155.

[12] Саратовские губернские ведомости. 11июля 1893 г. С.3.

[13] Лунин А.А..Историко-статистическое описание сел Вольского уезда. Вольск, 1899. С.40.

[14] К 50-летию земских учреждений. К истории организации и первых шагов земства в Саратовской губернии. Издание Саратовской губернской ученой архивной комиссии. Саратов, 1914.

[15] Саратовские губернские ведомости. 11июля 1893 г. С.3.

[16] Лунин А.А. Историко-статистическое описание сел Вольского уезда. Вольск, 1899. С.39.

[17] Там же.

[18] Саратовские губернские ведомости. № 50. 1июля 1893 г. С.2.

[19] Там же.

[20] Архив С.Д.Соколова в СОМК. Папка № 32. СМК 15038/155.

[21] Саратовские губернские ведомости. № 50. 1июля 1893 г. С.2.

[22] Лунин А.А. Историко-статистическое описание сел Вольского уезда. Вольск, 1899. С.39.

[23] ОГУ ГАСО. Ф. 135. Оп.1. Д.2993.

[24] Там же.

[25] Саратовские губернские ведомости. № 50. 1 июля 1893 г. С.2.

[26] Саратовские губернские ведомости. 11июля 1893 г. С.3.

[27] Саратовские губернские ведомости. № 50. 1 июля 1893 г. С.2.

[28] Лунин А.А. Историко-статистическое описание сел Вольского уезда. Вольск, 1899 г. С.40.

[29] Там же.

[30] Лунин А.А. Историко-статистическое описание сел Вольского уезда. Вольск, 1899 г.С.40.

[31] ОГУ ГАСО, Ф.135. Оп.1. Д. 1506.

[32] Лунин А.А. Историко-статистическое описание сел Вольского уезда. Вольск, 1899 г.С.41.

[33]Архив С.Д.Соколова в СОМК. Папка № 32. СМК 15038/155.

[34] Там же.

[35] Саратовские губернские ведомости. 11 июля 1893 г. С.3.

[36] ОГУ ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 2574.

[37] ОГУ ГАСО. Ф.135. Оп.1. Д. 9752.

[38] Лунин А.А. Историко-статистическое описание сел Вольского уезда. Вольск, 1899 г. С.40.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7116&Itemid=5
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 20:35
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 20:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04