Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О тушении пожара керосином

Сергей  Худиев, Радонеж

Толерантность / 26.03.2009

Как сообщает Лента.ру, российских дошкольников собираются научить национальной и религиозной терпимости. За разработку программы по привитию детям толерантности взялась Общественная палата. Программа, как сообщается, будет опираться на западноевропейский и американский опыт привития людям терпимости. Несомненно, составители программы хотят как лучше — и несомненно, что проблемы, связанные с этническими отношениями, надо решать. Только вот поможет ли нам в этом западный опыт?

 

Американские проблемы, ответом на которые была политкорректность, были и остаются специфически американскими. Эти проблемы связанны с рабовладельческим прошлым этой страны, с англосаксонской традицией расизма, преодоление которой, очень долгое и трудное, не до конца завершилось. Была ли политкорректность удачным методом решения этих проблем? Некоторые американцы считают, что нет; нам, как людям совершенно другой истории и культуры, судить о этом трудно. Долгое время белые американцы обращались со своими чернокожими согражданами в высшей степени дурно, и те проявления политкорректности, которые кажутся нам смешными и утрированными, являются реакцией на прошлые (и не до конца искорененные) несправедливости.

 

Долгие годы сначала рабства, потом сегрегации и разного рода притеснений выдавили негритянскую общину Америки на обочину общественной, политической и экономической жизни; после 60-тых годов люди задумались над тем, как помочь чернокожим преодолеть наследие долгого подавления. Отсюда происходит и «позитивная дискриминация» (предоставление определенных преимуществ) , и «инклюзивный язык», и другие явления, нам со стороны кажущиеся нелепыми и смешными. Со временем тот же подход — меньшинство является угнетенным, следовательно, его надо всячески поддерживать — распространился на другие группы, которые считались — или в действительности были — угнетенными. Образ чернокожего, под бичами надсмотрщиков собирающего хлопок, превратился к некий собирательный образ угнетения, и с неграми себя принялись сравнивать люди, которых никто и не думал бичевать или принуждать к непосильный работе. Возникла мода на гонимость. Мировая история стала восприниматься как история угнетения меньшинств; новые религиозные движения, вроде Викканства, отождествляли себя с жертвами средневековой нетерпимости, ведьмами, и на этом основании привлекали последователей и заставляли замолчать критиков. Причисление себя к меньшинству сделалось средством морального шантажа всех остальных - если Вы не хотите выполнить мои требования, значит Вы являетесь фашистом, расистом, плантатором и гитлеровцем.

 

Другим событием, повлиявшим на идеологию политкорректности, был Холокост; событие неамериканское, но получившее осмысление в рамках того же подхода. Джордж Буш в одной из своих речей назвал его «примером нарушения прав меньшинств». Это не просто бушизм, в этой фразе проявляется определенный подход к реальности. «Нарушением прав меньшинств» можно счесть притеснение чернокожих в США в те же 1940-е годы. Холокост был не «нарушением прав». Он был тщательно спланированным и организованным массовым убийством гражданских лиц, до младенцев включительно, со стороны террористической диктатуры. Подводя его под «нарушение прав» политкорректная терминология сводит под один зонтик а)чудовищные злодеяния вроде Холокоста б)грубые и очевидные несправедливости вроде сегрегации чернокожих в) все, что те или иные активисты объявят нарушением прав группы, с которой они себя отождествляют. На этом фоне активисты, выступающие от лица тех или иных угнетенных, ставят любых своих оппонентов в ряд с нацистами и плантаторами. Идеология политкорректности, таким образом, поощряет тип, который в самих США получил название «расового вымогателя» - человека, который использует свою принадлежность к «угнетенной группе» для приобретения политических, а иногда и прямо материальных дивидендов.

 

Это приводит в переформированию истории как «истории угнетения». В реальности в отношениях между различными этническими, религиозными и социальными группами проявлялось как жестокое угнетение (мы живем в падшем мире) , так и сотрудничество (мы живем не в аду). Политкорректность с ее культом угнетенности делает упор на то, что вы, (палачи) притесняли нас (жертв), и, хотя само притеснение могло иметь место столетия назад, «мы» намерены обвинять «вас» и требовать себе всяческих компенсаций.

Работа "расового вымогателя" состоит в том, чтобы возгревать обиды, нанесенные в прошлом его соплеменникам (или другим людям, от лица которых он берется выступать) и изображать их максимально эмоционально, чтобы вызвать как можно больший гнев против обидчиков и сочувствие к обиженным. Неизбежна при этом и определенная редактура истории - например, конфликт с обоюдными жестокостями будет изображаться, как неспровоцированное зверство одной стороны против ни в чем не повинной другой.
Если перенести этот опыт в Россию, будет ли это способствовать гармонизации межнациональных отношений? Будет ли полезно заняться разысканием и возгреванием обид, которые народы нашей страны в прошлом друг другу понаносили? "Заплатите нам за разорение Казани! - А вы верните нам дань за триста лет!"


Можно спорить о том, принесла ли политкорректность пользу самим Соединенным Штатам; в Западной Европе подобный подход оказался бесспорно неэффективным. При том, что в нашей стране межэтнические отношения куда как далеки от идеала, в Западной Европе они еще хуже. Наберите в любом поисковике Europe race riots (Европа расовые беспорядки), и Вы убедитесь, что мы не видали еще таких сражений — и век бы их нам не видать. При всем нашем неблагополучии, в Москве пока нет районов, куда коренным жителям вход фактически запрещен (как в Лондоне и некоторых других крупных британских городах) , мы не сталкивались с такими массовыми погромами и поджогами, как парижане, и до таких многотысячных уличных побоищ на расовой почве, как в Австралии, нам тоже пока далеко.

 

Нужно ли нам решать проблемы, связанные с этнической напряженностью? Несомненно. Стоит ли при этом копировать опыт западной политкорректности? А вот это очень и очень сомнительно. Как бы не получилось, что мы тушим пожар керосином.

 

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2978




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме