И так оно и есть. Пятнадцатилетнее существование "Руси Державной" - это, конечно, чудо Божие, чудо Божией Матери.
Теперь, слава Богу, выходит множество центральных и местных, православных и патриотических газет и журналов, и часто на высоком профессиональном уровне. Но "Русь Державная" выбрала с самого начала и прошла эти годы особым путем, очень важным, думается, для всех нас - для Православия, для Церкви, для России, для всех этих сложнейших лет, для нашего будущего.
У нас есть ныне патриотические издания, но в них, увы, иногда нет Православия или оно там в лучшем случае "в гостях". Там встречаются и коммунистические, и ярко выраженные безбожные, антицерковные статьи. У нас есть даже неоязычество - и тоже как якобы нечто сверхрусское. Якобы его последователи - более русские, чем Ломоносов и Суворов, Пушкин и Достоевский, Королев и Гагарин. Да и вообще чем все наши предки, которые жили на нашей земле больше тысячи лет и были крещеными верующими православными людьми. Более того, наши русские воины - их миллионы! - жизнь свою положили за Веру, Царя и Отечество - начиная со святого Александра Невского, в схиме Алексия.
У нас есть сегодня и множество православных изданий - но их, к сожалению, никак не отнесешь к патриотическим. Они бы, пожалуй, даже обиделись, назови их таким словом. Можно насквозь прочитать эти газеты или толстые, прекрасно отпечатанные журналы и ни разу не встретить слова "русский". Патриотическое - это, мол, что-то не очень православное, не очень церковное, что-то политическое, уж слишком узко смотрящее на мiр...
Есть у нас серьезные государственные, военные издания, но в них, увы, Православие даже и в гостях не бывает - оно тут как бы не при чем. Это якобы не какой-либо государственный и не военный вопрос, а религиозный.
И вот, слава Богу, есть газета, где неизменно соединены Православие и русский патриотизм - "Русь Державная".
Она прошла, и идет, и, Бог даст, будет идти этим, срединным, царским, соединяющим, глубоко историчным - и именно православным, и именно русским путем.
И это очень важно.
В этом пути, в этом соединении - жизнь, сила, правда, прошлое и будущее нашей Церкви, нашего Отечества, нашего народа.
Наше великое Отечество - его и духовная, и государственная сила, его независимость, его державность - началось этим соединением. Тогда, когда тогдашний глава государства, святой благоверный князь Димитрий Донской, отправляясь на Куликовскую битву, принесшую нашей Родине освобождение, поехал за благословением к игумену Земли Русской преподобному Сергию.
Преподобный старец молился за воинов, сражавшихся на поле битвы. Воины, помолясь, отстаивали наше православное Отечество. Православие и патриотизм - это завет, это благословение преподобного Сергия. Зримый тому символ - его благословение двух монахов, святых Пересвета и Осляби, на ратный подвиг.
Наша Церковь - Сергиевская. Патриотическая.
И страна наша - Сергиевская. Православная.
Матерь Божия, Пресвятая Богородица в день Своего Рождества даровала нам эту великую Победу. Она, Матерь Божия Державная, благословила это соединение. Россия как страна православная - и Церковь наша как Церковь державная - это благословение Пречистой. Это наша реальная церковная, духовная и государственная, общенародная история. И отступление от этого завета - это и отступление от истинного патриотизма, и от чистоты Православия.
Заповедь о любви к ближнему - это и заповедь о патриотизме, о любви к своему народу. И она неотделима от заповеди о любви к Богу - подобная ей, по слову Спасителя.
Также и заповедь Чти отца твоего и матерь твою. Господь заповедал почитать всех отцов и матерей, но особенно - твоих, родных. А значит - и твое Отечество. Родину-мать, которая у тебя одна.
Это - истинная вера.
Мы не более православные, чем преподобный Сергий. А он был русским патриотом.
Это единение, эта вера, эта державность завещаны нам всеми святыми, в земле Русской просиявшими (Русской - в тропаре Патриарха Сергия (Страгородского), в службе святителя Афанасия (Сахарова); а кто же это отредактировал в 1946 году на "Российской"?..) И святым благоверным князем Даниилом Московским со всеми святыми нашими князьями и царями. И великим аввой Сергием со всеми его святыми учениками, начиная с преподобного Саввы Сторожевского. И священномучеником Патриархом Ермогеном, вера и мужество которого вдохновили Минина и Пожарского на избавление Руси от погибели. И святителем Митрофаном Воронежским, помогавшим Императору Петру строить флот, ходящий под флагом с крестом святого апостола Андрея Первозванного. И святым праведным воином Феодором Ушаковым, адмиралом Флота Российского. И святителем Московским Филаретом (Дроздовым), составлявшим молитвы о победе нашего воинства. И преподобным Серафимом Вырицким, отмаливавшим наш народ в дни Великой Отечественной войны...
Наш великий чудотворец, святой праведный Иоанн Кронштадтский даже молитву Господню - основу нашего Богослужения - напрямую связал с Россией:
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится Имя Твое в России!
Да приидет Царствие Твое в России!
Да будет воля Твоя в России!..
Слова этой молитвы эпиграфом привел в своей книге "Русская симфония" великий старец-святитель наших смутных лет - митрополит Иоанн (Снычёв). Мы помним, как первую свою громогласную статью он озаглавил: "Быть русским!" За ней последовали многие, одна другой важнее для нас и сегодня...
"Понятие Родины священно, - писал Владыка после кровавых осенних событий пятнадцать лет назад - тогда, когда начала выходить газета "Русь Державная", - ибо его даровал каждому человеку Сам Господь Вседержитель, от Которого, - по слову Священного Писания, - именуется всякое Отечество" (Еф.3:15)".
Нам даны жития святых для того, чтобы мы, изучая, как они жили, как верили, что любили, в том числе и как любили нашу общую с ними Родину, тоже шли по пути спасения.
Царский путь - это и путь православно-монархический. Наша Церковь - филаретовская. Мы не более православные, чем он. А он был монархистом.
За Веру, Царя и Отечество - это завет наших нынешних старцев: протоиерея Николая Гурьянова, иеросхимонаха Моисея (Боголюбова), архимандрита Кирилла (Павлова)... Именно у архимандрита Кирилла, духовника Троице-Сергиевой Лавры, брал благословение на издание "Руси Державной" ее основатель и безсменный главный редактор Андрей Николаевич Печерский - и все эти годы не раз обращался к Батюшке за советом, публикуя в газете его столь важные для нас наставления.
Как же не быть православному патриотом, как не любить тот народ, ту страну, которую возлюбила Сама Царица Небесная - и избрала Своим Уделом, Своим Домом! Которую Она столько раз избавляла от неминуемой гибели - и избавляет. Где Она прошла Своими стопочками. Где Она столько раз являлась наяву - и преподобным Сергию и Серафиму, и простым нашим воинам на фронте. Где Она явила столько Своих чудотворных икон, в самих названиях которых - имена наших городов и рек: Владимирская, Казанская, Смоленская, Калужская, Донская...
Как не любить ту страну, тот народ, где Господь явил больше всего святых, возставил больше всего храмов, монастырей, сподобил запечатлеть свою веру в Него кровью новомучеников ХХ века!
Мы знаем, кто не любит Россию, кто не любит русский народ. Их не то что не любит, их ненавидит дьявол. Уж это он доказал не раз. Именно он жаждал всегда и жаждет ныне полного уничтожения нашего народа. Больше всего ему мешают Православная вера и державный народ, ее исповедующий, считающий ее главным своим сокровищем.
"Разделяй и властвуй" - его тактика. И прежде всего - разделять Православие и русский патриотизм.
Недаром пугалом всякого русского патриотизма - "великодержавным шовинизмом" - пугал лютый враг Православия, яростный безбожник, раскрещивавший Русь, основоположник ГУЛАГА.
Державное управление по-настоящему может быть только православным, с молитвой и покаянием, по Божьему благословению, людьми верующими, которые могут понимать и творить волю Божию о нашем православном Отечестве, а не быть управляемы через свои страсти противоположной, губящей всех и вся черной силой.
В эти пятнадцать лет Россия в очередной раз была приговорена к гибели. И она выстояла. Выстояла со Христом, предстательством Царицы Небесной. Христос - камень, камень веры, и врата адовы безсильны.
Православная газета по-настоящему соединена с народом, потому что народ наш патриотичен. И этим она способствует очищению его мiровоззрения от остатков коммунистических заблуждений, от уродливого и ложного так называемого "социалистического патриотизма", от уродливого и ложного так называемого "национал-большевизма". Она говорит ему, что настоящий русский патриотизм - это отношение к России, как к православному Отечеству, потому что Русь наша больше тысячи лет православная, Православие вошло в плоть и кровь, создало, возвысило, воспитало душу нашего народа. Разве может быть русский патриотизм, не уважающий вековые поколения нашего народа, которые все были крещеными?
Вот почему с самого начала существования "Руси Державной" мы думали о том, что она, если Бог поможет, может стать центральной газетой в России. Недаром ее главный редактор пришел в нее из "Правды" - первые наши встречи и были там, на седьмом этаже, в ее стенах. Она сохранила некоторые черты тогдашней главной газеты нашего государства: формат, 8-полосность, строгий, серьезный, буднично-торжественный русский стиль ("Правда" и тогда была более русской газетой, чем, скажем, "Известия").
И "Русь Державная" действительно стала центральной нашей газетой. Не по тиражу, не по частоте выхода, не по официальной принадлежности, это всё не главное в жизни, как известно, тем более перед Богом. По духу, по сути, по отношению к истинному благу народа, к тем задачам, которые ставит перед нашим народом Господь. Потому стала, что идет центральным, главным нашим государствообразующим православно-державным курсом, которым шла наша страна все века своей православной истории и который только и может вывести ее из смутного времени сегодня.
Она отнюдь не развлекала, не развращала народ эти годы, не занимала его внимание всем тем, о чем вполне можно и не знать - подробностями видимаго сего жития, которые иногда кажутся очень важными, но о которых мы забываем через неделю. Она привлекала его внимание к самому нужному его душе. Она поверяла земное небесным. То есть, она давала главный ориентир, нужный людям всегда: что есть истинное добро и что есть зло. И по отношению к этой важнейшей задаче она стала центральной.
Собственно, для страны, как это всё лучше понимает наш народ, это и был бы наилучший путь: от "Правды" - к "Руси Державной".
То есть, не ломая революционно все то, что было создано, защищено нашим народом величайшим напряжением сил в мирные и военные годы, но, сохраняя государственную, экономическую, военную, научную, культурную, социальную, образовательную мощь страны, вдохнуть во всю нашу жизнь главное, чего ей не хватало - дух Православия, выводя страну на традиционный державный путь, давая ей силу и правду - истинную правду, правду святого Александра Невского, сказавшего: "Не в силе Бог, но в правде". И эти его слова вполне могли бы стать лозунгом этой, новой русской "Правды", заменив, по сути, еще Сталиным отброшенный лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"
Да, это было начато уже давно, борьба за русский путь шла всегда, ни на минуту не затихая.
Если мы развернем номер "Правды" от 10 мая 1945 года, который возвещал о нашей Великой Победе - мы удивимся: какой же он тихий, скромный... Даже без "шапки" наверху первой полосы. А в "Обращении тов. И.В.Сталина к народу" - ни слова коммунистического: "...Вековая борьба славянских народов за свое существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией..." В этом номере газеты в одной заметке слово "Бог" даже напечатано с большой буквы.
Братья наши по рождению, да часто и по купели, русские патриоты, по недоразумению до сих пор называющие себя нерусским словом "коммунисты" и считающие себя приверженцами нерусской, присланной на нашу многострадальную землю из Германии идеологии! Давайте разберемся, что за коммунизм вы исповедуете? Маркса и Энгельса, основоположников этого учения? Так ведь они отнюдь не отличались любовью к нашей Родине. Другой коммунист, который возглавлял партию большевиков в нашей стране тридцать лет, в 1934 году в работе "О статье Энгельса "О внешней политике русского царизма" прямо критиковал ее автора за его отношение к России, цитируя одно из его писем: "Если Россия начнет войну, - вперед на русских и их союзников, кто бы они ни были!"
Но, может быть, вы последователи Ленина с его лишением России ее имени и переименованием в безнациональный, даже безтерриториальный "СССР", со стремлением отсечь от русского народа его веру, его историю до 1917 года, его вековую культуру?
Или вы приверженцы коммунизма Троцкого, Свердлова, Бухарина, Кагановича, Тухачевского, Хрущева и множества их единомышленников как в РСДРП, ВКП(б), так и в КПСС? Но их никак к русским патриотам не отнесешь...
Получается, что вы - последователи Сталина, потому что именно под его руководством, его волей, в результате смертельной схватки с большевиками-русофобами, стремившимися к мiровой революции, ради которой, по Ленину, не жаль было бы, чтобы погибло 9/10 русского народа (то есть больше, чем по планам Гитлера), в нашу реальную жизнь, особенно начиная с того же 1934 года и тем более во время Великой Отечественной войны, стал действительно возвращаться и крепнуть русский патриотизм. И получалось, что коммунистическая и русская идеология как-то причудливо сосуществовали. Но ведь это не значит, что Сталин именно так думал, к этому стремился. Это был вынужденный компромисс, некое двоевластие.
Об этом свидетельствует, в частности, эпизод, происшедший 24 мая 1945 года, в день святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, просветителей славян, когда в Кремле, как известно, был устроен прием для военачальников по случаю Победы, и Сталин, находившийся, пожалуй, на вершине своей власти - именно поэтому - произнес свой самый патриотический тост. В официальной редакции он звучит так: "Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа, и прежде всего русского народа". Юрий Андреевич Жданов, будущий зять Сталина, в тот день не присутствовал на приеме. "Но когда я вернулся из Югославии в Москву, - вспоминал он, - услышал от отца несколько другой вариант. Первая фраза Сталина была: "Я хотел бы поднять тост за здоровье всего русского народа". И тут на весь зал прозвучала реплика: "Советского народа". Сталин немного помолчал и повторил приведенную фразу без изменений".
Нам еще очень многое предстоит прояснить в изрядно замутненной, хорошо засекреченной истории России ХХ века. И в этом тоже потрудилась "Русь Державная".
Одним из важнейших прорывов в правду нашей истории была публикация в одном из первых номеров газеты отрывка из только что вышедшей тогда книги воспоминаний о блаженной Матроне Московской год назад ушедшей от нас Зинаиды Владимировны Ждановой (Царство ей Небесное!), у которой восемь лет жила святая старица. Именно из той публикации мы впервые узнали о приезде к Блаженной Сталина в 1941 году.
Если бы это был единственный такой факт, а то ведь нет, они идут с разных сторон, подтверждая друг друга, и от людей, очевидцев.
Только что мне рассказал один генерал, что в приемной Министерства обороны СССР на улице Кирова (Мясницкой) была комната, которую служившие в этом здании со времен войны, передавая друг другу, называли "молельной комнатой Сталина".
Такова, прежде всего, сила Божия, сила Божией Матери Державной, Которая с 1917 года царствует в России и творит чудеса русской истории.
Так что И.В. Сталина можно считать, скорее, "коммунистом на бумаге" (по домашнему выражению Маршала С.М. Буденного о себе). А по делам, по тому, что ему удалось, по главной цели его жизни, по месте в истории России - русским патриотом, создателем и возглавителем русской армии, одержавшей самую великую Победу в мiровой истории ("Он любит Россию, он всю душу свою положил в войну", - говорила блаженная Матрона). И "не безбожником", по авторитетнейшему свидетельству Святейшего Патриарха Алексия I. То есть, скорее, антикоммунистом (скольких коммунистов победил!) и контрреволюционером (как многое вернул в нашу жизнь дореволюционного!) Так и считал Л.Д. Троцкий, написавший в 1936 году книгу "Преданная революция".
Если бы мы, все русские люди, объединились сегодня в любви и ко Христу, и к России, то, наверное, совершилось бы новое русское чудо...
Пятнадцать лет назад, в прошедшие годы мы упустили, возможно, исторический шанс для России пойти по традиционному русскому державному пути. Так же, как был упущен для этого, может быть, еще более реальный шанс в 1947-м, может быть в 48-м году...
Чего нам всем не хватило?
Прежде всего, веры.
Единства во Христе.
Эту цель хранила и продолжает держать для всех нас "Русь Державная".
Не все публикации газеты, которая стремилась предоставить трибуну многим нашим соотечественникам, имеющим разный духовный опыт, были безукоризненно церковными. Но церковно-государственная линия, опирающаяся на точку зрения наших иерархов, священников, общественных деятелей, которых выделяла редакция за их прямоту, за их искреннее отношение к России, за печалование о нашем народе, за безкорыстную любовь к правде Христовой, к русской правде, - была незыблема из номера в номер. И газете удалось стать голосом нашего православного русского народа, поддерживая все духовно укрепляющее, объединяющее наше общество, созидающее его соборность на самой прочной, проверенной русской историей основе: Православия, Самодержавия, Народности.
Ин суд Божий и ин суд человечь. То, что нам, людям, кажется важным, у Бога может не иметь никакой цены. И наоборот - малое в глазах людей может решать судьбу народа, потому что Господь это принимает.
Дай Бог, чтобы Господь принял скромный труд в двух-трех невзрачных комнатках этой, можно сказать, скитающейся с место на место по Москве редакции, делающей свое очень трудное и очень счастливое дело - и даровал нашему народу то, ради чего она существует, по молитвам Пречистой.