«Совершенствование системы духовного образования - не "единовременный" акт, а постоянный процесс» - проректор по учебной работе Московской духовной академии

0
418
Время на чтение 5 минут

Проректор по учебной работе Московской духовной академии и семинарии, заслуженный профессор Михаил Степанович Иванов в беседе с корреспондентом портала "Богослов.Ru" иеромонахом Адрианом (Пашиным) рассказал о реформе системы духовного образования и сотрудничестве с "Православной энциклопедией".

Иеромонах Адриан (Пашин): Прошло уже несколько лет с начала реформы духовных школ Русской Православной Церкви. Вы с самого начала находитесь внутри этого процесса. Каковы, на Ваш взгляд, результаты этих преобразований?

Михаил Степанович Иванов: Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший с 24 по 27 июня 2008 года, положительно оценил итоги этой реформы. Вместе с тем, члены Собора выразили пожелание, чтобы совершенствование системы духовного образования было продолжено. С этой целью ими был предложен целый ряд мер по улучшению этой системы. Учитывая это пожелание и эти предложения, с моей точки зрения, реформу духовного образования можно понимать не только как процесс, ограниченный временем, после завершения которого наступает некий статус-кво. Любая реформа в своей основе заключает идею развития и совершенствования. Ради осуществления этой идеи она и совершается. Развитие и совершенствование чего бы то ни было, в том числе и системы духовного образования, - это не "единовременный" акт, а постоянный процесс, сопровождающий духовную школу и предохраняющий её от косности и застоя.

В Московских духовной академии и семинарии этот процесс начался фактически со времени так называемой перестройки, когда слова "реформа" ни у кого ещё не было на устах. Сначала на повестку дня была поставлена кадровая проблема, поскольку в советские годы её решение было осложнено идеологическими препонами. Затем в Семинарии и Академии был введён целый ряд новых учебных курсов с одновременным исключением из перечня таких дисциплин, как История СССР и Конституция СССР. Впоследствии период обучения в Семинарии был увеличен с 4 до 5 лет, а выпускники этой школы стали писать и защищать дипломные работы.

В МДА реформа в собственном смысле слова началась с введения отделений с целью специализации студентов. Необходимость в такой специализации появилась прежде всего по причине открытия духовных учебных заведений, у которых возникла острая потребность в преподавательских кадрах. В такой специализации нуждалась и церковная наука, фактически возрождавшаяся в этот период. На четырех открывшихся отделениях - богословском, библейском, церковно-историческом и церковно-практическом - пришлось срочно разрабатывать и вводить более двадцати новых учебных курсов и спецкурсов. Тогда же началась дискуссия о написании кандидатских диссертаций. Хотя в реформированной Академии право их написания сегодня предоставлено студентам, до сих пор раздаются голоса в пользу открытия при Академии аспирантуры.

Иером. Адриан: Стоит ли вопрос об аккредитации духовных школ?

М.С. Иванов: Положительно воспринятая Архиерейским Собором реформа системы духовного образования тем не менее не решила всех проблем, стоящих сегодня перед учебными заведениями Русской Православной Церкви. Одной из них до сих пор остаётся проблема аккредитации духовных школ и влияние последней на специфику богословского образования. Другую проблему может породить введённая в Европе, а в последнее время и в России так называемая Болонская система обучения. Как известно, переход светских вузов на эту систему вызвал настоящую полемику и породил множество сомнений и недоумений.

Остаётся надеяться, что священноначалие Русской Православной Церкви проявит в этом вопросе благоразумную осторожность и духовную мудрость, органично совмещая идею совершенствования богословского образования с присущей Православию верностью духовным традициям обучения и воспитания.

Итак, духовная школа, как и сама жизнь, не может стоять на месте. Как в любом здоровом организме, в ней должны проходить те или иные процессы и изменения, называть которые можно по-разному: преобразованием, развитием, реформированием, становлением, совершенствованием и тому подобное.

Иером. Адриан: Расскажите о Вашем сотрудничестве с Церковно-научным центром "Православная энциклопедия".

М.С. Иванов: Моё сотрудничество с "Православной энциклопедией" началось в 1998 году, когда по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II я вошел в рабочую группу преподавателей МДАиС. Нам было поручено принять участие в поистине грандиозном начинании Русской Православной Церкви - издании энциклопедии, посвященной 2000-летию Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Указом Его Святейшества от 14 апреля 1998 года "О формировании Научно-редакционного совета по изданию ?Православной энциклопедии?" я был включен в состав этого совета в качестве куратора редакции "Догматическое богословие".

За десятилетний период работы в энциклопедии мной было написано более двадцати статей догматического характера. Кроме того, я принял участие в написании большой статьи для общего тома энциклопедии: "Церковная наука в России. XVII-XX вв.". В течение этого периода редакция Богословия, входящая в Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", постоянно поручала мне рецензирование богословских статей.

Иером. Адриан: Много ли времени занимает работа над созданием "Православной энциклопедии"?

М.С. Иванов: Несмотря на то, что сотрудничество с Центром является довольно существенной дополнительной нагрузкой к моей административной и учебной работе, оно приносит мне неоценимую пользу. Дело в том, что многие статьи этой энциклопедии, в том числе и богословские, имеют одну весьма важную особенность. В отличие от статей других энциклопедий, которые, как правило, носят описательный характер и в которых делается краткое обобщение тех объективных данных (знаний, результатов исследования, сведений), какие уже имеются в наличии, статьи "Православной энциклопедии" очень часто представляют собой научно-богословское исследование проблем, существующих в различных областях церковной науки. Это отличие сопряжено с целым рядом особенностей, вызванных состоянием самой церковной науки, как в России, так и за рубежом.

Интенсивное развитие в нашей стране эта наука получила лишь в конце XIX - начале XX столетия. Однако революционные события и гонения на Церковь не только остановили это развитие, но и уничтожили как саму науку и её творцов, так и богословское образование. Подлинного возрождения русского богословия в советский период, естественно, быть не могло; оно началось совсем недавно - менее двадцати лет назад. Определённую роль в этом возрождении, несомненно, играет церковная наука за рубежом, как православная, так и инославная. Однако не стоит преувеличивать эту роль. Зарубежное Православие само постоянно встречается с богословскими проблемами, объективно решить которые сразу ему не всегда удаётся (примером этого может служить диалог между Православной Церковью и нехалкидонскими церквами). Что же касается инославия, то и его богословие, в силу, прежде всего, конфессиональных особенностей, далеко не всегда может помочь православным учёным в их научно-богословских исследованиях.

Всё это показывает, что авторам энциклопедических статей зачастую приходится самим, и всесторонне, исследовать проблематику этих статей, поскольку такого исследования в прошлом не проводилось. Кроме того, необходимо делать обобщение полученных ими научных данных, а в отдельных случаях даже давать критическую оценку тем результатам научно-богословских исследований, которые или на сегодняшний день уже устарели, или изначально были необъективными.

Признание того, что многие энциклопедические статьи являются научными богословскими исследованиями, - это не только моё частное мнение. Это же признают и научные редакции "Православной энциклопедии", с сотрудниками которых мне приходилось вести разговор на эту тему. По этой же причине многие статьи имеют большой объём и иногда напоминают монографическое исследование.

Такой характер статей делает работу их авторов в значительной мере творческой и, несомненно, способствует их богословскому росту, расширению их познавательного кругозора, их духовному становлению. Эти качества, необходимые не только для православного богослова, но, как я считаю, и для любого христианина, живущего полнотой церковной жизни, а не одними лишь обрядовыми предписаниями, крайне необходимы и преподавателям духовных учебных заведений. Поэтому привлечение преподавателей к работе в энциклопедии не может восприниматься как обуза, мешающая их основным занятиям. Написание энциклопедических статей - это продолжение их научно-богословской работы, без которой не может быть не только церковного учёного, но и хорошего преподавателя духовных учебных заведений.

http://bogoslov.ru/text/356907.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Иванов
Рождество Пресвятой Богородицы
Фрагмент статьи из «Православной энциклопедии»
20.09.2022
К проблеме числа "666"
VII Пленум Синодальной Богословской комиссии<br>Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г.
01.02.2001
Все статьи Михаил Иванов
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06