Слово Святейшего Патриарха Алексия на открытии конференции «Пастырство: традиции и современность. К 100-летию преставления святого Иоанна Кронштадтского»

8 ноября в рамках VII церковно-общественной выставки-форума «"Православная Русь" - к Дню народного единства» в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась конференция «Пастырство: традиции и современность. К 100-летию преставления святого Иоанна Кронштадтского». Святейший Патриарх Алексий обратился к присутствующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую вас на конференции, посвященной изучению опыта пастырского служения в церковной традиции и в современной жизни, а также размышлениям о будущем пастырства. В этом году конференция приурочена к 100-летней годовщине преставления одного из выдающихся подвижников нашей Церкви ? святого праведного Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн явил своим служением образец доброго пастыря, «полагающего жизнь свою за овец» (Ин. 10:11) и воплотившего евангельский идеал жертвенной любви.

Традиция окормления народа Божия, основанная на образе истинного Пастыря, Христа, и на Его учении о духовном наставничестве словесных овец, вбирает в себя тысячелетний опыт служения Богу и Его верным чадам сонма подвижников, обильно наделенных даром отеческой любви и заботы. Их наследие служит надежной опорой для современных пастырей, руководством в их ответственном служении.

Во все времена духовный наставник, последуя Пастыреначальнику Христу, стоял во главе общины верующих, созидал ее духовную жизнь в молитвенном общении с Богом посредством богослужения, церковных Таинств, и в первую очередь Таинства Святой Евхаристии. Божественная литургия таинственно соединяет со Христом и паству, и самого служителя алтаря Господня.

Устроение во Христе жизни человека и церковной общины есть предназначение пастырского труда. Однако труд этот имеет успех лишь при условии заботы пастыря как о духовном возрастании его словесных чад, так и о преодолении собственных недостатков. Наставник чад Божиих всегда должен хранить в своем сердце слова Спасителя: «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин. 12:26). Пастырь призван воплотить в своей жизни евангельский нравственный идеал. Лишь тот, кто целиком посвятит свою жизнь служению Богу и ближним, способен привлечь ко Господу огрубевшие от житейской суеты сердца людей, помочь им обрести веру и надежду.

Порой духовный наставник, поддавшись искушению тщеславия и гордости, забывает о своем ученичестве и ставит себя на место Божественного Учителя. Не заграждать собой Христа, но открывать Его людям ? вот истинный образ действия пастыря, свидетельство его духовной мудрости и опытности.

Подлинное пастырство возможно лишь тогда, когда священнослужитель осознает свою неразрывную связь с Полнотой Церкви. Единение пастыря с приходской или монашеской общиной, с собратьями по служению, со Священноначалием способствует внутренней гармонии церковного бытия, препятствует возникновению и развитию конфликтов, учит «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3). Послушание пастыря законной иерархии, укорененное в Слове Божием и в традиции Святой Церкви, должно быть важной частью его экклесиологического сознания, помогать ему чувствовать себя частью церковного организма. Святой Игнатий Богоносец обращается к пастырям со следующими словами: «Повинуйтесь епископу и друг другу, как Иисус Христос повиновался отцу по плоти и апостолы Христу, Отцу и Духу, дабы единение было вместе телесное и духовное» (Послание к магнезийцам, гл. 13).

Современность ставит перед духовным наставником все новые вопросы, на которые он должен дать взвешенный, достойный ответ. Окружающее общество разительно изменилось за последние десятилетия. Вместе с внешней свободой пришли и соблазны, способные пленить человеческую душу ложными представлениями о смысле бытия, усыпить ее греховными удовольствиями. В этот лукавый век пастырю необходимо быть бдительным, тонко чувствовать, чем живет современник, уметь отличать правду от лжи, проповедовать непреложный евангельский закон. Большой подмогой проповеди Евангелия служат увеличившиеся информационные возможности и открытость к Церкви различных слоев нашего общества. В этих условиях пастырь призван с особой ревностью    свидетельствовать об Истине, обличать грех и неправду «со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2).

Сегодня невозможно укрыться от вызовов секулярного мира за стенами храмов. Пастырь должен идти навстречу людям, поддерживать слабых духом, помогать ищущим Истину обрести ее, содействовать в правильном выборе сомневающимся, возвращать надежду на спасение потерявшим ее.

Опыт духовного окормления словесных овец, завещанный нам богомудрыми наставниками, побуждает новые поколения пастырей следовать их примеру ? ревностно молиться за свою паству, по-отечески любить ее, сопереживать нуждам и скорбям чад Божиих, сорадоваться их успехам. Лишь безграничная, живая любовь пастыря к Богу и своей пастве воистину созидает стадо Христово, направляя его на пути, ведущем в Жизнь вечную.

Надеюсь, что эта конференция поможет нам в духе братской любви и взаимного согласия, бережно храня церковную традицию подлинного духовного наставничества, поговорить о значении современного пастырства, о его миссии в нашем непростом мире. Пастыреначальник Христос да будет Сам нашим руководителем в сегодняшней соборной дискуссии.

http://www.patriarchia.ru/db/text/486174.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
+Алексий II :
О церковном модернизме и неообновленчестве
К семилетию со дня кончины
04.12.2015
В монастырь не уходят - туда приходят
Архивный материал ко дню смерти Святейшего Патриарха Алексия II
05.12.2012
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве
5 декабря исполняется два года со дня кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II
05.12.2010
Годовщина со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II
Патриарх Алексий II о времени, о близких, о себе...
04.12.2009
Все статьи автора