Протоиерей Георгий Бреев: «Когда нам открываются большие возможности, мы должны благодарить Бога»

0
485
Время на чтение 8 минут

Об особенностях нашего времени и проблемах современных христиан мы говорим с митрофорным протоиереем Георгием Бреевым — одним из старейших московских клириков, настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском и храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно, духовником г. Москвы.

— В начале 1990-х, когда Церковь только «открылась» для огромного множества людей, основным настроением были энтузиазм, воодушевление, жертвенность. А каким Вы видите современного христианина? Скажем так: верующий человек двадцать лет назад и сегодня — в чем разница?

— Сейчас духовное горение людей далеко не столь высокое и яркое, как в начале 1990-х. Потому что многие, уже войдя в Церковь, поняли, что открывшийся им путь не так прост и легок, на нем нужно себя духовно созидать, а это труд постоянный: молитвенное правило, исповедь, участие в богослужениях, исправление себя. Кроме того, у людей, уже по-настоящему вошедших в церковную жизнь, трудности начинаются и со стороны «внешнебытовой». Социальные проблемы: создание семьи, рождение и воспитание детей, получение образования, проблема заработка… Воспитание детей стало более трудным, в школах раньше никогда не было таких явлений, как сейчас. Моя дочь педагог, говорит, что дети совсем не хотят учиться; потребовать с них ничего нельзя, так как это может быть расценено как давление, придется иметь дело с «правозащитниками». Сейчас большая проблема среди подростков — компьютерная зависимость: ребенку 10-15 лет, он «влез» туда и категорически не хочет дальше учиться. В виртуальном мире не получают знаний, профессии, а кем он будет без этого? Хорошо тем, кто получил образование и включился в активную жизнь. А кого волна выбросила в трудные условия, кто не получил образования, где ему устроиться? Я всегда призываю молодежь учиться! Сначала получить образование, создать семью, включиться в жизнь с верою в Промысел Божий и всегда призывать Бога, и Господь поможет найти свое место в жизни.

Второе. Дети становятся юношами и девушками, встает вопрос брака. Проблема: где найти надежного человека, который был бы на всю жизнь? Раньше отношение было очень строгое: выбрал — повенчались — и живите всю жизнь, как бы ни было, несите крест. А сейчас статистика говорит, что 70% браков, даже венчанных, распадаются.

Вот кризис так называемый. Раньше, в 1970-80-х годах, человек спокойно ходил в Церковь и нормально жил на заработанную пенсию рублей в шестьдесят. Просишь какой-то помощи — десяток людей найдется. А сейчас та же бабушка решила: детям трудно, пойду-ка я на подработку. И она не может уже уделять Церкви столько времени, сколько уделяла раньше. Подобрать уборщицу, сторожей в храм теперь сложно.

Сегодня тенденция такая: люди, приезжающие из других мест России, зарубежья, берутся за любую работу, в отличие от наших местных жителей. Не знаю, с чем это связано: то ли психология, то ли внутреннее отчаяние. У людей мало веры. Крепкая вера дает человеку силы, вооружает его мужеством: я не должен себя потерять, я должен быть надежным помощником семье, детям, внукам. И Бог открывает ему возможности. Но сейчас чаще пасуют перед трудностями, никнут, когда чувствуют себя окруженными житейскими сложностями. Но это, скорее, касается людей взрослых, молодежь более целеустремленная и цепкая, но у них и идеалы уже другие — быть богатыми, влиятельными.

— Изменился ли человек с умножением в окружающем мире пороков и беззаконий?

— Конечно, человек не может на одном месте стоять: и общество меняется, и культура. Но о человеческом сердце сказано в Библии: «От юности его мысли склонны на зло» (см.: Быт. 8, 21). От прародителей Адама и Евы, видевших рай, родился Каин, ставший убийцей. Как такое могло быть? А потому, что Богом дана человеку свобода выбора. Только Каин замыслил брата убить, а Господь является ему и говорит: «Грех лежит у порога твоего сердца, ты властен над ним, не делай то, на что толкает тебя грех» (см.: Быт. 4, 7). Господь и каждому человеку так же всегда говорит, но страсти обуревают сердце человека всё те же — от начала времен и до сего дня.

— Искушений в современном обществе множество, оно, кажется, целиком из них состоит, но все-таки — какое является самым опасным?

— Есть такая английская пословица: «Если Бог хочет наказать человека, то Он отнимает у него разум». Вот потерять, угасить в себе светоч разума, через который мы познаем, что есть что,— это самое страшное искушение. Если свет, который в вас, тьма, то какова же тьма? (ср.: Мф. 6, 23). Если человек помрачился умом, своими действиями умаляя в своем сердце действие этого света, то он будет ходить во тьме и смотреть на мир и вещи искаженно: неполезное будет считать за благо, благое — отвергать: «Что Церковь, что священники! Все это не то, что нужно!» Потом придет время, он прозреет и скажет: «Ну что я, дурной, делал?», а может быть уже поздно. Самое тяжелое наказание — потерять в себе живое, не раскрыть в себе духовное богатство. Царствие Божие внутрь вас (Лк. 17, 21) — оно в нас, но не наше. Чтобы его раскрыть — надо трудиться, а чтобы трудиться — надо обрести веру и разум, устремленный к нему. Тогда — я обладатель этого Царства, оно во мне живет и действует. Если интерес потерян к поиску духовного, то душа обязательно обратится к материальному и скажет, что это самое главное, а значит — ешь, пей, веселись (Лк. 12, 19), ищи удовольствия — в этом смысл жизни. То есть в страстях! Как язычники по безумию своему говорили: «Станем есть и пить, ибо завтра мы умрем» (1 Кор. 15, 32).

— А кому сегодня сложнее жить — христианину или человеку, не познавшему Бога?

— Для человека внешнего, не мыслящего, не нашедшего свой путь, конечно, сложнее — из-за тех же соблазнов. Кто-то идет к игровым автоматам, застревает там: один раз он выиграл, десять раз проиграл, но он верит в выигрыш! Иногда возле этих автоматов очередь в 5-6 человек: взрослые, интеллигентные люди стоят и мечут по сто рублей, надеются на миллионы! «Моей подруге папа купил машину! А ты, мать, чего сидишь?». Или другое искушение: «А я вот буду жить свободно! Эта и та свободно живут, все у них есть, и я тоже хочу!». Такая психология: без труда, а то и через грех получить миллионы и жить припеваючи — вот ложные цели, ложное понимание жизни. А цель не в легкой и праздной жизни, а в том, чтобы сберечь себя, раскрыть в себе дарования духовные.

Сейчас для жизни характерны резкие контрасты. В советское время была уравниловка: одинаковая зарплата, одинаковое отношение, все — пролетариат. Сегодня, наоборот, рельефность, контрастность резкая. Конечно, в каком-то смысле это и хорошо. Только испытания сейчас совершенно другого рода. Один священник приходит и жалуется: «Как же сейчас трудно семью накормить, поддержать, детей воспитать». Говорю: «А ты не боишься, что слишком богатым будешь? Мы научились с бедностью справляться, а вот с богатством — еще нет. Так что вот чего бойся».

— А может ли вообще христианский аскетизм сочетаться с комфортом? Может ли верующий человек пользоваться теми благами, которые возможны при материальном достатке?

— Все зависит от нашей разумной позиции. Действительно, жизнь стала потрясающе комфортной. Приходишь особняк освятить: и царь раньше так не жил. Хрусталь, золото, мрамор, кнопочку нажал — температура меняется, другую — двери открываются. Многие говорят: «А что еще надо — это и есть рай, вот где надо наслаждаться». Но забывают очень мудрые слова народные: «Бог дал — Бог взял», ты нагим родился в этот мир, нагим ты и уйдешь из него (см.: Еккл. 5, 14). Вот человек встал, помолился, Бога призвал: «Господи, Ты жизнь моя, в Тебе душа моя, в Тебе мысли мои», прочитал Евангелие, как свежей воды напился или горного воздуха вдохнул. А вошел в дом: стены хороши, вещи красивы, но ни они, ни обладание ими никогда не дадут ему подобного ощущения. Наоборот, если за эти «сокровища» держаться, подчинять себя им, то жизнь опустошается, выхолащивается, омертвляется. И ради чего: положат тебя не в этих хоромах, а в трех метрах земли — и всё.

Разум должен отличать живое от мертвого, относительно ценное от абсолютно ценного. Абсолютно ценное — это наша жизнь, и ее нельзя губить ничем. Спаситель сказал: одна живая душа ценнее всех сокровищ мира, которые существует на земле (см.: Мф. 16, 26). И суть борьбы нашего тела, души и духа — это чему отдавать предпочтения. Поэтому если имеешь достаток, то первое — благодарение Господу: «Ты дал мне разум, средства, я благодаря Тебе обустраиваю жизнь». Второе — ты не должен забывать, что, может быть, в квартирке рядом — нужда, нищета, дети брошенные. Господь напоминает: все будете иметь, но не забывайте Меня в лице ближнего своего (см.: Мф. 25, 34-40). Когда человек так и поступает, то он понимает относительность ценности всего земного. Если же он прельщается собственным богатством, тогда становится подобен безумному богачу из Евангельской притчи, и его ждет такой же конец (см.: Лк. 12, 16-21).

— Те изменения, которые происходят в мире, кого-то убеждают, что он стал удобней, лучше, а кто-то, напротив, готовится к апокалипсису, полагая, что конец мира недалек…

— Когда поднимается вопрос об апокалипсисе, я с внутренним юмором всегда говорю: «Это не твоя тема». В жизни надо все проверить своим маленьким опытом. Примерно в то время, когда я только крестился, мне было 18 лет, среди адептов веры того времени настойчиво проводилась мысль о кончине мира. Использовались библейские символы и апокалиптические пророчества и варьировались бесконечные разговоры о конце света и времени Второго Пришествия. А некоторые московские священники, собрав вещи, еду, уходили в горы, на Кавказ, ждать там конца света. И когда я много раз увидел это, разочаровался, обратился к Евангелию, и что меня потрясло? Слова Спасителя: о дне и часе второго Пришествия Господня никто не знает, даже Сын Человеческий, ибо это в руках Небесного Бога Отца (см.: Мф. 24, 4-36, Мк. 13, 5-32).

Когда вдумаешься в евангельские слова, что Христос — Сын Человеческий, умаляя себя, говорит, что Он не ведает время кончины мира, кто же из нас может приписать это запредельное знание миру. Спасителя спросили: «Когда кончина мира?» (см.: Мф. 24, 3, Мк. 13, 4), Он ответил: «Никто не знает о кончине мира». Поэтому надо успокоиться и спросить себя: «Может, еще несколько миллионов лет и более того будет на земле жизнь?».

Ощущение близости Пришествия Христова всегда было остросюжетным. Священник Сергий Булгаков говорил о том, что первые христиане жили девизом: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22, 20). Это слова из Апокалипсиса. И с чем связано это ожидание? С тем, что жизнь — великое таинство, мир земной создан во времени, время течет и исчезает, оставаясь никому неподвластным, разве лишь Богу одному...

Конечно, чем в больший приходишь возраст, тем реальней ощущаешь, что мы живем во временном, конечном мире. И сама природа наша уже теряет активность, живость — чувствуешь, что приближается старость и немощи. Яснее переживаешь бренность и преходящесть мира сего. Ощущаешь особенно, что Господь время дал нам не как бессмысленную маету и суету — переливание дней из пустого в порожнее, а как испытание, чтобы созреть, сформироваться для другого мира. В этом сама суть, это надо почувствовать, прозреть, тогда и жизнь наша приобретает цельность и осмысленность.

Всё уже в плане Господнем определено, а для нас Пришествие — это конец нашей жизни: мы пришли. Не Христос к нам, а мы пойдем к Нему — это скорее будет.

— Какой совет Вы дали бы читателям нашего издания с таким «говорящим» названием — «Православие и современность»?

— Путь спасения, как сказал Спаситель, на все времена — узкий путь. И даже когда нам открываются большие возможности, мы должны благодарить Бога и знать, что все и всё в руке Его. Только нельзя унывать, опускать рук; добивайтесь, чтобы наша жизнь была разумная, освященная высшими идеалами и стремлениями. Хотя она может быть сложной, но губят нас не трудности, а наши пороки и грехи: неверие, гордость, ропот на Бога, на скорби, из-за которых впадают в уныние и тяжелые страсти. Время, в которое нам дает Бог жить,— это то испытание, тот крест, через который мы должны пройти, чтобы войти в вечность. Непременно нужно эти трудности принять, понять, не испугаться их и не умалить в себе веру в помощь Божию. Вот эту внутреннюю собранность и активность, которая всегда человека выводит из любых трудностей, не потерять, не угасить.

Беседовала Татьяна Бышовец

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6893&Itemid=274

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Бреев
«Не заслонять собой Христа, но вести к Нему»
Беседа с протоиереем Георгием Бреевым о духовничестве и о том, каким должен быть духовник
21.06.2016
«Каждый век приносит нам свой особенный крест»
Протоиерей Георгий Бреев о советском времени и о вере
17.12.2013
Осуждение: как с ним бороться
Протоиерей Георгий Бреев о суде человеческом и суде Божием
11.10.2013
Как увидеть в себе действие страстей
И с чего начать с ними бороться, рассказывает протоиерей Георгий Бреев, главный духовник Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском
09.03.2012
Все статьи Протоиерей Георгий Бреев
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 06:25
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44