В конце 2008 года Милли меджлис («парламент») татарского народа заявил о «нелегитимности насильственного включения Татарстана в состав Российской Федерации» и обратился ко всем государствам мира и ООН с просьбой признать его независимость. «Вот уже 456 лет татары находятся под гнетом самого свирепого человеческого деяния — русского колониализма, - говорится в Декларации о независимости Татарстана, появившейся на украинских «оранжевых» сайтах едва ли не раньше, чем в интернет-представительствах самого «татарского национального движения». - ...Неизменной оставалось лишь одно: политика насильственного крещения, русификации, бесчеловечной эксплуатации, физического уничтожения татар путем постоянного и целенаправленного геноцида». При этом, убеждены миллимеджлисовцы, «каких-либо договоров между Татарстаном и Российской Федерацией о его включении в состав последней не существует».
Как отмечается в декларации, татары лишены возможности избирать президента, «Кремль запретил татарам иметь свой алфавит», «запрещает учить татарских детей на их родном языке», мусульман-татар жестоко преследуют, «происходит беспощадный грабеж естественных ресурсов Татарстана», и всё это творится «на фоне циничного и лицемерного признания Российской Федерацией независимости грузинских республик Абхазия и Южная Осетия». Авторы документа задаются вопросом: «Чем же отличаются права татарского народа — колонии русских — от прав народов вышеназванных республик?». И отвечают: «Ничем. Правда в том, что Россия фактически вновь закабалила и эти народы, сделав их своими подданными. Следовательно, татарам больше невозможно рассчитывать на добрую волю русских колонизаторов, питая напрасные надежды на свою деколонизацию и получение независимости».
Очевидная дикость приведенных «аргументов», отсутствие логики не позволяют отнестись к этой декларации серьёзно, но она тем не менее - факт современной российской политической жизни. «Для защиты интересов татарского народа» утвержден состав Милли назарат («национальное правительство») в изгнании, которое возглавил проживающий в США химик Вил Мирзаянов. За границами Татарстана — в Германии и Турции - обретаются и некоторые другие члены «правительства», зато «министр иностранных дел» Зульфия Кадир (дочь радикальной националистки, заместителя председателя Милли меджлиса Фаузии Байрамовой) не только живет в Казани, но и взяла там ипотеку.
Решение обратиться к международной общественности с просьбой о признании государственной независимости Татарстана было принято президиумом Милли меджлиса еще 26 октября, тогда же восстановили и Милли назарат. Толчком к этим явно неадекватным действиям, как говорят сами националисты, стало признание Косова, Южной Осетии и Абхазии. «Этот прецедент даёт надежду татарскому народу на признание Россией государственного суверенитета Республики Татарстан с обеспечением территориального коридора через Оренбургскую область для экономических и культурных международных сообщений», - говорится в обращении Милли меджлиса в ООН (Татарстан не имеет внешних границ). Что ж, надежда умирает последней.
Характерно, что с вопросами вроде «почему, если другим дают, то нам не дают?» выступают не только откровенные маргиналы, но и вполне вписанные в татарстанский политикум общественные деятели. «Я по своей наивности подумал, что новый президент России вдруг решил пойти по пути Пугачёва: «я пришел дать вам волю», - пояснил, в частности, в ноябрьском интервью «Росбалту» председатель комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев. - Абхазии дал, Осетии дал — я подумал, вдруг и нам дадут. Я высказал не только своё мнение — так считают многие представители татарского народа». В то же время, справедливо отмечает г-н Валеев, «Татарстан, в отличие от некоторых кавказских республик, пошел по другому пути». «Мы хотим решить свои проблемы цивилизованным путем, - говорит он. - Мы пролили уже слишком много крови татар. ...Татары — очень практичный народ, поэтому я думаю, что мы не свернём с этого пути».
Что касается проблем, стоящих перед татарским народом, то, тут же констатирует Разиль Валеев, «в Татарстане более-менее нормально решаются многие вопросы. Нас больше всего беспокоит положение татар, проживающих за пределами республики. ...Если бы Россия приняла новую, демократическую концепцию национальной политики, о чем уже так много говорилось, и необходимые для ее реализации законы и подзаконные акты, тогда особых проблем не было бы». Возмущение Казани вызывает, например, ликвидация национально-регионального компонента образовательного стандарта, в рамках которого в российских школах до 1 сентября 2009 года преподаются национальные языки, культура, история, краеведение, а также «Основы православной культуры». Предлагаемое изучение их в рамках факультатива, естественно, не устраивает ни национальные республики, ни Русскую Православную Церковь, однако пока устраивающее всех решение этого болезненного вопроса, несмотря на десятки совещаний и конференций федерального и межреспубликанского уровней, не найдено.
Однако планы объявления независимости строились значительно раньше косовского или югоосетинского прецедентов. «Россия катится в пропасть фашизма, - вещала Фаузия Байрамова в статье, вышедшей ещё перед прошлогодними парламентскими выборами. - Если после выборов придет фашистская диктатура, мы вынуждены будем поднять вопрос о провозглашении государственной независимости татарского народа перед международным сообществом. ...Мы будем сотрудничать только с демократической Россией, но такой России пока нет». Если татарские националисты-маргиналы действительно считают правление Дмитрия Медведева «фашистской диктатурой», к ним логично адресовать вопросы уже не политического, а сугубо медицинского характера. Похоже, это характерная черта всего «оранжевого» спектра, кредо которого наиболее полно выражено в первой фразе процитированной статьи г-жи Байрамовой: «Для тех татар, кто борется за независимость Татарстана, никакая Россия не нужна».
Умеренные националисты-прагматики считают по-иному: как говорит Разиль Валеев, «мы хотим, чтобы Российская Федерация не разрушалась, а укреплялась». «Распад РФ очень болезненно повлияет на будущее татарского народа, - признаёт он. - Территория Российской Федерации — это бывшая территория Золотой Орды, мы считаем ее и своей прародиной, и нынешней родиной. Почему мы должны хотеть, чтобы она рухнула? Мы этого не хотим». Того же мнения придерживается подавляющее большинство жителей Татарстана — вернее, они просто не ставят перед собой такие проблемы, воспринимая нахождение республики в составе РФ как данность со знаком «плюс» и не мысля об объявлении независимости. Самозванный «Милли меджлис» в Татарстане представляет исключительно собственных членов да около полутора сотен маргинальных националистов, главным образом, преклонного возраста, никоим образом не отражая чаянья татарского народа. О степени народной поддержки «парламента», Всетатарского общественного центра и других карликовых националистических организаций свидетельствует число участников организуемых ими акций — на всех достаточно пары автобусов.
Показательно отсутствие какой бы то ни было реакции на решение Милли меджлиса со стороны республиканских властей, по-видимому, руководствующихся принципом «собака лает — ветер носит». Хотя казанский Кремль ни в коей мере не разделяет подобных идей, эскапады Байрамовой и Мирзаянова способны осложнить отношения с федеральным центром. Однако бороться с их неадекватной положению дел политической деятельностью путем уголовного преследования - значит создать «парламентариям» абсолютно ненужный ореол мученичества. Представляется также, что предположения некоторых аналитиков, согласно которым заявление Милли меджлиса представляет собой «заказ Москвы», якобы ищущей вескую причину для замены главы республики, неверны. Во-первых, «снимать» М.Шаймиева (в особенности сейчас, когда экономический кризис поставил перед властями всех уровней куда более насущные задачи) совершенно незачем, во-вторых, для этого можно найти причину и повесомее, чем безответственные выкрики горстки маргинальных националистов.
Следует обратить внимание, скорее, на следы, оставленные геополитическими противниками России. Вспомним хотя бы, как и кем раскручивалась в начале 90-х годов фамилия Мирзаянова, обвинившего российские власти в нарушении Парижской конвенции о прекращении производства и испытаний химического оружия. Неудивительно, что с 1996 года этот борец за «татарскую независимость» проживает в США, где немало времени провела, кстати, и Зульфия Кадир. «Многие хотят, чтобы Россия распалась, - констатирует Разиль Валеев. - В США есть целые институты, которые этим занимаются — вот они и направляют, и подсказывают, и помогают этого добиться».
Вне всякого сомнения, не случайно, что не стоящие выеденного яйца заявления Милли меджлиса радостно подхватили грузинские (чему уж тут удивляться!) и западные СМИ, тиражирующие заметки о «росте сепаратистских тенденций в Поволжье». Насколько миллимеджлисовцы играют собственную игру, а насколько используются «втёмную» нашими заклятыми западными «друзьями», не особенно интересно. У идеи «отделения Татарстана» нет реального потенциала - ее не поддерживают ни власти, ни население, ни большинство татарской национальной интеллигенции, которой ближе «евразийское» определение Разиля Валеева: «Россия — это колосс, который должен стоять на двух ногах: одна — славянская, другая — тюркская».
г. Казань
http://www.fondsk.ru/article.php?id=1837