Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Заявление Православного братства «Радонеж» в связи с Великим голодом 1932-1933 годов

Радонеж

21.11.2008

В последнее время внимание общества, как в России, так и на Украине, привлечено к воспоминанию великого голода 1932-1933 годов, поразившего многие области Украины, России и Казахстана. Трагические события той эпохи ставят нас перед необходимостью понять, что произошло, и какие уроки нам следует из этого извлечь. Важно дать и православную оценку тому, что происходит сейчас, и как события прошлого отражаются на нынешних отношениях между людьми и между народами.

 

Православные христиане призваны оценивать происходящее с точки зрения вечности, с точки зрения нашей ответственности перед Богом, а не с точки зрения текущих национальных или политических страстей. Ради будущего наших стран мы должны честно ответить на вопросы - «Что произошло? Как такое стало возможным? Как эти события осмысляются сейчас? Как нам относиться к нашему прошлому?»

 

Рассматривая исторические факты, мы должны признать, что голод возник и принял такие катастрофические масштабы в результате действий коммунистической власти. Среди причин голода можно назвать коллективизацию и ликвидацию кулачества как класса; завышенные планы хлебозаготовок; изъятие у крестьян продуктов, запрет покидать охваченные голодом районы и другие действия, которые не могли не привести к многочисленным жертвам.

 

Как такое могло произойти? Происшедшее было не случайным, а неизбежным проявлением идеологии воинствующего богоборчества, идеологии, рассматривавшей насилие как «повивальную бабку истории», идеологии, видевшей в людях расходный «материал» для осуществления своих утопических планов «светлого будущего».

 

Как в России и на Украине эти события рассматриваются сейчас? Достойно и справедливо сохранять и поддерживать память о жертвах того страшного времени. Помнить уроки истории, молиться об упокоении жертв — наш общий долг. В этом отношении недоумение вызывает не то, что на Украине широко поминают жертв безбожной власти, а то, что такого поминания не происходит у нас, в России. Однако нельзя не отметить, что в действиях властей Украины просматривается тенденция к искажению исторической правды и к использованию общей трагедии наших народов в текущих политических целях, которые мы не можем признать благими.

 

Наши народы связывает глубокая духовная, языковая, культурная и историческая близость; корни нашей, православной, восточнославянской  цивилизации лежат в Киеве, летописцы называют жителей Киева «русскими людьми», былины киевского цикла записываются под Архангельском, невозможно и перечислить множество общих кровеносных сосудов, пронизывающих ткань и русской, и украинской культуры.  Эта историческая реальность, однако, устраивает не всех, и воинствующим националистам хотелось бы представить русский народ как не просто чуждый украинскому, но народ враждебный, вековой губитель, враг и угнетатель. Усилия властей, которые настаивают на том, чтобы называть голод «геноцидом» сонаправлены именно таким настроениям.

 

Геноцид, согласно международно принятому определению, (от греч. — род, племя и лат. — убиваю) — "действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу".  Исторически этот термин в данном случае просто неверен. Действия коммунистов не были направлены на уничтожение именно украинцев; это преступление было направлено против крестьян независимо от их национальности, в роли палачей выступали коммунисты также самого разного этнического происхождения. «Хлебозаготовками» на Украине, приведшими к голоду, руководили украинцы Косиор и Чубарь, их подручными были также, в основном, местные кадры.

 

Особенно важно, что этот термин проводит границу между жертвами и палачами по этническому признаку — есть некая этническая группа, которая подвергается уничтожению, есть представители другой этнической группы, которые это уничтожение совершают. Какая национальность является жертвой — понятно; какой отводится роль палача — вслух на официальном уровне не проговаривается, а на неофициальном, увы, достаточно легко услышать что Москва веками (!) осуществляла геноцид украинского народа.

 

Мы должны четко разграничить скорбную память о жертвах голода, с одной стороны, и манипуляцию их страданиями в текущих политических целях — с другой.

 

В России голод тех лет не является предметом националистических спекуляций, но не является, увы, и предметом должного осмысления. О русских жертвах голода вспоминают только тогда, когда надо возразить украинским националистам. Чудовищное зло в истории нашей страны остается неоплаканным, жертвам беззаконного и безбожного насилия отказано даже в народной памяти. Только Церковь — и немногочисленные общественные организации — поминает жертв большевистской тирании. На государственном уровне внимание к этим трагическим страницам нашей истории совершенно недостаточно. Чтобы двигаться   в будущее, мы должны оплакать жертвы прошлого — и тогда никто не сможет использовать общую трагедию русских и украинцев, чтобы вбивать клин между нашими народами.

 

 

РАДОНЕЖ

20 ноября 2008 года

 

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2875




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме