Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Право должно служить миру

Михаил  Кузнецов, Русский вестник

Абхазия / 08.12.2008

В октябре 2008 года на острове Родос прошел очередной международный форум «Диалог цивилизаций». В основу публикуемой ниже статьи вошел доклад, с которым выступил известный российский правовед, доктор юридических наук профессор Кузнецов Михаил Николаевич.
   
Для избежания зревшего последние 15 лет конфликта между Грузией и самоопределившимися после распада СССР на референдумах своих народов Южной Осетии и Абхазии Россия многократно обращалась к конфликтующим сторонам с предложением заключить соглашение о неприменении силы в их отношениях хотя бы на первых порах, что соответствует требованиям части 4 ст. 2 Устава ООН.


   Грузинская сторона отказывалась это сделать и стремительно и демонстративно наращивала свой военный потенциал, а затем, подобно фашистской Германии в июне 1941 года, вероломно напала в самый канун начала Олимпийских игр в ночь с 7 на 8 августа с.г. на крохотную Южную Осетию, ударив «ковровыми покрытиями» по её территории «Катюшами» XXI века, стирая с лица земли осетинские города и села, давя танками женщин и детей, добивая лишенных защиты раненых, чего не делали даже фашисты во время Второй мировой войны. Такая зачистка «человеческого материала» была названа грузинской стороной операция «Чистое поле».


   Сегодня наши западные партнеры по цивилизационному диалогу из числа правительственных и в особенности НАТОвских кругов предпочитают замалчивать этот дикий факт и акцентируют внимание лишь на том, что Россия якобы нарушила международное право, поскольку преследовала агрессора на его собственной территории, то есть на территории самой Грузии.


   Что в рамках нашего диалога мы, юристы, должны ответить своим оппонентам?


   1. Неопровержимым фактом является страдание, стоны и плачь по вине грузинских агрессоров тысяч и тысяч аланских детей и женщин. Нынешние руководители Грузии лишили их материнства и детства, радости видеть красоту солнечного света и цветущих растений! Они лишили их воды и хлеба, теплой и чистой постели, простой человеческой радости домашнего очага и общения с себе подобными.


   Это к ним обращено предупреждение: «Посеявший ветер - пожнет бурю» и слова священного Корана: «Поистине же, которые пожирают имущество сирот,.. пожирают в своем чреве огонь, и будут гореть в пламени» (Коран 4:1).


   Россия не допустила полного геноцида алан (осетин) и тем самым выполнила свой исторический, моральный и нравственный долг, вытекающий из духа и буквы Устава ООН и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 09.12.1948 г.


   Напомним, что ст.1 Конвенции гласит: «...геноцид независимо от того, совершается ли он в мирное время или военное время, является преступлением, которое нарушает нормы международного права и против которого они (договаривающиеся стороны. - Автор) обязуются принимать меры предупреждения и карать за его совершение».


   А ст. 4 прямо предусматривает, что «лица, совершающие геноцид или какое-либо другое из перечисленных в ст. 3 деяний (договор с целью совершения геноцида; прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида; покушение на совершение геноцида; соучастие в геноциде. - Автор), подлежат наказанию независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами».


   2. Упреки наших оппонентов по диалогу в том, что Россия вторглась на территорию Грузии с нарушением норм международного права, также не выдерживают критики.


   В международном праве давно сложилась норма о праве преследования и наказания нарушителя, обнаруженного в пределах юрисдикции одной из стран или даже на нейтральной территории (например, в открытом море), на территории его собственной страны. Единственное условие, которое международное право устанавливает при этом, это то, что такое преследование нарушителя должно быть непрерывным.


   Известно и неоспоримо, что российская армия преследовала грузинские войска и международных наемников, осуществивших 7 и 8 августа 2008 года геноцид алан, буквально по пятам, и в этой связи имела полное право принудить их к миру силой оружия на их собственной территории.


   3. Сегодня Грузия пытается убедить международное сообщество в том, что Абхазия и Алания (Южная Осетия) являются частью самой Грузии и ее действия на данных территориях являлись ее внутренним делом.


   Такая уловка, во-первых, не освобождает руководство Грузии за совершенное преступление геноцида, а, во-вторых, не соответствует нормам международного права.
   Общепризнано и не первое столетие является нормой, что государство становится субъектом международного права, т.е. приобретает качество суверенитета на своей территории и независимость во внешних делах в силу факта своего рождения (ipso facta).


   Данное обстоятельство связано с пониманием самой сути международного права и его предназначением регулировать бытие семьи народов.


   Лист, Анцилотти, Оппенгейм, Фердросс, Еллинек, Лаутерпахт, Сель, Джессеп, Мартене, Грабарь, Малиновский, Тункин, Крылов, Дурденевский, Кожевников и другие безусловные авторитеты в науке международного права, ряд из которых являлся разработчиками Устава ООН и судьями Международного суда ООН, исходили и исходят именно из такого понимания международного права.


   Факт рождения государства неразрывно связан с самоопределением народа, проживающего на своей территории. Такое самоопределение должно быть осознанным и без какого-либо влияния извне. Оно не должно быть навязано народу. Возникшая таким образом правосубъектность государства не зависит от дипломатического признания его кем-либо, например, Грузией или США.


   Ни в Уставе ООН, ни в каком-либо ином международно-правовом документе появление нового субъекта международного права не ставится в зависимость от того, признает ли его кто-либо из старых субъектов или нет.


   В этой связи провозглашение своей независимости Аланией и Абхазией на референдумах некоторое время назад без какого-либо подстрекательства или военно-финансовой поддержки со стороны являлось необходимым и достаточным для возникновения этих двух независимых государств, а дипломатическое признание их свидетельствует лишь о начале роста их значимости в решении возникающих международных проблем, например, на Кавказе или в акватории Черного моря.


   Грузия же при таких обстоятельствах в соответствии с частью 2 ст.1 Устава ООН обязана «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира».


   4. Сегодня народы мира имеют полное основание вменить в вину нынешнему руководству Грузии и, прежде всего, президенту М. Саакашвили следующие международные преступления:
   - преступления против мира;
   - военные преступления;
   - преступления против человечности;
   - экологические преступления;
   - геноцид аланского народа.
   С самого начала агрессии против Южной Осетии (Алании) Грузия встала на путь попрания не только общепризнанных принципов и норм международного права, закрепленных в Уставе ООН, но и законов и обычаев международного гуманитарного права, составляющих в совокупности с Уставом ООН стержень и основу, на которой зиждется вся конструкция современных политических, экономических, гуманитарных и иных отношений в современном мире, а именно она нерушима:
   Принцип суверенного равенства государств, зафиксированный в:
   - п. 1 ст.2 Устава ООН;
   - Декларации о принципах международного права 1970 г.;
   - Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, принятому в Хельсинки 1.08.1975 г.
   Принцип неприменения силы или угрозы силой, зафиксированный в:
   - п. 4 ст. 2; ст. 42-47 и ст. 51 Устава ООН;
   - резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Об определении агрессии» от 14 декабря 1974 г.
   Принцип нерушимости государственных границ и территориальной целостности государства, зафиксированный в:
   - п. 7 ст. 2 Устава ООН;
   - Декларации о принципах международного права 1970 г.
   Принцип добросовестного выполнения взятых на себя обязательств, зафиксированный в:
   - п. 2 ст. 2 Устава ООН;
   - Декларации о принципах международного права 1970 г.
   Принцип всеобщего уважения прав человека, зафиксированный в:
   - Преамбуле и части 3 ст. 1, ст. 55 и 56 Устава ООН;
   - Всеобщей Декларации прав человека от 10.12.1948 г.;
   - Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.; Международном пакте о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г.;
   - Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г.;
   - Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 09.12.1948 г.;
   - Конвенции о защите культурных ценностей от 14.05.1954 г.;
   - 4-х Женевских конвенциях о защите жертв войны от 12.08.1949 г.;
   - Дополнительных протоколах N 1 и N 2 к Женевским конвенциям о защите жертв войны от 08.06.1977 г. (далее Дополнительные протоколы);
   - Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г;
   - Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие от 10 октября 1980 г.;
   - Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 18 мая 1977 г.


   Грузия нарушила важное положение международного гуманитарного права о том, что боевые действия во время вооруженного конфликта могут вестись только против вооруженных сил и военных объектов, но не против мирного населения и гражданских объектов (ст. 51 указанного Дополнительного протокола 1 от 08.06.1977 г.). В частности, запрещены любые нападения неизбирательного характера, влекущие потери среди гражданского населения и наносящие ущерб гражданским объектам.


   Грузия нарушила также основное положение международного гуманитарного права, устанавливающее, что стороны в конфликте и их вооруженные силы не могут пользоваться неограниченным выбором методов и средств ведения войны, в частности, тех, которые могут повлечь за собой чрезмерные страдания (ст. 22 и 23 4-й Гаагской конвенции 1907 г. О законах и обычаях сухопутной войны; статья 35 Дополнительного протокола N 1 от 08.06.1977 г.).


   Агрессоры нарушили важнейшие нормы международного права, запрещающие бессмысленное разрушение городов и населенных пунктов, бомбардировку или уничтожение, или приведение в негодность объектов, необходимых для выживания гражданского населения (ст. 25 4-й Гаагской конвенции 1907 г. О законах и обычаях сухопутной войны, статья 54 Дополнительного протокола v 1 от 08.06.1977 г.).


   Агрессоры нарушили 27 статью 4-й Гаагской конвенции 1907 г. О законах и обычаях сухопутной войны; статьи 19 и 35 1-ой Женевской конвенции 1949 г., статьи 9 и 12 Дополнительного протокола N 1 от 08.06.1977 г., запрещающие бомбардировку и разрушение медицинских и санитарных учреждений, в том числе санитарно-транспортных средств.


   Агрессоры нарушили нормы международного права, в частности, статьи 35 и 55 Дополнительного протокола N 1 от 08.06. 1977 г. и Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 18 мая 1977 г., запрещающих применять «методы или средства ведения военных действий, которые имели своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде» и тем самым «нанесут ущерб здоровью или выживанию населения».


   Агрессоры нарушили положения международного права, обеспечивающее особую защиту культурных ценностей. В частности, в Дополнительном протоколе к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей 1954 г. прямо говорится о запрете «совершать какие-либо враждебные акты, направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов». В Южной Осетии агрессоры осквернили и разрушили не только христианские святыни, но и стерли с лица земли синагогу и еврейское кладбище.


   Агрессоры нарушили положение международного гуманитарного права, предусматривающее защиту имущества.


   В статье 53 4-й Женевской конвенции 1949 года запрещается всякое уничтожение «движимого или недвижимого имущества, являющегося индивидуальной или коллективной собственностью частных лиц или государства, общин, либо общественных или кооперативных организаций, которое не является абсолютно необходимым для военных операций».
   Агрессоры нарушили положения статьи 76 и 77 Дополнительного протокола N 1 от 08.06.1977 г., статьи 24 4-й Женевской конвенции 1949 г., касающиеся особой защиты женщин и детей, а также Декларацию, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г., о защите женщин и детей в чрезвычайных ситуациях и в период вооруженных конфликтов.
   Все выше перечисленные действия грузинского руководства в совокупности подпадают под юридическую квалификацию, данную в ст. 6 Устава Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналов, а именно являются преступлениями против мира, военными преступлениями, преступлениями против человечности, а также преступлением геноцида.


   В отношении указанных преступлений Конвенцией о геноциде, Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительным протоколом N 1 от 08.06.1977 г. предусматривается уголовная ответственность.


   В соответствии со статьями 49, 50, 129, и 146 1-й, 2-й, 3-й, 4-й Женевских конвенций 1949 г., соответственно, и статьей 86 и 87 Дополнительного протокола N 1 от 08.06. 1977 г. правительства должны обеспечить эффективное уголовное указание для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения. Обвиняемые могут предстать перед международным трибуналом.


   Уставом Нюрнбергского трибунала, чьи нормы являются общепризнанными нормами международного права, установлено, что «должностное положение подсудимых, их положение в качестве глав государств или ответственных чиновников различных правительственных ведомств не должно рассматриваться как основание к освобождению от ответственности или смягчению наказания».


   Никакие сроки давности не применимы к военным преступлениям, что зафиксировано в статье 1 Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26.11.1968 года.


   С учетом вышеизложенного и принимая во внимание бесчисленные страдания аланского и абхазского народов, сознавая свою историческую ответственность перед грядущими поколениями народов мира, понимая необходимость решительного, ясного, четкого и жесткого осуждения преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечности, мы, народы мира, поддерживающие и на деле осуществляющие диалог цивилизаций, вправе и должны:


   1. Гневно осудить агрессию Грузии и ее покровителей и подстрекателей против аланского и абхазского народов.
   2. Потребовать очистить территорию Грузии от военных арсеналов, напичканных западными образцами оружия, и американских и израильских военных инструкторов.
   3. Квалифицировать политику Грузии в отношении народов Абхазии и Южной Осетии как геноцид.
   4. Квалифицировать персональные действия Саакашвили и его ближайшего окружения как действия заговорщиков, имеющих цель дестабилизировать весь кавказский регион с использованием военной силы и наемников. Такие действия не имеют ничего общего с подлинными интересами миролюбивого грузинского народа, многократно в своей истории доказавшего свою любовь, дружбу и уважение к другим народам.
   5. Предложить правоохранительным органам государств, входящих в ООН, в соответствии с процедурой, предусмотренной соответствующим национальным уголовно-процессуальным законодательством, возбудить уголовные дела в отношении указанных лиц по признакам геноцида аланского народа.
   6. За осквернение священной силы международных договоров и Олимпийского движения признать М. Саакашвили и его ближайшее окружение международными преступниками и вынести приговор по их вечному народному проклятию. Они должны быть объявлены в розыск, пойманы и осуждены.
   7. Потребовать от Грузии возмещения экономического и морального ущерба, ущерба, нанесенного культурным и историческим памятникам, образовательным и научным учреждениям, здоровью людей в Абхазии и Южной Осетии в сроки, обеспечивающие быстрейшее восстановление разрушений и освобождения указанных народов от техногенной и гуманитарной катастрофы.


   Право должно стоять на службе мирного, устойчивого и прогнозируемого общественного развития на Кавказе и сурово карать тех, кто пытается ввергнуть его народы в пучину кровавых войн.

http://www.rv.ru/content.php3?id=7735




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме