Задача государства - сохранение культурной идентичности

Беседа с дирижером Александром Ведерниковым

- Сегодня очень много говорится о «правильном» воспитании молодежи. Как вы, Александр Александрович, думаете, в рамках многочисленных учебно-патриотических программ культурному и эстетическому воспитанию нашлось место?

- Российское общество сейчас чересчур увлеклось решением насущных экономических проблем и, что особенно было заметно до кризиса, удовлетворением потребительского зуда. Культура, конечно, была и есть, но я совершенно не уверен, что, с точки зрения среднестатистического подростка, источником первоначальных и, что самое главное, истинных сведений, например, о Евангелии являются не вирши Дэна Брауна, а образцом великих композиторов - не «50 cent». Все это, наверное, имеет право на существование, вопрос только в том, что мы считаем некой нулевой отметкой, по которой собираемся измерять стандарты нашего общества. Ведь его потенциал определяется не только размером производимого ВВП и затратами на покупку дорогих брендов, но и знанием своей истории и пониманием объемов накопленного за тысячелетия мирового культурного богатства. В этой ситуации задача государства, которое хочет сохранить свой экономический и политический суверенитет, заключается в максимальной концентрации внимания на сохранении своей культурной идентичности. В противном случае есть риск, что у подданных появятся немного ложные ориентиры.

Лично мне непонятно, почему Россия потратила десятки миллионов долларов на «Евровидение», но при этом большая часть оперных театров в России, для годового существования которых нужно намного меньше денег, находятся в состоянии разрухи? Я не берусь обсуждать культурную ценность «Евровидения», но очевидно, что в отличие от классических русских театров, оно не добавляет России самобытности. Учитывая ту масштабную, я не побоюсь этого слова, пропаганду, которая предшествовала этому мероприятию, особенно на главном канале страны, многие неокрепшие умы могут воспринять подобные события как некий ценностный сигнал государства: мол, вот она, та культура, которая нам нужна. И таких примеров можно привести очень много.

- Получается, что без правильно организованного эстетического и культурного воспитания в России не будет самостоятельно мыслящего общества?

- Конечно! Эстетическое воспитание - неотъемлемая часть гармоничного развития независимо мыслящей личности. С этим, к сожалению, в нашей стране - как в современной России, так и в СССР - никогда не была в полном порядке. Культурное воспитание было на высоком уровне только до революции и для относительно узкого дворянского и высшего купеческого сословия. Вопреки иногда появляющимся в наше время высказываниям о том, что в СССР преподавание культуры в школе было хорошо организовано, в советской системе образования были свои неприятные искажения в этой области. Так, можно привести пример с уроками музыки, которые были пустой тратой времени. Правда, в СССР существовала эффективная система компенсирования нехватки эстетического воспитания в средней школе, вроде специализированных музыкальных и художественных школ, от которой сейчас практически ничего осталось. Единственные исключения - это закрытые наукограды, как Саров, где почти половина школьников регулярно ходит в музыкальные и художественные школы. Но в целом по России ситуация тревожная: уровень грамотности падает, а имена музыкальных и литературных классиков для очень многих практически ничего не говорят.

- С чем это, на ваш взгляд, связано?

- Прежде всего, культура, в отличие от образования, не является национальным проектом. Хотя, на мой взгляд, они не могут существовать отдельно друг от друга. Разумеется, нет необходимости всех заставлять ходить в театр или учить петь в школе. Например, северным народам, живущим традиционным укладом, это, может быть, совершенно не нужно. Другое дело, что у всех должны быть равные возможности, то есть государство должно взять на себя разработку системы выравнивания возможностей. Любой, у кого есть талант и желание, даже находясь на окраинах нашей страны, должен иметь возможность для получения художественного образования. Учитывая всеобщую интернетизацию школ и то внимание, которое президент уделяет новым технологиям, думаю, что это будет не так сложно сделать.

- Вы говорите о создании некой системы «равных возможностей»?

- Да. Давайте посмотрим, как происходило воспитание элит до революции. Фактически духовный и культурный уровень человека был предопределен тем сословием, к которому он принадлежал. Наиболее всестороннее культурное образование получали дворяне, но при этом простых людей, и, прежде всего, сельское население, никак нельзя было назвать чуждыми искусству. Главная причина этого - духовно-церковное образование. Все регулярно ходили в церковь, где слушали хоровую музыку и сами пели, понимали фрагменты службы на греческом языке, а многие в детские годы посещали приходские школы, где давалось хорошее начальное классическое образование. Неслучайно в России есть много примеров появления гениев из народа: Клюев, Есенин…

В советские времена сословная система была разрушена, и у большинства граждан появилась теоретическая возможность получить хорошее образование, только опираясь на собственные знания и талант. К сожалению, в современной России снова произошло разделение возможностей, на этот раз по экономическому принципу: получение хорошего образования стало функцией потраченных на это денег, хотя это совершенно не отражает различия в головах. И этим мы сейчас радикально отличаемся от той же англосаксонской системы образования, на которую так хотели равняться: в ней существует очень эффективный механизм поиска талантов, позволяющий любому талантливому человеку, независимо от его социального положения и размера банковского счета, выбраться наверх.

- Почему поддержке культуры не уделяется сейчас достаточного внимания?

- Невозможно поддерживать культуру, если ты не знаешь, для чего это нужно. Общество должно само решить, куда оно хочет двигаться, какая культура ему нужна и т.д. У нас сейчас часто происходит определение собственной идентичности через противопоставление: мол, у России свой путь, мы развиваемся не как все. И все! Без какого-либо смыслового раскрытия этого тезиса. Но на самом деле изобретать что-то особенное в общественном устройстве крайне неблагодарное занятие. Основа различия в общественной организации заложена в культурном потенциале общества, и, прежде всего, в литературе, живописи, музыке и духовной сфере. Без этого общество начинает легко воспринимать инородные символы, которые в конечном итоге ведут к разрушению идентичности, а иногда и государства. Возьмите в качестве примера Византию хотя бы.

Поэтому нужно обязательно сосредоточиться на культурном воспитании. Если это станет достоянием большой части населения, то это уже можно считать большим достижением. Огромная роль в этом процессе принадлежит правильному использованию ресурсов, находящихся в распоряжении государства, прежде всего, телевидения. Первая и вторая «кнопки» должны показывать в течение дня то, что должно работать на воспитание общества. Нужно максимально использовать и другие имеющиеся каналы информации, как это происходит в западных странах. Например, у немецкого государственного радио, своего в каждой земле, очень высокие рейтинги, и оно как раз преимущественно занимается тем, что «сеет культуру в массы». У каждой радиостанции даже есть собственный симфонический оркестр. Четыре оркестра есть и у британской BBC. А у нас позиция совершенно другая: показываем то, что дает сейчас большие рейтинги, то есть чернуху.

- Такая поддержка культуры требует больших средств. Возможно ли для этого привлечение частных денег?

- Такая модель существует в США, где уже очень давно есть отлаженная система сбора денег (fund raising). Состоятельные люди считают своим долгом поддерживать хорошие начинания в культурной и духовной сферах. В настоящий момент у них это заложено на уровне менталитета, чего нет у нас. Кроме того, как показывает практика, бизнес начинает поддерживать культуру, когда у него появляется уверенность в завтрашнем дне и существует понятное законодательство в области меценатства. В тех же Штатах, например, существуют большие налоговые льготы жертвователям на культуру. В России такого пока нет. Даже если привести в качестве примера попечительский совет Большого театра, то для многих входящих в него бизнесменов членство в нем является просто возможностью создания дополнительных информационных поводов, а не какая-то духовная потребность и проявление социальной ответственности.

- Но сейчас остро ощущается экономический кризис. На фоне более актуальных проблем, вроде безработицы и падения доходов, может быть, и справедливо, что культура, не являющаяся «хлебом насущным», подождет лучших времен?

- С одной стороны, на фоне ухудшающихся экономических показателей и росте дефицита бюджета в России может показаться, что увеличение государственного финансирования культуры является непозволительной роскошью. Но я считаю, что на эту проблему нужно взглянуть по-иному. Как ни странно, но без культуры России не удастся пойти по инновационному пути развития, о котором сейчас так много говорят президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин. Если не стимулировать развитие культурной среды, Россия будет обречена на бесконечное проедание выделяемых административных путем денег. Если у людей не будет постоянной пищи для ума, без которой невозможна генерация творческих и инновационных людей, пределом мечтания для многих будет стабильная работа в госкорпорации или просто в государственных структурах. Ни о какой активизации идей, в том числе и в бизнесе, не может быть и речи. Это, кстати, крайне актуально для малого и среднего предпринимательства, о необходимости поддержки которого сейчас так много говорится. Ведь одним из важных сдерживающих факторов как раз является отсутствие идей и желания напрягаться на фоне высоких докризисных зарплат в госкорпорациях и просто крупных компаниях. Так что, если государство не разбудит творческие силы общества, рассчитывать на успех в экономических преобразованиях не стоит. А ведь у нас до сих пор нет внятно сформулированной национальной концепции в этой сфере, что лично мне особого оптимизма не внушает.

С дирижером Александром Ведерниковым
беседовал Олег Леонов

http://www.pravoslavie.ru/guest/31579.htm

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Ведерников:
Задача государства - сохранение культурной идентичности
Беседа с дирижером Александром Ведерниковым
18.08.2009
Вера пришла ко мне естественно и незаметно
Интервью музыкального руководителя и главного дирижера Большого Театра Александра Александровича Ведерникова
07.03.2006
Все статьи автора
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019