itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Накануне

Значение выборов Патриарха для светского общества не стоит ни умалять, ни преувеличивать

Поместный Собор 
0
369
Время на чтение 4 минуты

До избрания нового Патриарха Московского и всея Руси осталась неделя. Ко времени выхода следующего номера "НГ-религий" преемника Алексия II торжественно возведут на Патриарший престол, а его имя будет включено в диптих Предстоятелей Православных Церквей. 27 января архиереи РПЦ назовут трех достойных кандидатов в Патриархи, а уже на следующий день Поместный Собор начнет голосование по этим кандидатурам. В истории Русской Православной Церкви начнется новый этап.

Ажиотаж вокруг грядущих выборов царит небывалый, и накануне Собора хотелось бы все-таки разобраться: не преувеличено ли значение этого события? Значение не для духовенства и прихожан Русской Церкви, а для людей вполне светских и вовсе неверующих. Ведь таких в России большинство, и это подтвердит любое серьезное социологическое исследование, которое будет глубже поверхностного опроса. Насколько существенно для них то, кого именно РПЦ изберет своим главой?

Многие россияне, в общем, привыкли считать Церковь институтом исторически значимым, культурообразующим и политически влиятельным. При этом единицы отчетливо представляют себе, каким образом РПЦ осуществляет это влияние или же "формирует" современную российскую культуру. Значимость Церкви присутствует в сознании россиян скорее на уровне иррациональных ощущений, нежели рационального анализа - и тем не менее присутствует. Это безусловное достижение РПЦ эпохи Алексия II, достижение Церкви, которая в современном российском обществе де-факто является одной из субкультур (пусть очень развитой и мощной) среди множества других.

Исходя из этого, на уровне ощущений выборы Патриарха естественным образом воспринимаются как нечто архиважное.

О том, сколько в России православных, можно (и нужно!) спорить. Тем не менее даже если принять во внимание, что иерархи РПЦ сегодня выражают точку зрения и интересы не 70%, а 7% россиян, речь все равно идет о довольно значимой группе, мнение которой нельзя игнорировать. Поэтому немаловажно, кто именно будет высказываться от имени этой группы, а если быть более точными - лепить из бесформенной массы "мнения" некие осмысленные высказывания, политическую позицию.

Светский человек и Церковь пребывают в состоянии регулярного диалога, дискуссии, полемики. Для демократического общества это естественно и полезно. При этом конструктивный спор возможен только тогда, когда спорящие стороны хотя бы одной ногой стоят на общей платформе - общекультурной, языковой, интеллектуальной, этической и т.д. Разумеется, из возможных кандидатов в Патриархи светский человек для себя выбирает того, кто, по его представлениям, прочнее других стоит на этой платформе. Другими словами, он выбирает того, кто способен слышать и кого можно понять.

Иерархи РПЦ начиная с декабря призывали общественность не рассматривать избрание Патриарха сквозь призму общих представлений о политических выборах. Безусловно, это была попытка заклинания реальности. Реальность же такова, что настоящих конкурентных политических выборов в сегодняшней России нет и церковные выборы стали для нас своего рода отдушиной. Тем более что и сами иерархи, конечно, лукавят, и предвыборная атмосфера в РПЦ местами была очень далека от братской любви и упования на Божий промысел.

Значение выборов Патриарха для светского общества не стоит умалять. В то же время его не стоит и преувеличивать.

Дело в том, что внутрицерковная предвыборная борьба - это вовсе не конфронтация двух или нескольких концепций взаимоотношений Церкви и общества, Церкви и государства. Это борьба амбиций - в частности, амбиций двух относительно молодых иерархов, публичных фигур, занимающих ключевые посты в структуре РПЦ. Какими бы ни были личные взаимоотношения иерархов или их позиции по сугубо церковным проблемам, Церковь была, есть и остается "группой влияния", членов которой объединяют общие интересы и стремление лоббировать их в коридорах власти. Сближается ли Церковь с властью, подвергает ли ее критике, дистанцируется ли от нее - все это тактические, а не стратегические шаги, которые в большей степени определяются конъюнктурой, нежели фигурой Предстоятеля. Фактически Церковь сегодня выбирает наиболее эффективного лоббиста своих интересов и менеджера. В этом плане церковные выборы мало чем отличаются от выборов светских, политических.

В околоцерковном сегменте интернета в последнее время все чаще можно прочитать о том, что Патриарху-менеджеру Церковь может предпочесть Патриарха-молитвенника. Если под Патриархом-молитвенником подразумевать олицетворение некой новой модели взаимоотношений Церкви и общества, то это вполне утопический проект. Причем утопична здесь не только сама перспектива самоустранения Церкви из активной общественной жизни, ее добровольный уход в своеобразное гетто. Иерарх РПЦ - это фигура истеблишмента, локального или федерального политического бомонда. Это фигура, наделенная вполне светскими атрибутами власти, органично с ними сросшаяся. Иерархов, готовых в трезвом уме от всего этого отказаться, ничтожно мало - если в порядке умственного эксперимента допустить, что таковые в нынешней РПЦ вообще имеются.

Если под Патриархом-молитвенником понимать слабую, непубличную, компромиссную фигуру, закрывающую глаза на деятельность конкурирующих внутрицерковных групп, неспособную умерить их амбиции, то это можно допустить лишь теоретически. В нынешней ситуации это маловероятно. Собор был организован настолько поспешно, что (или чтобы) равным по силе группам было бы весьма затруднительно оформиться. А компромисса достигают именно равносильные соперники. Сейчас, когда единственной реально оформленной представляется лишь "группа митрополита Кирилла", скорее, возможно говорить не о компромиссном, а о протестном голосовании. Но оно едва ли приведет на патриарший престол молитвенника.

Другими словами, сам выбор Поместного Собора едва ли будет иметь для светского общества принципиальное значение. Кто бы ни надел патриарший куколь, он будет вынужден занимать активную общественную позицию и выражать солидарную точку зрения организации, с которой мы уже очень неплохо знакомы.

http://religion.ng.ru/printed/221272

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минин
Призрак унии бродит по Европе
Критически настроенных англикан пригласили обратно в Рим
12.11.2009
Тень Брата Сатаны
Хорватские католики не признают свою вину за геноцид во время Второй мировой войны
22.10.2009
Отмытые финансы Ватикана
За что уволили главного банкира Святого Престола?
09.10.2009
Схрон у поселка Победа
Под Пензой обнаружили новых затворников
07.08.2008
"Синий майдан" и "пиар Ющенко"
Украинские СМИ о праздновании юбилея Крещения Руси
06.08.2008
Все статьи Станислав Минин
Поместный Собор
Инициировать созыв Поместного Собора Русской Православной Церкви
С таким призывом обратился Славянский Фонд к Президенту РФ В.В.Путину
31.08.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин: "Церковная жизнь стала гораздо более динамичной"
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества подвел итоги первого года патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла
27.01.2010
От идеи до воплощения
Решением Священного Синода создана Комиссия по образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
31.03.2009
В Московской Патриархии начались структурные преобразования
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принят ряд важных кадровых и структурных решений
31.03.2009
Все статьи темы
Последние комментарии