itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Ребенок и культ потребления

Должны ли дети становится «витриной» для демонстрации достижений их успешных родителей?

0
203
Время на чтение 4 минуты

Несмотря на отсутствие официальной статистики по данному вопросу, есть данные о том, что нынешний финансовый кризис в России вызвал резкое снижение рождаемости и спровоцировал целую волну абортов. Таким образом, широко разрекламированная демографическая политика последних лет, и без того не слишком эффективная, окончательно пошла насмарку. Радость по поводу повышения рождаемости оказалась преждевременной. Уже сегодня можно предсказать, что обещанного прироста ежегодного числа новорождённых на 26% к 2015 году страна, скорее всего, не увидит.

И дело не только в том, что население, совсем недавно поверившее в возможность стабильности и финансовой защищенности, снова разочарованно. Сама пропаганда, приуроченная к годам ребенка и семьи, была построена на неверной идеологической основе.

Несмотря на низкое качество исполнения социальной рекламы, кое-какие результаты она все-таки приносила. Дело не только в количественном повышении рождаемости. Даже если считать, что последний демографический взрыв был связан в первую очередь со вступлением в детородный возраст детей предыдущего бэби-бума, нельзя отрицать, что материнство как образ жизни стал намного популярнее и привлекательнее, даже многодетность перестала восприниматься как удел маргиналов.

Если в конце девяностых и в первые годы нового века материнство часто позиционировалось как пожизненная каторга, а рождение ребенка представлялось концом «нормальной» жизни и откладывалось на потом, то за последние два-три года сам образ матери в общественном сознании претерпел немало изменений, причем на первый взгляд явно к лучшему. Пожалуй, можно говорить о том, что за эти годы деторождение стало «модным».

Конечно, подобное словосочетание для большинства людей (в том числе и для тех, кто попал под воздействие этой моды) звучит дико и даже цинично. Но на самом деле все атрибуты гламура в современном отношении к продолжению рода - налицо.

В первую очередь обращает на себя внимание обилие глянцевых журналов, посвященных материнству и деторождению, череда беременных родивших звезд на обложках, а также появление огромного количества детских магазинов и бутиков. Это несомненно реклама, но проблема вовсе не в этом, а в том, что все вышеперечисленное - на самом деле элементы пропаганды в рамках идеологии потребления. В мире гламура, где демонстрация финансового благополучия стала основным способом самоутверждение, деторождение стало частью такой демонстрации: мы можем позволить себе иметь ребенка.

Вполне естественное побуждение каждого родителя дать своему ребенку все самое лучшее извратилось до почти противоположного: завести ребенка для того, чтобы было, кому дать самое лучшее. Некоторые женские журналы открыто писали о том, что мол хорошо одетый и ухоженный ребенок - это почти что модный аксессуар успешной женщины.

Люди, регулярно посещающие детские магазины, не могли не обратить внимания на то, что детские вещи более или менее приличного качества стоят в несколько раз дороже взрослых. Притом, что материалов на них расходуется в несколько раз меньше, а носятся они недолго, подобное завышение выглядит чистой воды спекуляцией - экономить на ребенке кажется зазорным и родителям приходится выкладывать круглую сумму. То же самое можно сказать о детском питании - крошечные баночки «самого натурального и гомогенизированного» готового питания для детей стоят не дешевле полноценных взрослых обедов.

Огромное количество всевозможных спецтоваров для беременных женщин, начиная от одежды и заканчивая продуктами питания и косметикой, цены на которые также значительно превышают стоимость обычных товаров, играет ту же роль в формировании общественного сознания. Беременность становится поводом «побаловать себя» и попробовать новые формы потребления под видом инвестиций в «здоровье будущего ребенка».

Все бы ничего, но общественный взгляд на эту проблему за последние годы в корне изменился. Дети, одетые в недорогие или даже не новые вещи, что раньше казалось вполне естественным (наверное, все мы в детстве донашивали одежду старших братьев и сестер, дальних родственников и соседей), сегодня вызывают косые взгляды, а родители этих детей осуждаются обществом - мол, жалеют денег на ребенка. Зачем тогда рожали? Плодят нищету? Маргиналы какие-то…

В палате одного из очень неплохих московских роддомов дама, собиравшаяся в ближайшее время стать матерью, на полном серьезе уверяла меня, что в Европе в последние годы «модно» иметь двоих детей, а одного иметь «немного неприлично» - это демонстрация бедности, неуспешности, «все так и говорят - не могут заработать на второго». «Как жаль, что у нас в России неудачниками наоборот принято считать многодетных!» - резюмировала она наконец.

Конечно, мало кто рассуждает так же прямо как эта женщина, но сам образ успешной и обеспеченной матери как наиболее приемлемый в головах наших соотечественников сформировался уже очень четко.

Все бы хорошо, однако погоня за модой - не лучший стимул к деторождению. И не только потому, что необдуманные решения в этой сфере чреваты множественными моральными травмами и испорченными жизнями. Но и потому, что мода - явление преходящее и неустойчивое. Но прирост населения стране необходим стабильный.

Неудивительно, что кризис заставил наших соотечественниц надолго отказаться от мыслей о материнстве - и не только потому, что «дать ребенку все самое лучшее» сейчас может оказаться значительно сложнее. Речь идет не о том, чтобы рожать детей без оглядки на материальную сторону вопроса и при полной невозможности их прокормить. И уж тем более не о том, чтобы из принципа отказаться от тех удобств, которые дают родителям и детям современные технологии, которые, конечно же, стоят денег.

Проблема лежит несколько в иной плоскости. Ценности общества потребления сегодня обесцениваются и разоблачаются (что само по себе не может не радовать), а вместе с ними крах терпит и вышеупомянутая «мода на детей» как на символ успешности и благосостояния.

Именно сейчас необходимо пересмотреть порочное в корне отношение к деторождению как к способу доказать свою финансовую состоятельность и успешность, а к самим детям - как к маленьким и требовательным потребителям благ. Речь идет о переформировании общественного взгляда на вопрос планирования семьи. В таком традиционном по своей сути вопросе новый подход - это хорошо забытый старый. Возможно, нам следует вспомнить о том, какие идеи и чувства еще совсем недавно вдохновляли людей к продолжению рода. Не слишком ли мы поверили в то, что раньше люди «размножались» исключительно по причине несовершенства контрацепции?

http://www.win.ru/civil/1882.phtml

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии